Стиль
Впечатления 10 шаблонных героев и ситуаций, за которые мы любим кино
Стиль
Впечатления 10 шаблонных героев и ситуаций, за которые мы любим кино
Впечатления

10 шаблонных героев и ситуаций, за которые мы любим кино

Фото: kinopoisk.ru
Штампы в кинематографе могут быть как сюжетные, так и ситуативные. Вычислить шаблон легко — сюжет будет развиваться именно так, как вы ожидаете.

Одеяла после катастроф

Спасательные фольгированные одеяла, которые во многих фильмах раздают пострадавшим в катастрофах, также называют космическими. Первое такое одеяло в 1964 году было разработано для NASA. Главная его особенность в том, что используемый материал — майлар — отражает тепло, поэтому космические одеяла часто используют как накидки после марафонов. Они не дают спортсменам потерять тепло после интенсивной нагрузки. При помощи этого аксессуара в случае необходимости можно развести костер. То, что для зрителей — штамп, для американских спасателей и полицейских — служебная необходимость, поскольку предлагать пострадавшим одеяла они должны по инструкции.

Фото: kinopoisk.ru
 

Золушка и Иван-дурак

Этих героев можно объединить, поскольку Золушка и Иван-дурак во многом похожи. По ходу фильма неудачник или ничем не примечательная девушка одерживают жизненную победу. Картины с хеппи-эндом вдохновляют, поэтому и нравятся зрителям. Среди таких картин «Моя прекрасная леди» (1964), «Красотка» (1990), «Форрест Гамп» (1994), «Дьявол носит Prada» (2006).

Фото: kinopoisk.ru

Неподходящий напарник

У каждого полицейского, спасающего мир, должен быть напарник, с которым у копа непростые отношения. Старший в паре при этом обычно дорабатывает последние дни. Их характеры абсолютно не совпадают, они могут ругаться и драться друг с другом, но в итоге их работа оказывается продуктивной. Этот штамп служит основой отношений главных героев во множестве фильмов. Например, в картинах «Семь» (1995), «Люди в черном» (1997), в сериале «Настоящий детектив» (2014).

Фото: kinopoisk.ru

Взрыв на заднем плане

По законам блокбастеров, при столкновении во время аварии машина сразу должна взрываться. На фоне многометровых всполохов огня главный герой бежит или уверенно идет по направлению к зрителям. Если автомобиль задевает другую машину в потоке, то взлетает на три метра вверх и выполняет фигуру высшего пилотажа «бочка». Если в машине положительные герои, то они успевают покинуть автомобиль до взрыва (а он непременно будет), если отрицательные, то выбраться они не успеют. Примеры такого развития сюжета встречаются в фильмах про Джеймса Бонда, «Коммандос» (1985), «Ларе Крофт» (2001) — в каждом втором боевике.

Фото: kinopoisk.ru

Ветеран, для которого война не закончилась

Тема войн и ветеранов — одна из ключевых для Голливуда. Как правило, ветеран войны, например вьетнамской, возвращается домой и оказывается в сложной ситуации, выход из которой он видит в применении своих спецнавыков и развитии конфликтной ситуации. Такой сюжет лежит в основе «Рэмбо» (1982), «Переполоха» (1980), «Универсального солдата» (1992), «Загнанного» (2003).

Фото: kinopoisk.ru

Серая мышка

Фильмы ужасов — набор клише. Отчасти поэтому мы их и любим. В них обязательно будет бегство от грузовика, спуск в подвал ночью, появление нечисти в зеркале, долгий монолог перед смертью, поломка машины, проблемы со связью и погодой. И выживет только та героиня, которую продюсеры называют Final girl, ее можно определить еще в начале — она наименее заметна. В финальной сцене, скорее всего, девушка будет убегать, упадет и начнет ползти, но обязательно спасется. Потом будет сидеть у машины скорой помощи в блестящем одеяле и пить кофе. Если у фильма планируется продолжение, она заметит что-то подозрительное поблизости. Примерами могут служить «Пункт назначения» (2000), «Пятница, 13-е» (2009), «Замерзшие» (2010).

Фото: kinopoisk.ru

Замедленные таймеры

В фильмах про террористов бомбы всегда снабжены циферблатом с обратным отсчетом. Кому он может пригодиться, если бомба находится вне зоны видимости? Сценаристам. Обратный отсчет всегда вызывает у зрителей всплеск адреналина, вызывает восторг и катарсис. Никого не смущает, что за десять секунд до фатального 00:00 может произойти диалог на полминуты, а за одну секунду до взрыва у героя все же получится предотвратить катастрофу, перерезав нужный провод. Этот шаблон не обошел многие серии бондианы «Крепкий орешек» (1988), «Успеть за 30 минут» (2011).

Фото: kinopoisk.ru

Второе дыхание

Один из самых узнаваемых, но до сих пор использующихся приемов: герой до последнего момента проигрывает, потом о чем-то вспоминает или видит кого-то близкого в толпе, обретает второе дыхание, бросается в борьбу с новыми силами и обязательно побеждает. Так устроено большинство спортивных боевиков: четыре части «Кикбоксера» (1989–1994), обе части «Кровавого спорта» (1988, 1996), «Самоволка» (1990), «Гладиатор» (1992).

Фото: kinopoisk.ru

Неуловимый хакер

Компьютеры во многих фильмах — открытая книга. Информация строгой секретности находится в них за две минуты путем активного стука по клавиатуре. Хакер обычно живет в какой-то комнатушке, дома у него беспорядок, одет он в нечто мрачное и мешковатое. Агенты спецслужб выходят на хакера в кульминационный момент, как в «Матрице» (1999). Сегодня хакер уже полноценный главный герой, и вера в его всемогущество по-прежнему актуальна. Доказательства тому — «Пароль "Рыба-меч"» (2001), «Кто я» (2014), «Игра в имитацию» (2014).

Фото: kinopoisk.ru

Просторная вентиляция

На любой самый закрытый объект можно проникнуть через систему вентиляции. Этим занимается и Брюс Уиллис в «Крепком орешке» (1988), и Том Круз в «Миссия невыполнима» (1996). Многие из таких сцен невозможно повторить на практике независимо от размера талии и умения выбивать решетки. Самые большие воздуховоды — это вертикальные стояки, а горизонтальные ответвления вентиляции значительно уже тех, которые показывают в фильмах. А еще они очень быстро загрязняются пылью, поэтому в реальности герой вряд ли прополз бы по блестящему металлическому тоннелю, не расчихавшись и не перепачкавшись.

Фото: kinopoisk.ru