Шпионки и феминистки: кем были жены русских художников
Почему Репин ел котлеты из сена?
Наталью Нордман-Северову, с которой Илья Репин прожил 15 лет, недолюбливали друзья художника, а философ Василий Розанов и вовсе называл ее «женщиной-пылесосом», которая «поглотила Репина целиком». В доме живописца его эксцентричная супруга завела удивительные по тем временам порядки. Сама Нордман-Северова была вегетарианкой и феминисткой, зимой носила пальто с подкладкой на сене и его же ввела в рацион семьи. К столу художника подавали котлеты из сена и бифштексы из клюквы. За это нападки на жену Репина сыпались со всех сторон, а она лишь иронично замечала: «Многие меня спрашивают, как это мы питаемся сеном и травами? Жуем ли мы их дома, в стойле, на лугу? И сколько именно?». За стол вместе с художником садилась его прислуга, а кухарке Нордман-Северова ввела 8-часовой рабочий день вместо 17-часового. Что касается гостей, то их в доме художника встречали таблички «Не ждите прислуги — ее нет» и «Сами снимайте пальто и калоши».
Как Грабарь изобразил на одной картине своих двух жен
Заглавной картиной выставки «Жены» стала работа Игоря Грабаря «Васильки». На ней художник изобразил сразу двух своих жен, правда, тогда он этого не знал. Героинями полотна стали сестры Валентина и Мария. С Валентиной Грабарь познакомился в имении Дугино своего друга — художника Николая Мещерина. Девушка приходилась ему племянницей, а в 1913 году стала женой Грабаря. В браке у пары появились сын и дочь. Но неожиданно у Валентины обнаружилось редкое расстройство. Грабарь пытался лечить супругу, но результатов не было. Через некоторое время Валентина Грабарь ушла из дома, и никто не знал куда. Тогда воспитание детей взяла на себя ее сестра Мария, которая стала второй женой художника. А полотно «Васильки» Грабарь написал в 1914 году, когда еще ничего не предвещало будущих перемен.
Какие секреты скрывала от мужа жена скульптора Сергея Конёнкова?
В 1922 году 48-летний скульптор Сергей Конёнков женился на 27-летней Маргарите Воронцовой, а спустя год они улетели в США. Правда, в историю Маргарита вошла не как муза Конёнкова, а как советская шпионка и последняя любовь Альберта Эйнштейна. Свет на отношения с великим физиком пролили письма, выставленные на торги Sotheby’s в 1998 году. Правда, писал Эйнштейн не только возлюбленной.
Еще в 1939 году физик отправил послание Сергею Конёнкову, в котором рассказал о вымышленном недуге Маргариты. К письму прилагалась справка от врача, приятеля Эйнштейна, в которой жене скульптора рекомендовалось больше времени проводить в «благодатном климате на Саранак-Лейк». Именно там ученый арендовал коттедж и держал яхту. Через Эйнштейна Маргарита Конёнкова познакомилась с Робертом Оппенгеймером — «отцом атомной бомбы». Существует мнение, что именно от Конёнковой советские власти получали ценные сведения об американских ядерных разработках.
Любовный многоугольник Сергея Судейкина
Второй женой Сергея Судейкина стала актриса Вера Боссе. Ради художника она закончила карьеру в кино, стала помогать мужу в работе и даже сама начала рисовать. На выставке «Жены» представлена картина «Моя жизнь» Сергея Судейкина. Ее называют настоящим ребусом для знатоков культуры Серебряного века. Герои — участники настоящего любовного многоугольника, главным действующим лицом которого был сам художник. На полотне он изобразил свою первую жену Ольгу Глебову, вторую жену Веру Боссе, а также своего любовника — литератора Михаила Кузмина. Спустя годы, уже находясь в эмиграции, Судейкин напишет еще одну картину с таким же названием, где будут изображены уже три супруги художника, включая последнюю — Джин Палмер.
Кстати, для Веры Боссе Сергей Судейкин не стал последней любовью. Весной 1940 года, через 20 лет после первой встречи, она вступила в официальный брак с Игорем Стравинским.
Почему жене Серова украшения дарил Коровин?
Живописцы Валентин Серов и Константин Коровин были неразлучными друзьями. Меценат Савва Мамонтов даже в шутку называл их «Коров и Серовин». Добрые чувства питал Коровин и к жене Серова — Ольге Трубниковой. Она родила художнику шестерых детей, а ее подруга Мария Львова вспоминала: «Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил». Правда, украшения жене дарил вовсе не Серов, а его друг. Он преподносил Ольге Трубниковой драгоценности с сапфирами и жемчугом, а Серова бранил за то, что он этого не делает.