Почему все говорят о певице Монеточке и что это значит для российской культуры
В начале июня в соцсетях образовалось два заметных музыкальных повода для обсуждений. Американский рэпер Канье Уэст выпустил новый альбом, который удостоился внимания общественности в виде многочисленных фотожаб на его обложку, но не более.
Зато отечественная певица Монеточка и ее пластинка «Раскраски для взрослых», вышедшая 25 мая, заняла весь эфир и концентрирует в нем эмоции восторженные и негативные одновременно. Словом, как бы это ни возмущало ретроградов, 20-летняя Монеточка, вчерашняя школьница из «милого лампового» Екатеринбурга и совсем не Канье Уэст, стала главной темой начавшегося лета.
Кажется, вот она — иллюстрация к главе «Качественные продукты российской культуры» из учебника истории для школьников будущего. Вот бы и с кинематографом такое приключилось внезапно и навсегда. Однако кинематограф гораздо сложнее, чем музыкальный бизнес в эпоху соцсетей, особенно для тех, кто действительно умеет создавать актуальную музыку.
В 2000-х из соцсетей в клубы и на телевидение попал музыкант Юрий Каплан (Валентин Стрыкало), публиковавший на YouTube остроумные пародии на песни популярных исполнителей.
Спустя десятилетие во «ВКонтакте» расцвела другая представительница поколения Z — певица Гречка, которая, к слову, была вдохновлена примером Каплана.
Гречка и ее отчаянная дягилевская гитара совсем недавно звенели на страницах медиа и в эфире «Вечернего Урганта», а теперь этот же путь повторяет Монеточка. Возникает закономерный вопрос: Лиза — это новая Земфира или очередная вспышка?
«Я Лиза, и я не крутая»
Цеплять публику Монеточка начала еще в 2015 году, будучи 11-классницей: записывала песни дома под фортепиано и выкладывала во «ВКонтакте». Когда собралось достаточно треков, Лиза опубликовала в Сети первый «альбом на коленке» и неожиданно для себя «хайпанула». Творчество Монеточки — сатирические размышления о подростковых буднях и культурных явлениях — это насмешка над хайпом, сорвавшая аплодисменты.
«Перспективная певица из Сети», как иронизирует Лиза, обзавелась фан-клубом до того, как начала получать предложения выступить в московских клубах, и многие из первого пула поклонников следят за развитием ее карьеры до сих пор.
Внешность и голос «солнечной» Монеточки идеально соответствуют культуре каваий. Ее образ легко перекладывается в аниме-иллюстрации, но неизбежно трансформируется из-за характера композиций в индивидуальный, суровый, но смешливый «российский каваий», близкий не только ровесникам Лизы.
Первый трек полноценного «взрослого» альбома «Раскраски для взрослых» под названием «Русский ковчег» — отличный тому пример. Продюсер Витя Исаев (БЦХ), не первый год помогающий Монеточке с записью альбомов и синглов, добавил в «Русский ковчег» узнаваемую тему из песни «Перемен», чем обеспечил Лизе титул «Цой нашего времени».
Этот «Цой» не бунтует, но констатирует: «Мы плывем так давно, что забыли, откуда мы, куда мы», и не требует фидбэка в виде культурных революций или политических восстаний. Даже легкий флер диско 1990-х намекает, что дальше размышлений слушатель заходить совершенно не обязан.
Строчки из трека о расставании с ненужным человеком «Каждый раз» превратились во флешмоб среди пользователей Twitter, а мрачная «Нимфоманка» угнездилась в лидерах чарта на «Яндекс.Музыке».
Так «не крутая», но остроумная и ироничная Монеточка, в прошлом году признавшаяся, что лучше песни «Ушла к реалисту» уже ничего не напишет, стала автором, по мнению ряда критиков, альбома года, выступила с его презентацией на фестивале «Кинотавр» в Сочи и отправилась в тур.
«Последняя дискотека»
Монеточке не первой пришло в голову транслировать «острую иронию» в песнях, это результат влияния. Из интервью известно, что ей импонирует творчество объединения «Антихайп» (Хан Замай и Слава КПСС), генератора социальных мемов — «Кровостока», кроме того, она дружит с Noize MC, чьей поклонницей была еще до обретения собственной популярности. Последний факт не может не возбуждать интереса ее сверстников.
По сути, Монеточка — воплощение мечты любого тинейджера: юная и успешная, имеющая «выход» на героев поколения, своя в тусовке, что кажется такой близкой, но для большинства остается недосягаемой.
К тому же ее успех в глазах поклонников подтверждает, что консервативные убеждения учителей и родителей в потерянности молодежи несостоятельны. «Вся ваша мудрость умещается в наколке, вся ваша юность — это надпись на футболке», — еще одна поколенческая вариация критики уставшего взрослого мира в адрес «беспечных» школьников, которую Лиза заметила и включила в «гербарий» социальных недоразумений.
Для слушателей более почтенного возраста (Монеточку уважают офисные сотрудники, которым давно за тридцать) песни 20-летней Лизы не что иное как окно в юность, которая происходит здесь и сейчас с людьми неизвестными, новыми, живущими за стеной из бурлящего культурными сдвигами десятилетия. Оно разительно отличается от 2000-х, нежно хранимых в памяти 30-летних: «верните мой 2007-й».
Монеточка ничего не возвращает, у нее другая задача. Она прорубила «окно» без агрессивного шума и громких интервью, складывая в простые рифмы всем доступные аллегории, что выгодно роднит ее с Земфирой, и оставаясь собой.
Отвести глаза от очаровательного сочетания остроумия, таланта и ненавязчивого самопиара, способного производить неожиданно качественный звук и контент, чрезвычайно трудно. Как и угадать, насколько крепко Монеточка влюбила в себя публику. Пока создается впечатление, что у нее есть все шансы остаться самобытным российским инди-музыкантом.