Впечатления Что такое спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой»
Впечатления Что такое спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой»
Впечатления
Что такое спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой»
© Александр Куров / Предоставлено пресс-службой театра «Практика»
«РБК Стиль» сходил на премьеру спектакля «Человек из Подольска Сережа очень тупой» в театре «Практика» и теперь рассказывает, что это, почему между двумя названиями нет ни точки, ни запятой и зачем постановку смотреть каждому.

Что это

В театре «Практика» прошла первая премьера осени. Спектакль под названием «Человек из Подольска Сережа очень тупой» — именно так, без точки между — объединил две пьесы писателя и драматурга Дмитрия Данилова. Постановка заняла обе сцены «Практики» и развела зрителей по двум залам. На входе на руку каждому надевают браслет — его цвет определяет, какую часть спектакля вы посмотрите первой. Большая сцена театра превратилась в отделение полиции, в котором происходит действие пьесы «Человек из Подольска». Маленькая сцена — в квартиру, где живет герой по имени Сережа из текста «Сережа очень тупой».

© Александр Куров / Предоставлено пресс-службой театра «Практика»

Происходят оба действа параллельно, а в антракте зрители меняют одно пространство на другое, с перерывом на выход во двор «Практики», где артисты предлагают разучить вместе с ними «Танец мозга» или гимн Москвы. Тем, кто забредет в Большой Козихинский переулок случайно, все происходящее, возможно, покажется несколько странным, для тех же, кто уже погрузился в тексты Данилова, проходы на согнутых ногах под выкрики «Ай-лоле, лоле, лоле» или «Ай-пэи, пэи, пэи» выглядят закономерно.

© Александр Куров / Предоставлено пресс-службой театра «Практика»

 

 

Кто написал

Автор пьес «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» — писатель, поэт и драматург Дмитрий Данилов. И если как писатель Данилов успел уже выпустить восемь книг прозы, то в качестве драматурга написал пока всего три пьесы, быстро, впрочем, заявив свои права на территорию: на минувшей церемонии вручения театральной премии «Золотая маска» он получил награду как раз за лучшую работу драматурга. Номинированная пьеса «Человек из Подольска» была поставлена в Театре Doc. его худруком Михаилом Угаровым. Но и другой текст, «Сережа очень тупой», без внимания режиссеров не остался. В прошлом сезоне премьера одноименного спектакля в постановке Алексея Кузмина-Тарасова прошла в Мастерской Петра Фоменко.

 

 

 

Материал

«Буду у вас в течение часа», — примерно такую фразу услышал однажды от курьера Данилов и задумался о двусмысленности формулировки. Из нее в результате и выросла целая пьеса. Живя в мегаполисах, мы привыкли встречать и отправлять посыльных. Привыкли знать, кто, что и откуда нам везет. Однако в пьесе «Сережа очень тупой» простейшая бытовая ситуация вдруг оборачивается ситуацией экзистенциальной. К программисту Сереже курьеры неожиданно приезжают втроем и с порога заявляют: провести у него они намерены ровно час, по окончании которого отдадут посылку с неведомым пока содержанием, отправленную неизвестно кем. История не реальная, а вымышленная, она обставлена приметами нашего времени настолько точно, что параллели с действительностью тянутся сами собой.

© Александр Куров / Предоставлено пресс-службой театра «Практика»

Не менее абсурдным выглядит и сюжет «Человека из Подольска». Несколько полицейских проводят в отделении допрос некоего Николая Степановича Фролова, проживающего в Подольске мужчины чуть за 30. Николай Степанович нервничает, призывает объяснить, за что его задержали, и то и дело эмоционально восклицает «бред какой-то». Зрители между тем уже готовы вспомнить фильмы Звягинцева, где герои безуспешно борются с системой. Однако вопросы, которые задают задержанному, быстро выталкивают и Человека из Подольска, и собравшихся в зале из привычного контекста. Полицейские явно начитались Камю и Пруста, а все — чего они хотят, объяснить Человеку из Подольска, как красив его город и как он неправ, когда этого не замечает. Они знают группу Einstürzende Neubauten, могут подыграть на гитаре или на басах и готовы выдать монолог о «прекрасно-зловещем силуэте цементного завода» и прочих придорожных красотах, поджидающих каждого, кто едет на электричке из Подольска в Москву. Другими словами, они — интеллектуалы в полицейской форме.

Провокаторы, которые пытаются выбить своего арестанта из «зоны комфорта», о которой гудят направо и налево, именитые коучи. Впрочем, герой находится в этих обстоятельствах не то чтобы добровольно. На месте и обезьянник, и наручники, несколько раз в опасной близости от лица появляется дубинка. В общем, чтобы показать, что жизнь на автомате — не жизнь, эти полицейские готовы пойти на крайние меры.

Филигранно прописанная автором провокация множится на сценическое ее воплощение — в результате зал постоянно взрывается хохотом, а в антракте вываливается во двор: смотреть, как герои пьес будут взаимодействовать со зрителями.

 

 

Кто поставил и кто играет

За премьеру в театре «Практика» на пару отвечают режиссер Марина Брусникина и художник-постановщик Савва Савельев. Занятые в постановке артисты Мастерской Брусникина существуют в пространстве настолько лаконичном, что его легко можно принять за залы какого-нибудь музея современного искусства, а все происходящее — за тотальную инсталляцию. Понаблюдав за героями пьес — обывателями, чья привычная жизнь резко, по щелчку, изменилась, — создатели спектакля убрали разделяющую два названия точку. Получившийся в итоге «Человек из Подольска Сережа очень тупой» — действительно одно целое. Одновременно привычное и в то же время абсурдное. «Брусникинцы», как никто другой, умеют выбивать зрителя из заданных рутиной рамок и с легкостью демонстрируют этот свой талант в очередной раз. Одни артисты органичны в своем удивлении, возмущении и неизбежно наступающем принятии, другие — в настойчивости, с которой они гнут свою линию, — будь то упорство курьеров или сотрудников полиции.

 

 

Зачем нам это нужно

Во всех смыслах важная для театра «Практика» премьера состоялась в самом начале сезона. Экстремальные ситуации, в которые попадают герои спектакля, оказываются совершенно не такими, какими уже успел смоделировать их себе зритель. Однако через абсурдистскую комедию временами так явно проглядывает наша общая действительность, что становится уже не до смеха. Это театр настолько близкий к повседневности, что посоветовать постановку можно не только завсегдатаям (они и сами придут), но каждому, кто страшится слов «три часа с одним антрактом». В конце концов, каждый из нас хоть раз думал, что живет не в самом красивом городе, по пути на работу не видит ничего примечательного, да и вообще проводит дни на автомате.