«Состав мира»: кто и зачем устроил спектакль в поезде
Третьего августа в 09:50 с Ярославского вокзала по маршруту Москва — Владимир отправился поезд. Он называется «Состав мира», и это не обычный поезд, а театральный локомотив, проследовавший во Владимир в рамках фестиваля-путешествия «Человек мира», организованного творческой лабораторией «Человек». Мероприятие стартовало 28 июля в Санкт-Петербурге, оттуда плавно переместилось сначала в Москву, а затем во Владимир и Суздаль. По задумке создателей, такое движение смотра становится отражением стремления современного человека прийти к своим истокам — природе, земле, естественности.
Так и родилась идея снарядить первый в стране арт-состав. «Искусство — это движение, а локомотив — сила, которая тянет за собой состав. Идея сделать переходящие друг в друга театральные действия возникла у нас несколько лет назад. Каждый вагон передает свое собственное состояние, а переходя по составу, можно связать их в единое целое», — объясняет основатель творческой лаборатории «Человек» Андрей Попов, встречающий пассажиров поезда.
К участию в спектакле-путешествии приглашены актеры и режиссеры из многих московских театров. «Состав мира» бережно собирали под предводительством креативного директора Жени Казарновской, продюсера Ольги Коршаковой, режиссеров Юрия Квятковского и Юрия Муравицкого, а также театральной группы «Эскизы в пространстве». Вот что у них получилось.
Москва— Болшево
Первым делом внимание привлекает багажное отделение: внутри вагона стоит пианино, на котором играет Петр Айду — лауреат «Золотой маски», преподаватель Московской консерватории, автор и участник музыкальных перформансов, а также коллекционер и реставратор старинных инструментов.
Поезд тронулся, и в вагоне № 7 громко заиграла музыка. За столом собираются гости — в этом салоне Актерская лаборатория Московской школы нового кино играет «Чужую свадьбу», поставленную Юрием Муравицким.
Этот импровизационный спектакль исследует свадьбу как ритуал. «Чужая свадьба» — чужая прежде всего потому, что зритель здесь не участник, а только сторонний наблюдатель, — рассказывает режиссер. — Это позволяет взглянуть на ситуацию со стороны и увидеть процесс разрушения реальности, когда к финалу действия актеры перформанса начинают зацикливаться, доходя до частых повторов примитивных движений. Наша жизнь наполнена традициями, в которых, если разобраться, часто нет смысла. Мы выполняем их, потому что так кем-то “принято”. Но если абстрагироваться, это выглядит достаточно глупо и бессмысленно, но смешно, обаятельно и даже трогательно. Идея перформанса принадлежит моим студентам, а я только придал ей форму и помог адаптировать к пространству».
По мнению Муравицкого, сегодня актер должен быть универсалом, обладающим высокой степенью осознанности и подвижным восприятием. За такими артистами будущее: они не только воплотят в реальность задумки режиссеров, но и станут полноценными соавторами спектакля.
От свадебного пира — через тамбур — в музыкальный салон, разместившийся в вагоне № 8: стены с деревянными барельефами и выкрашены в глубокий синий цвет. В центре внимания здесь — любимицы московских интеллектуалов Мириам Сехон и Алиса Тен. «До последнего момента было неясно, как все будет, — рассказывает Мириам. — Мы запланировали музыкальную импровизацию с Алисой Тен и гитаристом Дмитрием Скворцовым.
На месте к нам присоединилась скрипачка Ася Соршнева, Руст Позюмский на виола да гамбе и Юрий Балашов на звуко-суке. Мы хотели играть включениями по 14 минут, но к нам пришли слушатели и просто не уходили, так что мы продолжали петь под стук колес на протяжении всего движения поезда».
В большей степени все происходившее в поезде — импровизация, причем и для пассажиров, и для участников. Можно встать и перейти в другой вагон или остаться, где больше понравилось, можно стать частью практически любого спектакля или наблюдать со стороны. В какой-то момент начинает казаться, что не ты выбираешь актеров, а они тебя — тогда вся реальность окончательно путается.
Щелково — Монино — Фрязево
В Щелкове — остановка. Голос на вокзальной площади объявляет, что к железнодорожному пути подошел специальный поезд, следующий во Владимир, посадка производиться не будет. Отправляемся дальше. Вагоном № 9 руководит театр «Эскизы в пространстве». Современный московский театр абсурда в афишах всегда позиционирует себя как художественное объединение режиссеров, актеров, художников, дизайнеров, декораторов и музыкантов. Он специализируется на создании перформансов и инсталляций, сценических спектаклей и уличных представлений. Театр уже представлял свои спектакли на международных театральных фестивалях во Франции, Румынии, Эстонии, Беларуси и известен далеко за пределами России.
Сегодня здесь царят женщины. В этом вагоне — праздник жизни, возведенный в абсолют. По словам создателей, Ирины Михейшиной и Дмитрия Мышкина, идея перформанса — показать, что женская душа всегда остается загадкой. И разгадать ее ни у кого еще не получалось. Даже у женщин.
Орехово-Зуево—Покров — Петушки
В пути еще много сюрпризов: мастер-класс музыкального Ателье Playtronica, перформанс «ТранзАкция» хореографа Ирины Га и программа «5senses», подготовленная труппой LiquidTheatre. В плацкартном вагоне № 2 «образовалась» «Пробка мира», а в пятом — новый проект Юрия Квятковского под названием «Сардония Херба».
Постановка, как и все в этом поезде, необычная: десяток людей в белой одежде истерично смеются на протяжении всего пути от Москвы до Владимира. Режиссер представляет смех как сакральное действо и предлагает зрителям посмотреть на его природу с другой стороны.
Во многих древних культурах ритуальный смех — способ пережить утрату, съязвить. Сардоническим смехом жертвы смеялись старики на Сардинии, которых сограждане травили травой сардония херба, чтобы они не стали обузой для общества, — отсюда и название перформанса. «Мы рассматриваем не только коммуникационную, но и магическую составляющую человеческого смеха. Очень многие народы прибегали к нему, например, потому что видели целительные свойства», — объясняет Квятковский.
По его мнению, ключ к пониманию современного искусства лежит в открытости. «Мне кажется, не так важно, что именно происходило в вагонах. Главное, наблюдатели смогли почувствовать, что любую, даже самую обыденную ситуацию можно трактовать по-разному», — продолжает режиссер.
Владимир
Поезд остановился на железнодорожном вокзале Владимира, и гостей фестиваля пригласили на большой обед, который приготовили «Девчата мира» — женщины из ближних сел. На столе — и фермерские овощи, и ароматные кулебяки, и большие сочные арбузы. Актеры переоделись, смыли грим, и стало совершенно непонятно, то ли театр закончился, то ли перформанс продолжается, только теперь на древней владимирской земле.
«Когда ты хочешь подняться на гору, то стремишься взойти сразу на вершину. Сейчас это произошло. Мы планировали, что здесь соберутся все, кто принимает участие в формировании современной культуры. Теперь открывается перспектива новых восхождений. Хотелось бы и дальше развивать такой формат. Думаю, он понравится зрителям», — размышляет Андрей Попов.