«Город кошек» и 9 лучших документальных фильмов о животных
Когда речь заходит о правдивом, насколько это возможно, описании жизни животных, сложно провести грань между документальным кино и игровым. Одни кинематографисты просто ставят камеру и снимают все, что происходит в дикой природе — или, как в «Городе кошек», на улицах. Другие придумывают сюжет и адаптируют под него отснятый материал. В списке «РБК Стиль» есть примеры обоих приемов.
«Город кошек» (2016)
Редкий документальный фильм, добравшийся до нашего кинопроката, снят Джейдой Торун, которая родилась в Стамбуле, переехала в Нью-Йорк и явно скучает по родному городу. Камера неотвязно следует за уличными кошками и подробно показывает индивидуальность каждой, но «Кеди» (так в оригинале называется фильм) — кино не столько о кошках, сколько о любовно снятом с разных ракурсов Стамбуле и живущих в нем людях. Когда они говорят о кошках, они всегда говорят о себе: «В отличие от кошки, человек приземляется на две ноги, и они ломаются как спички». Или: «Моя кошка недавно умерла, и если есть загробная жизнь, я бы скорее встретила там ее, чем свою бабушку».
«Человек гризли» (2005)
Вернер Херцог, бывший одним из главных представителей «нового кино» Германии в 1970-х, теперь больше известен как документалист, хотя продолжает регулярно снимать и игровые фильмы. «Человек-гризли» — один из самых известных и страшных. Херцог подробно расследует историю наваждения и смерти энтузиаста Тимоти Тредуэлла и его подруги Эми Хьюгенар, которые изучали бурых медведей на Аляске, совсем потеряли осторожность в обращении с дикими хищниками и в итоге были растерзаны. Херцог показывает своего уже покойного к моменту съемок героя с тем же любопытством, с которым снимал «Фитцкарральдо» и «Агирре, гнев божий» в 1970-80-х — он не удивлен беспечности и, с точки зрения здравого смысла, глупости Тимоти. Наоборот, его смерть — вполне логичное завершение выбранного им образа жизни, и Херцог этот выбор уважает.
«Черный плавник» (2013)
Эта жуткая история о косатке по имени Тиликум, которая убила в начале 1990-х выступавшего с ней в океанариуме дрессировщика, — доказательство влияния и силы кино. После выхода фильма компания Seaworld объявила о прекращении выступлений с «ручными» косатками. Режиссер Габриела Коупертуэйт поговорила с работниками Seaworld и родственниками пострадавших от нападений косаток в неволе, и все склоняются к одному выводу — содержание живых существ, отличающееся от привычных для них природных условий, не может считаться приемлемым.
«Рев» (1981)
Редчайший фильм, который притворяется игровым, но на деле является чистой документалистикой. Актриса Типпи Хедрен, чьей самой известной ролью так и осталась блондинка-жертва из хичкоковских «Птиц», вместе с дочерью-подростком и будущей кинозвездой Мелани Гриффит едет в Африку к мужу Ноэлу Маршаллу, который держит прямо во дворе несколько десятков львов, тигров, леопардов, гепардов и пум. В общем, это весь сюжет, потому что полуторачасовые догонялки по дому с опасными кошками сюжетом назвать сложно. Мелани Гриффит, которая как-то оказалась в больнице после львиного укуса, позже вспоминала, что не любила своего отчима Маршалла (он же был и режиссером этой абсолютно эксплуататорской картины) и после развода матери через три года после завершения фильма с ним не общалась. Посмотрев «Рев», легко понять, почему.
«Птицы 2: Путешествие на край света» (2005)
После успеха «Птиц» (см. ниже) «Марш пингвинов» прошел в российском прокате под более коммерческим названием, хотя принцип и даже режиссеры (эту снял Люк Жаке) у обеих картин разные — первая была посвящена миграции разных видов, вторая сосредоточилась на нелегкой жизни в Антарктиде одного — пингвинов, их поисках партнеров, выращивании потомства, рыбалке и постоянной опасности стать добычей единственного природного врага — морского леопарда. Документальный фильм, снятый как драма о выживании, получил «Оскар» и со сборами $77 млн занял второе место в списке самых коммерчески успешных неигровых картин в истории кино.
«Африканские кошки» (2011)
Нет ничего более кинематографически завораживающего по определению, чем два дерущихся из-за территории и самок льва или догоняющий добычу гепард. Этот снятый по заказу студии Disney фильм, начитанный Сэмюелом Л. Джексоном, разделен на две части: первая посвящена жизни львиного прайда и судьбе львицы Лейлы, вторая — самке гепарда Сите и ее героическим усилиям вырастить детенышей в кишащей хищниками саванне в кенийском национальном парке Масаи-Мара.
«В долине волков» (2007)
Продюсер и оператор Боб Лэндис всю жизнь посвятил волкам, койотам и другим животным, населяющим Америку. Показанный на канале PBS и озвученный актером Ф. Мюрреем Абрахамом «В долине волков» посвящен итогам эксперимента по возвращению в середине 1990-х волков в Йеллоустонский парк. Фильм рассказывает историю стаи, которую все называют «друидами» — они то уступают долину в центре заповедника конкурентам, то отвоевывают ее обратно. Таким образом Лэндис, время от времени отвлекаясь с волков на их соседей койотов и лис, показывает переменчивость природы — вчерашний аутсайдер становится победителем, и наоборот.
«Птицы» (2001)
Жак Перрен был вполне успешным актером, снимавшимся еще с 1960-х — у Клузо в «Истине» — и появившимся в «Новом кинотеатре «Парадизо» Торнаторе (1988). Но в начале XXI века именно его уникальные, снятые вместе с Жаком Клюзо и Мишелем Деба фильмы о природе (также «Океаны» и «Времена года») принесли ему номинацию на «Оскар» и славу режиссера-новатора. В самом известном его фильме, название которого дословно переводится как «Пернатая миграция», крачки, утки, казарки, аисты, лебеди и пеликаны сняты в полете над 40 странами всех континентов. «Птицы» получили главную французскую кинонаграду «Сезар» за монтаж и множество других призов и номинаций.
«Вирунга» (2014)
Фильм, продюсером которого выступил Леонардо Ди Каприо, рассказывает не только о попытках бывшего солдата, сбежавшего со службы и устроившегося лесником, спасти горных горилл в национальном парке в Конго. Задача героев картины — защитить всю экосистему в стране, которую давно сотрясают то столкновения с повстанцами, то страсти из-за найденной нефти. Охрана уникальных животных таким образом становится борьбой за лучшие условия жизни вообще, и в «Вирунге» хорошо показано, на чьей стороне историческая справедливость.
«Океаны» (2009)
Потрясающе снятый в пяти океанах Жаком Перреном и Жаком Клюзо фильм с закадровым голосом Пирса Броснана о подводной фауне получил главную французскую кинонаграду «Сезар» за лучшую документальную картину года. У «Океанов» бюджет почти как у голливудского блокбастера — $80 млн, но цель привлечь внимание к океанам как к экосистеме (Disney Nature раньше это проделал с фильмом «Земля»), от которой зависит существование человечества, того стоила.