Андеграунд, шум и ярость: география искусства на фестивале «Форма»
Экспериментальный фестиваль состоится в Москве в седьмой раз и попытается «предъявить зрителю то искусство, которое актуально сейчас и, возможно, станет классикой в будущем».
В программу «Формы» вошли не только российские артисты — география фестиваля в этом году простирается до Японии. Со всего мира в столицу съедутся совершенно разные музыканты, которых объединяет тот факт, что в России они окажутся впервые. Помимо сильного музыкального лайн-апа гостей ждут постановки десяти андеграундных театров и перформансы Олега Кулика, Пахома и других акционистов — как выдающихся, так и начинающих.
Япония
Психоделический корабль Acid Mothers Temple под предводительством Макото Кавабата впервые причалит в российскую столицу, чтобы начать выступление в 21:00.
Группа существует с 1995 года, и на ее записях выросло не одно поколение любителей психоделической музыки. Их по праву можно назвать главными мастерами по созданию так называемого эффекта стены шума. Музыканты смешивают громкие пассажи с более тихими, длящимися довольно долго и погружающими аудиторию в беспокойное, но одновременно медитативное состояние.
Группа AMT выступает на важных тематических фестивалях по всему миру, а пару лет назад отметилась на проекте Boiler Room. Концертную программу японцы держат в секрете, но, как обычно, готовят стену звука из первоклассной импровизации, погрузиться в которую на 100% можно будет, только находясь рядом со сценой.
Австралия
Автор хита «Konichiwa» — австралиец Donny Benet — двоюродный музыкальный племянник дядюшек Giorgio Moroder, Alan Vega и Michael McDonald, тоже посетит Россию в первый раз.
Музыка Donny Benet отсылает нас прямо к пост-диско 1980-х. Отец Бенета, исполнявший итало-диско, научил сына играть на аккордеоне и бас-гитаре. В 2010 году музыкант, воспитанный на увлечениях отца, присоединился к группе австралийского рок-музыканта Джека Лэддера The Dreamlanders, а затем начал записывать в отцовской студии собственные треки. Через год Бенет выпустил первый сольник — Do not hold back, который с восторгом встретили австралийские музыкальные издания.
Король мягкого грува включил концерт на «Форме», который начнется в 18:00, в программу своего единственного европейского тура в поддержку альбома The Don, вышедшего в апреле этого года.
Франция
Человек-оркестр Mr Marcaille умеет одновременно играть на виолончели c гитарной примочкой, бить в два барабана ногами и истошно кричать в микрофон. Получается что-то между Бахом и Motörhead. Музыкант в одиночку даст фору любой панк-хардкор команде, состоящей из трех или даже пяти человек. Он объездил десятки фестивалей в разных странах и теперь спешит в Москву вместе с полутораметровой виолончелью. В 19:00 французский бунтарь сыграет танцевальные краст-боевики из старой программы Kill Kill Kill, новые треки, а также несколько каверов на всеми любимые хиты, которые пока держат в секрете.
«Еще прошлой осенью на общем собрании команда фестиваля решила сделать программу международной. Одним из важных критериев отбора стала астрологическая совместимость, — объясняет куратор музыкальной сцены "Гараж" Петр Чинават. — Изучив прогнозы для разных знаков зодиака на 21 июля 2018 года, мы приняли решение выбрать в качестве хедлайнера группу с лидером-музыкантом Раком. Эти люди все делают страстно, искренне, с любовью и чувствительны к семье, что очень важно для фестиваля. Так, им стал предводитель Acid Mothers Temple — японец Макото Кавабата. Важная часть любого группового события — это сексуальная энергия и ее скрытое непорочное проявление. Идеальная кандидатура — Donny Benet — лев по духу и по знаку зодиака, который будет распространять свои феромоны на концерте в Москве. Дух стойкости и выносливости привезет настоящий скорпион — француз Mr. Marcaille».
Германия
Tolouse Low Trax — проект хорошо известного любителям немецкой музыки сооснователя одного из лучших в мире клубов Salon des Amateurs Детлефа Файнриха из Дюссельдорфа. Музыкант с 20-летним стажем и фронтмен авангард-поп группы Kreidler, в проекте Tolouse Low Trax он реализует свое футуристическое видение звука. Элегантность и непредсказуемость ритмических рисунков вместе с повторяющимися мелодическими структурами в его музыке моментально вводят слушателя в гипнотическое состояние. Артист выступит с лайвом в 00.30.
Нидерланды
Юный амстердамский артист Eindkrak, заканчивающий университет этим летом, обращается к прошлому: вдохновляется голландскими 1980-ми, исследуя индустриальный фольклор и пост-панк. Он декламирует стихи валлийского абсурдиста Дилана Томаса поверх DIY-электроники в ее чистейшем проявлении. Eindkrak предпочитает минимизировать информацию вокруг себя, предоставляя музыке право говорить за него. Возможно, причина тому — диссонанс с его ангельской внешностью: он органично смотрится и в церковном хоре, и с лютней в руках на классическом концерте, но в сольном проекте тяготеет к грохоту труб сталелитейных заводов. Выступление Eindkrak начнется в 23:30.
