Впечатления «Состав мира»: кто и зачем устроил спектакль в поезде
Впечатления «Состав мира»: кто и зачем устроил спектакль в поезде
Впечатления
«Состав мира»: кто и зачем устроил спектакль в поезде
© Владимир Яроцкий
Что такое спектакль-путешествие, при чем тут чужая свадьба и почему действие происходит в вагонах поезда? «РБК Стиль» отправился из Москвы во Владимир, чтобы узнать, как выглядит «Состав мира» и что в нем происходит.

Третьего августа в 09:50 с Ярославского вокзала по маршруту Москва — Владимир отправился поезд. Он называется «Состав мира», и это не обычный поезд, а театральный локомотив, проследовавший во Владимир в рамках фестиваля-путешествия «Человек мира», организованного творческой лабораторией «Человек». Мероприятие стартовало 28 июля в Санкт-Петербурге, оттуда плавно переместилось сначала в Москву, а затем во Владимир и Суздаль. По задумке создателей, такое движение смотра становится отражением стремления современного человека прийти к своим истокам — природе, земле, естественности.

© Владимир Яроцкий

Так и родилась идея снарядить первый в стране арт-состав. «Искусство — это движение, а локомотив — сила, которая тянет за собой состав. Идея сделать переходящие друг в друга театральные действия возникла у нас несколько лет назад. Каждый вагон передает свое собственное состояние, а переходя по составу, можно связать их в единое целое», — объясняет основатель творческой лаборатории «Человек» Андрей Попов, встречающий пассажиров поезда.

© Владимир Яроцкий

К участию в спектакле-путешествии приглашены актеры и режиссеры из многих московских театров. «Состав мира» бережно собирали под предводительством креативного директора Жени Казарновской, продюсера Ольги Коршаковой, режиссеров Юрия Квятковского и Юрия Муравицкого, а также театральной группы «Эскизы в пространстве». Вот что у них получилось.

 

 

Москва— Болшево

Первым делом внимание привлекает багажное отделение: внутри вагона стоит пианино, на котором играет Петр Айду — лауреат «Золотой маски», преподаватель Московской консерватории, автор и участник музыкальных перформансов, а также коллекционер и реставратор старинных инструментов.

Поезд тронулся, и в вагоне № 7 громко заиграла музыка. За столом собираются гости — в этом салоне Актерская лаборатория Московской школы нового кино играет «Чужую свадьбу», поставленную Юрием Муравицким.

© Владимир Яроцкий

Этот импровизационный спектакль исследует свадьбу как ритуал. «Чужая свадьба» — чужая прежде всего потому, что зритель здесь не участник, а только сторонний наблюдатель, — рассказывает режиссер. — Это позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть процесс разрушения реальности, когда к финалу действия актеры перформанса начинают зацикливаться, доходя до частых повторов примитивных движений. Наша жизнь наполнена традициями, в которых, если разобраться, часто нет смысла. Мы выполняем их, потому что так кем-то “принято”. Но если абстрагироваться, это выглядит достаточно глупо и бессмысленно, но смешно, обаятельно и даже трогательно. Идея перформанса принадлежит моим студентам, а я только придал ей форму и помог адаптировать к пространству».

© Владимир Яроцкий

По мнению Муравицкого, сегодня актер должен быть универсалом, обладающим высокой степенью осознанности и подвижным восприятием. За такими артистами будущее: они не только воплотят в реальность задумки режиссеров, но и станут полноценными соавторами спектакля.

От свадебного пира — через тамбур — в музыкальный салон, разместившийся в вагоне № 8: стены с деревянными барельефами и выкрашены в глубокий синий цвет. В центре внимания здесь — любимицы московских интеллектуалов Мириам Сехон и Алиса Тен. «До последнего момента было неясно, как все будет, — рассказывает Мириам. — Мы запланировали музыкальную импровизацию с Алисой Тен и гитаристом Дмитрием Скворцовым.

