Впечатления Особняк-трансформер: что такое культурное пространство «Рихтер»
Впечатления Особняк-трансформер: что такое культурное пространство «Рихтер»
Впечатления
Особняк-трансформер: что такое культурное пространство «Рихтер»
© Елизавета Кочергина
В центре Москвы открылось культурное пространство «Рихтер». Независимая арт-площадка обосновалась в особняке XIX века на Пятницкой улице, 42. «РБК Стиль» побывал в «Рихтере» до открытия и после него и пообщался с его основателями.

У порога, под черной лестницей, ведущей к таинственным высотам трехэтажного здания, расположился позолоченный деревянный «имперский» лев Олега Кулика. Слева от скульптуры — вход в одну из комнат, где в беспорядке и строительной пыли застыли столики, стулья и барная стойка. В следующей комнате — мини-галерея с местами для отдыха, за ней — открытая кухня, также с баром, дальше — вторая лестница, в стекле и мраморе, еще один выход к верхним этажам.

Всюду с озадаченными лицами снуют молодые люди в «вольном» дресс-коде, с открытыми ноутбуками, тренькающими смартфонами и срочными делами. Рабочие красят стены, прикручивают розетки и убирают мусор.

С лестницы спускается человек в черном. В руках у него деревянный стол. Поставив его, он сбивает строительную пыль с пиджака и джинсов и представляется: Григорий Туманов.

До официального открытия «Рихтера» остается два дня.

 

 

Трансформация медиа

Проект «Рихтер» придумала Анастасия Ефимова, основатель знаменитого Brick Design Hotel на Мясницкой. Идея о пространстве для коллективного созидания и общения пришла к ней в Париже, на улице Сент-Оноре.

Ей стало ясно, что всем, кого объединил Brick (дизайнеры, фотографы, архитекторы, предприниматели, люди из медиа), не помешает собираться под одной крышей. Такое место нашлось на Пятницкой, 42. Тогда же, в октябре 2017 года, она обратилась к своему давнему другу, журналисту Егору Мостовщикову, с предложением заняться обустройством библиотеки в будущем «Рихтере», но в итоге все закончилось тем, что основанная им медиаартель «Мамихлапинатана» и партнеры Антон Ярош и Григорий Туманов стали полноценными сооснователями проекта.

© Елизавета Кочергина

«Представьте себе издание, в котором также есть рубрики и редакторы, отвечающие за эти рубрики. Так и будет функционировать "Рихтер", — объясняет Туманов. — Так и в "Рихтере" есть команда кураторов, которая как редактор будет наполнять свои рубрики».


 

 

Культурное пространство

На втором и третьем этажах особняка откроется отель на восемь номеров, а  помещения на первом определили под ресторан, вермутерию, бар, библиотеку, магазин и закрытый клуб. В подвале расположатся студия онлайн-радио «Глаголев FM», галерея Анастасии Шавлоховой «Сцена» и печатная мастерская Esh Print. В «Сцене» уже выставлено несколько работ Олега Кулика, увенчанных знаменитой фотографией «Я кусаю Америку, и Америка кусает меня». Вокруг то и дело сверкают вспышки камер на смартфонах посетителей.

Можно фотографировать и снимать видео, прогуливаться по этажам, общаться с друзьями, заводить знакомства, занять столик и погрузиться в работу, которая, как и время, никогда не ждет. 

© Елизавета Кочергина

«Важно, чтобы гость нашел здесь свой дом. Поэтому будут ресторан, выставки, инсталляции, вермутерия, отель. Конечно, чтобы прийти в "Рихтер", не обязательно снимать номер», — продолжает Туманов.

В вечер открытия 16 сентября в «Рихтере» продемонстрировали инсталляции, посвященные архитектуре, фотографии, кино, музыке, театру и медиа. На третьем этаже особняка состоялся иммерсивный спектакль. Музей Практик Чувствования от команды перформеров-медиаторов тактильного перформанса «Со-прикосновение» пользовался большим спросом. Желающие поучаствовать буквально забили лестницу в ожидании своей очереди.

Журналисты, чей удел обычно — клавиатура, монитор и смартфон, вслед за Ефимовой перекочевали в реальный бизнес из камня и бетона. Инициативу команды «Рихтера» поддержал ряд инвесторов, имена которых партнеры не раскрывают, но уточняют, что это такие же, как и они, self-made бизнесмены, разделяющие их идеи. Главная ценность «Рихтера» — показать, что сегодня в современной России можно и нужно заниматься бизнесом. Строительство и ремонт начались в апреле, а официальное открытие планировалось летом, но незначительно сдвинулось.

© Елизавета Кочергина

«Мне кажется, потенциал Замоскворечья, одного из моих любимых районов Москвы, недооценен. У нас была "Солянка", есть бар Denis Simachev. Хотелось бы, чтобы здесь, на Пятницкой, тоже появилась некая константа», — говорит Туманов. Публику ждут самую разную, главное, чтобы ей нравилось участвовать в интеллектуальном и художественном безумии. 

В прохладный вечер воскресенья под большим киноэкраном во внутреннем дворе, куда проектор транслировал немой фильм Шанталь Акерман «Отель Монтерей», собрались страждущие этого безумия люди. Первый официальный выход «Рихтера» на публику протекал приятно для всех, включая главного редактора «Батеньки», в какой-то момент вставшего за барную стойку.

 

 

Активный образ культурной жизни

Для проекта важен не столько сам особняк, сколько люди, испытывающие удовольствие от пребывания в нем. К «Рихтеру» из интереса, на добровольных началах, присоединились молодые архитекторы Артур Макаров и Петр Мироненко, а также дизайнер Сердар Яников, которые сошлись во взглядах с его основателями. Все они проводили на стройке часов по 20 каждый день.

Более того, к проекту причастна внушительная группа кураторов — 12 человек делают, что душе угодно. Таковы условия сотрудничества: свободное творчество в обмен на площадку, где его удобно воплощать. Желательно, как можно чаще.

Главный архитектор «Рихтера» Артур Макаров, основатель Анастасия Ефимова, архитектор Петр Мироненко, основатель Егор Мостовщиков, координатор кураторской программы Екатерина Гавинская, координатор Алексей Петров, куратор по искусству Анастасия Шавлохова, основатель Lebigmag Константин Котов, генеральный подрядчик Любим Шубин, главный дизайнер Сердак Яников и основатель Григорий Туманов
© Елизавета Кочергина

Художник Арсений Жиляев создал в особняке галерею The Ugly Swans, а куратор Анастасия Шавлохова — галерею «Сцена». Режиссер Максим Диденко занимается театральной программой. Музыка — за музыкальным художником Zurkas Tepla, кино — за Владимиром Надеиным, основателем Международного фестиваля экспериментального кино MIEFF. За архитектурные проекты отвечают Михаил Микадзе и Оят Шукуров из бюро «Хора».

В начале октября двери «Рихтера» откроются для круглосуточного посещения, семь дней в неделю: добро пожаловать в непрерывный режим отдыха, созидания и общения в стенах старинного особняка. Надежды на то, что место действительно обретет статус константы, у его основателей крепкие, как перспективы нетворкинга.