Стиль
Впечатления Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн
Стиль
Впечатления Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн
Впечатления

Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн

Бунт своего времени: с чего начинался венский модерн
Ровно 100 лет назад, в один год, из жизни ушли главные представители венского сецессиона: Густав Климт, Эгон Шиле, Отто Вагнер и Коломан Мозер. «РБК Стиль» вспоминает, с чего начинался венский модерн и что для него сделали «бунтари» рубежа веков.

Вену начала XX века называли местом, где случился «всплеск гениальности». Здесь писал картины Густав Климт, проектировал дома Отто Вагнер, создавал мебель Коломан Мозер, а в доме № 19 по улице Берггассе жил и принимал пациентов Зигмунд Фрейд. Австрийская столица стала местом, где рождались новые идеи и течения, а главным стал венский модерн, связавший между собой все виды искусства.

 

Живопись

У истоков венского модерна в живописи стоял Густав Климт. Художник получил академическое образование и поначалу выполнял государственные заказы. При этом австрийскую живопись он называл местечковой и говорил, что в ней преобладают либо пейзажи, либо работы на мифологические сюжеты. В последнее десятилетие XIX века Климт стал все дальше уходить от академизма и отказался от госзаказов, а чтобы заработать, начал писать портреты жительниц Вены, которые ему заказывали их обеспеченные мужья.

В 1897 году Климт вышел из Академии художеств, чтобы окончательно утвердить право на существование неофициального искусства. И 3 апреля этого же года основал художественное движение, получившее название сецессион. Именно эту дату принято считать моментом рождения модернизма в австрийском искусстве. К сецессиону присоединились молодые художники, архитекторы и дизайнеры — все те, кто хотел уйти от консерватизма. А спустя год у движения появилась и своя выставочная площадка. Сооружение на предоставленном городом земельном участке было построено по проекту Йозефа Ольбриха — его украшал большой позолоченный купол с лавровыми листьями, а над главным входом появилась надпись: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода». Здание выполняло сразу две функции: оно стало «храмом искусства» раннего модернизма и одновременно самым значительным архитектурным творением венского сецессиона.

Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы

Художник Густав Климт; «Поцелуй», 1907–1908 годы

Что касается самого Климта, то темой его живописи стали женские образы. Новаторские приемы художника заключались в отказе от пропорций и в размытости фона. Говорят, сначала художник писал своих моделей обнаженными, а уже после «одевал» на холсте. На рубеже веков в творчестве Климта начался «золотой период» — он стал использовать различные оттенки золотого и применять сусальное золото. А в 1907 году создал картину, которую сегодня называют «визитной карточкой» Австрии. Речь идет о знаменитом «Поцелуе», гиды венской галереи Бельведер считают его самым репродуцируемым полотном в мире.

Эгон Шиле был самым молодым представителем венского модерна в живописи. Ученик Климта, он прожил очень короткую жизнь — всего 28 лет. При этом именно его называют ярчайшим представителем австрийского экспрессионизма — чего только стоят обнаженные, как будто «изломанные» автопортреты художника. Причиной их создания стала бедность Шиле. У него не было денег, чтобы заплатить моделям, и тогда он начал писать самого себя в стиле ню. После смерти Климта в феврале 1918 года именно Шиле прочили роль крупнейшего художника Австрии, но ученик пережил наставника всего на восемь месяцев. Незадолго до смерти он написал одну из своих самых печальных картин — «Семью». На ней Шиле изобразил себя, жену Эдит Хармс и их нерожденного ребенка. Младенец так и не появился на свет: эпидемия испанки унесла жизнь Эдит, а спустя три дня скончался и сам художник.

Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год

Эгон Шиле, «Автопортрет с физалисом», 1912 год

Архитектура

К модернизму Отто Вагнер пришел к середине 1890-х годов. К тому времени у него сложилось представление о том, каким должен быть современный крупный город. Именно Вагнер стал одним из главных создателей обновленного облика Вены. В стиле, отличном от того, какой был представлен на центральном бульваре города Рингштрассе, архитектор строил жилые дома и ведомственные учреждения. Вдоль набережной Линке-Винцайле по проекту Вагнера в 1898 году был возведен знаменитый Майолик-хауз. Его фасад украсили барельефы львиных голов и глазурованная майолика, расписанная цветочными узорами. Для архитектора было важно объединить эстетику с функциональностью. Фасад здания не только получился красивым, но и легко очищался от грязи, что соответствовало свойственной тому времени «моде на гигиену».

Совершенно по-другому выглядит здание Австрийского почтового сберегательного банка, построенное в 1906 году. Несмотря на то что оно возводилось по госзаказу, архитектору удалось создать образец чистого модерна. Железобетонные фасады Вагнер оставил без какого-либо украшения, отказался от портика над главным входом и лепнины. А лаконичный интерьер ничем не отвлекал посетителей от решения тех задач, ради которых они пришли.

Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера

Павильон венского сецессиона; Доходный дом Майолик-хауз Отто Вагнера

Дизайн

Сегодня Коломана Мозера, одного из тех, благодаря кому венский стиль стал международным брендом, назвали бы дизайнером и оформителем интерьеров. Он придумывал все: мебель, витражи, посуду, обои и почтовую бумагу. Ранние работы Мозера изобиловали орнаментальными и растительными узорами, но затем он перешел к более строгому геометричному стилю. В 1903 году он основал «Венские мастерские», где создавались предметы прикладного искусства для особо требовательных клиентов. Кстати, многие изделия, созданные художниками мастерской, изготавливаются и сегодня. А образцы 100-летней давности можно рассмотреть в венском музее прикладного искусства MAK.

Об австрийской столице рубежа веков писатель Герман Бар говорил: «В Вене тогда, очевидно, было небезынтересно...» И это верно — именно тогда были созданы многие шедевры живописи, архитектуры и дизайна, которые спустя век во всем мире признаны как художественное достояние Австрии. Сегодня венский модерн превратился и в успешный бренд, образцы которого привлекают туристов не меньше, чем Зальцбург Моцарта, дома Хундертвассера или просто шоколадный торт «Захер».

Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер

Орнамент Коломана Мозера, 1899 год; Художник Коломан Мозер