Стиль
Впечатления Вселенная Резо Габриадзе: как кукольный театр заставляет нас плакать и смеяться
Стиль
Впечатления Вселенная Резо Габриадзе: как кукольный театр заставляет нас плакать и смеяться
Впечатления

Вселенная Резо Габриадзе: как кукольный театр заставляет нас плакать и смеяться

Фото: пресс-служба
Рассказываем, почему не стоит упускать возможности побывать на постановках театра марионеток Резо Габриадзе и вместе c Лео Габриадзе объясняем, из чего состоит авторская вселенная мастера.

Это не тот кукольный театр, в котором интересно только детям: в спектаклях легендарного художника, сценариста и режиссера речь всегда идет о взрослых проблемах, но решаются они в фантастическом мире, где паровозы влюбляются друг в друга на разрушенной после войны железной дороге, а жизнь муравья ценится не меньше жизни человека. И хоть на здании театра Габриадзе в Тбилиси написано: «Пусть слезы у нас будут только от резки лука», на его спектаклях сложно не заплакать.

«Резо как-то рассказывал, что он спешил, — комментирует появление этого девиза его сын и бессменный помощник Лео Габриадзе. — "Там, говорит, камень привезли, надо что-то писать". И это первое, что пришло в голову. И так теперь навеки. Но эти слова, скорее, пожелание для других, чем девиз для себя. Резо искренне желает другим людям добра. Но мы же театр, а исторический логотип драмы — это смеющаяся и плачущая маски. Смех и слезы — обязательная часть для любого театра. И Резо в первую очередь драматург: он отлично понимает, что смешно, что грустно, как это нужно состыковывать. Он владеет нужными приемами для достижения нужных целей».

Сам Лео Ревазович вырос в мастерских Резо Левановича и постоянно наблюдал за его работой. Сейчас он режиссер, продюсер, а последняя его анимационно-документальная лента «Знаешь, мама, где я был» посвящена детству отца и его воспоминаниям. Сам Резо выступил в нем в роли рассказчика и художника.

Лео Габриадзе
Лео Габриадзе

«На свои отношения с отцом я во многом смотрю как на школу. Среди всего этого я научился командной работе. Но Резо, как правило, все сам придумывает и каждый день практикует свое ремесло. И когда оказываешься в его студии — играешь по его правилам. Я всегда смотрю на работу в этом театре как продюсер. Важно, чтобы Резо максимально смог себя выразить, чтобы ему ничего не мешало, потому что театр — это большая команда. И надо следить за тем, чтобы все как-то работало. Вот он сейчас пишет секретное что-то, надеюсь, скоро узнаем. И хотелось бы скорее это выпустить на сцене».

Театр — далеко не единственное занятие Резо Габриадзе. Многим он знаком как сценарист фильмов «Мимино», «Кин-дза-дза», «Не горюй!», кто-то знает его картины (живопись, графику), а кто-то пытался бросить монетку на памятник Чижику-пыжику на Фонтанке, автором которого он является. Но все же что заставляет Резо до сих пор заниматься театром?

«Кино всегда стремилось к реализму, а театр к условности, — рассказывает Лео. — Кукольный театр максимально условен. И если ты работаешь с поэтичной и эмоциональной драматургией, сочетая ее с театральной условностью, ты можешь создавать какой угодно мир. Кукольный театр вообще атавистичен по своей сути. Все с ним выросли. Это одна из первых форм театра. Когда актеры выходят на сцену, особенно знаменитые, это выбивает из повествования, я пробуждаюсь в этот момент. Тем более если таких актеров несколько, и ты видел их и в кино, и в театре, знаешь что-то про их личную жизнь — невозможно просто воспринимать спектакль. А в кукольном театре — это герои в чистом виде. У кукол нет другой жизни, они этим и живут. Но что в театре, что в кино — одна цель: чтобы зритель погрузился полностью в повествование, в драматургию и ничего не пробудило бы его от этого сна. Сон может быть эмоциональным, смешным, грустным — каким угодно, лишь бы человек не проснулся и не начал думать о своих делах, эсэмэски посылать. Помимо этого, в кино всегда много компьютерных трюков. А в нашем театре внимание удерживает простота».