«На фестивале мы не ограничиваем себя форматами и жанрами, но, чтобы было понятнее, здесь сначала эмбиент, затем пост-панк и индустриальная танцевальная музыка, а ночью — техно, электро и прочие актуальные жанры, рожденные электричеством, — рассказывает куратор электронной сцены "Наверное" Денис Смагин. — Четвертый год подряд мы продолжаем придерживаться правила "только лайвы". Исключение сделано для Laurel Halo и нашего сообщника из Петербурга — DJ Eostra».
Эстония
Режиссер и хореограф из Таллина Ренате Кээрд занимается театром без слов. Ее персонажи на сцене ведут себя как микроорганизмы под прицелом микроскопа, и каждый из них обладает настолько ярко выраженным характером, что получается смешно и трогательно одновременно. Сложно подобрать четкое определение: это и немой театр абсурда, и современный танец, и чистый театр.
По крайней мере можно утверждать, что в авторском мире Ренате Кээрд звучит отличная музыка, от 1960-х до 2000-х, а происходящее сродни ощущениям и эмоциям от щекотки. В Москву Ренате приезжала год назад с собственной командой Kompanii Nii на Чеховский фестиваль со спектаклем «Pure Mind» («Чистый разум/ Укуси меня»). Специально для «Формы» режиссер и хореограф готовит 20-минутный пластический перформанс с тремя артистами и минимумом декораций. Постановка начнется в 20:30.
Россия
Сразу четыре участника из Санкт-Петербурга выступят на театральной сцене фестиваля: «Театр Тру», АХЕ, Театр ОРГАНИЗМЫ, «Театр. На вынос».
«Театр Тру» в 16:30 покажет новую постановку — «Фразы простых людей». Вместо пьесы — набор избранных постов из одноименного паблика «ВКонтакте». Техника — хардкор-речитатив, аккомпанемент — пианино.
Знаменитые петербургские бородачи из самого самобытного театра страны — AXE, основанного еще в Ленинграде в 1989 году, впервые привезут в Москву уличное зрелище «Полихром». В 23:30 на сцене разгорятся огонь и живая музыка, в ход пойдет все, что сложно представить вместе, — от красок и клея до макарон и кефира.
Неуловимые герои петербургского андеграунда Театр ОРГАНИЗМЫ приедут на «Форму» с премьерой — «Ноу Шоу». Участвуют трое: Александр Бянкин, Владимир Антипов, Алексей Забегин. В 19:00 на сцене смешаются странные тексты, рэп, танцы и эстрада под звуки синтезатора.
«Театр. На вынос» под руководством одержимого искусством Алексея Ершова вместе с актерами из Gogol School в 15:00 покажет документальный спектакль, основанный на монологах людей, переживших моральное или физическое насилие, — ABUSE OPERA.
Композитор Кирилл Широков вместо нотных партитур сочинил свод правил для исполнения каждой отдельной партии, которым может следовать любой перформер, независимо от музыкальных способностей. Фактически, на «Форме» состоится мировая премьера документальной оперы.
«Все самое живое и любопытное в современном театре одной ногой уже стоит за границей выхолощенного постмодернизма — на территории иррационального и метафизического, — подчеркивает куратор сцены «Предположим» Алексей Киселев. — Это театр будущего, и у него есть соответствующие формальные признаки — минимум средств, максимум воздействия; это эргономичный театр. Эргономика плюс метафизика равно DIY, театральный андеграунд, тотальная независимость, мобильность и свобода во всех аспектах. Впервые на фестивале в этом году участвуют 10 театральных команд».
Отец отечественного перформативного искусства, «человек-собака» и скандальный художник Олег Кулик собирается исследовать физические и эмоциональные отношения человеческого и животного, нормального и девиантного, китча и искусства. Специально для «Формы» Кулик придумал новый перфоманс — «Purgatorio», который начнется в 17:00.
Вместо кистей— тела зрителей, которые оставят яркие мазки на холстах художника. Кулик поочередно будет носить зрителей к месту художественного действия, где совершится основная мистерия. Выступая в роли посредника, он провоцирует ситуацию обновления наблюдателя через непосредственное растворение в художественном акте, тем самым делая реверанс Иву Кляйну и всем любителям высокого идиотизма и озорства.
Через два часа после перформанса Кулика экстрасенс-эксцентрик и скандально известный персонаж Пахом, превративший свою жизнь в искусство, устроит тревожное выступление «482 тысячи 625 слов внутри которых есть буква Ы, как то жызнь и жыто», в центре которого — буква Ы.
По словам куратора арт-программы Алисы Булчак, фестиваль в этом году «представит искусство взаимодействия»: «Зритель станет непосредственным участником художественного действия — от активного включения в создание перформативных практик до театральных и кинематографических инсценировок. В течение двадцати четырех часов 21 июля на фестивале будет показано более десятка перформансов как культовых, так и молодых художников».