Мириам Сехон
© Владимир Яроцкий

На месте к нам присоединилась скрипачка Ася Соршнева, Руст Позюмский на виола да гамбе и Юрий Балашов на звуко-суке. Мы хотели играть включениями по 14 минут, но к нам пришли слушатели и просто не уходили, так что мы продолжали петь под стук колес на протяжении всего движения поезда».

Ася Соршнева
© Владимир Яроцкий

В большей степени все происходившее в поезде — импровизация, причем и для пассажиров, и для участников. Можно встать и перейти в другой вагон или остаться, где больше понравилось, можно стать частью практически любого спектакля или наблюдать со стороны. В какой-то момент начинает казаться, что не ты выбираешь актеров, а они тебя — тогда вся реальность окончательно путается.

Руст Позюмский
© Владимир Яроцкий

 

 

Щелково — Монино — Фрязево

В Щелкове — остановка. Голос на вокзальной площади объявляет, что к железнодорожному пути подошел специальный поезд, следующий во Владимир, посадка производиться не будет. Отправляемся дальше. Вагоном № 9 руководит театр «Эскизы в пространстве». Современный московский театр абсурда в афишах всегда позиционирует себя как художественное объединение режиссеров, актеров, художников, дизайнеров, декораторов и музыкантов. Он специализируется на создании перформансов и инсталляций, сценических спектаклей и уличных представлений. Театр уже представлял свои спектакли на международных театральных фестивалях во Франции, Румынии, Эстонии, Беларуси и известен далеко за пределами России.

© Владимир Яроцкий

Сегодня здесь царят женщины. В этом вагоне — праздник жизни, возведенный в абсолют. По словам создателей, Ирины Михейшиной и Дмитрия Мышкина, идея перформанса — показать, что женская душа всегда остается загадкой. И разгадать ее ни у кого еще не получалось. Даже у женщин.

 

 

Орехово-Зуево—Покров — Петушки

В пути еще много сюрпризов: мастер-класс музыкального Ателье Playtronica, перформанс «ТранзАкция» хореографа Ирины Га и программа «5senses», подготовленная труппой LiquidTheatre. В плацкартном вагоне № 2 «образовалась» «Пробка мира», а в пятом — новый проект Юрия Квятковского под названием «Сардония Херба».

Постановка, как и все в этом поезде, необычная: десяток людей в белой одежде истерично смеются на протяжении всего пути от Москвы до Владимира. Режиссер представляет смех как сакральное действо и предлагает зрителям посмотреть на его природу с другой стороны.

© Владимир Яроцкий

Во многих древних культурах ритуальный смех — способ пережить утрату, съязвить. Сардоническим смехом жертвы смеялись старики на Сардинии, которых сограждане травили травой сардония херба, чтобы они не стали обузой для общества, — отсюда и название перформанса. «Мы рассматриваем не только коммуникационную, но и магическую составляющую человеческого смеха. Очень многие народы прибегали к нему, например, потому что видели целительные свойства», — объясняет Квятковский.

© Владимир Яроцкий

По его мнению, ключ к пониманию современного искусства лежит в открытости. «Мне кажется, не так важно, что именно происходило в вагонах. Главное, наблюдатели смогли почувствовать, что любую, даже самую обыденную ситуацию можно трактовать по-разному», — продолжает режиссер.

 

 

Владимир

Поезд остановился на железнодорожном вокзале Владимира, и гостей фестиваля пригласили на большой обед, который приготовили «Девчата мира» — женщины из ближних сел. На столе — и фермерские овощи, и ароматные кулебяки, и большие сочные арбузы. Актеры переоделись, смыли грим, и стало совершенно непонятно, то ли театр закончился, то ли перформанс продолжается, только теперь на древней владимирской земле.

© Владимир Яроцкий

«Когда ты хочешь подняться на гору, то стремишься взойти сразу на вершину. Сейчас это произошло. Мы планировали, что здесь соберутся все, кто принимает участие в формировании современной культуры. Теперь открывается перспектива новых восхождений. Хотелось бы и дальше развивать такой формат. Думаю, он понравится зрителям», — размышляет Андрей Попов.