Резо Габриадзе
Резо Габриадзе

Можно пользоваться сложнейшими трюками, новейшими технологиями, но даже это не поможет многим из нас создать нечто, покоряющее десятки тысяч людей по всему миру. У Резо Габриадзе действительно получается создавать спектакли из самых простых элементов. И несмотря на то что некоторые из них идут без малого 40 лет, они до сих пор заставляют смеяться и плакать молодых, старых, русских, иностранцев — всех.

«Во-первых, он всегда описывает эпоху, — продолжает Лео. — Его герои не на плоской стене экспонируются, они вписаны в конкретный мир, живущий по своим правилам. У меня всегда такое ощущение, что Резо занимается сказочным реализмом. С одной стороны у него все очень приземленное, все про людей, а с другой — этот мир находится в каком-то фантастическом воздушном пространстве. Вообще театру сложно уйти от своего языка. Когда смотришь зарубежный спектакль с субтитрами, невольно теряешь эффект погружения. А с нашими кукольными спектаклями нет такого, что вот только в Грузии они хорошо идут, или только во Франции, или только в России. И вроде бы это грузинские истории, но они настолько эмоциональные, что берут за общечеловеческий нерв. И не важно, знаешь ли ты что-то про культуру грузинской деревни, все главное будет понятно. А в слово "талант" я не верю. Я верю в трудолюбие и обстоятельства. Это ленивые люди придумали, чтобы оправдать свое бездействие, мол, "Это соседу повезло, а мне не повезло". Нет, он просто раньше вставал и шел работать».

На фоне современных театральных тенденций театр Резо Габриадзе может казаться анахроничным: сегодня мы избегаем пафоса, скрываемся за иронией и сарказмом, важное скрываем в метафорах — боимся казаться простыми. Истории Резо всегда рассказаны понятным языком и касаются общечеловеческих мыслей и проблем. При этом они вовсе не примитивны, а сотни мелких деталей и наблюдений делают их романтичными и в хорошем смысле сентиментальными.

Как устроен мир Резо Габриадзе
Как устроен мир Резо Габриадзе
Фото: пресс-служба

«Есть определенная аура, которую создал Резо, и когда попадаешь в мир его спектаклей — начинаешь улавливать гармонию и объем этого мира. Театру уже почти 40 лет, и на протяжении всего этого времени здесь главенствует один закон: цинизм неуместен. Один циник может испортить всю команду, все здание расшатать. Резо все делает с открытым сердцем, не издеваясь и не смеясь высокомерно над нашими пороками. Конечно, есть режиссеры, которые умеют работать с иронией и цинизмом, но это не наша история. Когда Резо что-то рассказывает или показывает свои художественные работы — меня это восторгает. Мне хочется этим поделиться. Собственно, поэтому и появился фильм "Знаешь, мама, где я был". Сегодня основная моя задача — сохранить то, что уже есть, поставить пьесы Резо, которые еще не поставлены. Мне, как режиссеру, интересно работать с историями и образами, созданными Резо. Его мир захватывает и увлекает».

Театр остается верен себе. Меняются президенты, распадаются страны, проходят войны, а в маленьком зале на 80 мест идут все те же спектакли, до сих пор собирающие аншлаги по всему миру. Это должно держаться на каком-то фундаментальном принципе, верность которому сохраняет и сам Резо, и вся команда театра. Что это за принцип?

«Вы просите, чтобы я сделал подводку к карьере отца, — задумывается Лео. — Мне это сложно… это вопрос жизни — найти вот эту фразу. Если вы мне поможете, буду по гроб вам благодарен!»