Подвинься, Marvel: «Лига справедливости» и 10 лучших фильмов DC Comics
С 1950 года на основе продукции DC Comics сняли более 40 фильмов. В отличие от конкурента Marvel, который в последнее десятилетие сам выпускает фильмы, следит за их качеством и выступает довольно ровно, DC в кино всегда лихорадило, а количество плохих картин по его комиксам — от «Болотной твари» до «Джоны Хекса» и «Зеленого фонаря» — превышало число хороших. Все же у родного дома Бэтмена и Супермена были свои удачи и, если судить по выходящей на этой неделе в прокат «сборной солянке» с участием главных супергероев DC «Лига справедливости» (номер 8 в нашем списке), они учли свои ошибки.
«Темный рыцарь» (2008)
Первая часть трилогии о Бэтмене XXI века, в которой Кристиан Бэйл учился восточным единоборствам у Лиама Нисона, была неплохой, но не выдающейся прелюдией ко второму фильму, где Бэтмен дает отпор своему вечному врагу Джокеру. Исключительность сиквела Кристофера Нолана со временем становится еще очевиднее — если предыдущие «Бэтмены» Тима Бёртона показывали жизнь во времена торжества индустрии развлечений и потребления, то герой Нолана живет в эпоху международного терроризма и новой аскетичности.
В XXI веке быть супергероем — тяжелая ноша, а не привилегия. Джокер в исполнении Хита Леджера получился самым жутким злодеем в истории экранизаций комиксов, потому что ему не писаны никакие законы. «Оскар» за лучшую роль второго плана в том году посмертно достался именно ему (всего фильм номинировали на восемь «Оскаров») — это редчайший случай для актера, сыгравшего в кинокомиксе.
«Супермен» (1978)
Чем чаще переснимают «Супермена» (а в этом веке уже вышли два «сольных» фильма и еще два в рамках «Лиги справедливости»), тем больше становится понятно, что первый «Супермен», снятый Ричардом Доннером в конце 1970-х, лучший из всех. Именно Доннер задал канон супергеройского фильма — в меру развлекательного, в меру умного, и уж точно менее депрессивного, чем более поздние мрачные ремейки Брайана Сингера и Зака Снайдера. Кроме того, Кристофер Рив так и остался лучшим Суперменом, Джин Хэкмен — Лексом Лютором, а Марго Киддер — Лоис Лейн.
И если учесть, что Доннер снимал свой фильм, когда еще не было современных компьютерных спецэффектов, тем более поразительно, насколько современно он смотрится. Один только диалог, во время которого Лоис интервьюирует Супермена на своей террасе, остроумнее, чем все реплики в более поздних «Суперменах». В 1981-м вышел не худший сиквел, но с уходом Доннера из франшизы она сошла на нет еще после двух слабых продолжений.
«Хранители» (2009)
У «Хранителей» была непростая судьба. Сначала их должен был снимать Терри Гиллиам, но на студии Warner Bros. предпочли более коммерческую версию Зака Снайдера, который после «300 спартанцев» стал одним из самых востребованных режиссеров экшнов. «Хранители» понравились и поклонникам комикса, и, что бывает редко — зрителям, которые восприняли фильм как попытку описать природу человеческих отношений. Два времени действия позволяют проследить, как лучшие намерения рано или поздно приводят к разочарованию и распаду, и Снайдер показывает этот регресс при помощи ровного баланса насилия и философских размышлений.
«Оправданная жестокость» (2005)
Дэвид Кроненберг — не тот режиссер, от которого ждешь любви к комиксам. Тем интереснее смотреть, что он сделал в экранизации графического романа Джона Вагнера и Винса Локка. Кроненберг не злоупотребляет своей фантазией — «Оправданная жестокость» прямолинейна и проста. Хозяин закусочной Том Столл (Вигго Мортенсен) невольно становится местным героем после отпора грабителям, но одновременно — и мишенью для своего брата-бандита (Уильям Хёрт), который хочет с ним расквитаться. Больше в фильме ничего не происходит, но Кроненберг получает явное удовольствие от игры первоклассных актеров и упивается скрытностью и выдержкой Тома, долго отрицающего свою непричастность к криминальному миру.
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
Третью часть бэтменианы Кристофера Нолана можно считать одним из лучших триквелов в истории кино вообще. Это фильм, автор которого считает, что зло можно победить, только если прошел весь путь своего врага и не озлобился (что и делает Брюс Уэйн, добровольно оказавшись на месте Бэйна), и что лучшим завершением многолетних трудов должна стать поездка в безмятежную Европу в компании преданного дворецкого и любимой женщины, равной герою — Женщины-кошки. Жаль, что одна из финальных линий с превращением Блэйка (Джозеф Гордон-Левитт) в Робина не получила продолжения.
«Проклятый путь» (2002)
Формально комикс Макса Аллана Коллинза и Ричарда Пирса Рейнера вышел в 1988-м под шапкой Paradox Press (подразделения DC), так что киноверсия Сэма Мендеса, снятая им после «Красоты по-американски», иногда даже не включается в основную фильмографию по комиксам DC. «Проклятый путь» не похож на стандартный комикс — история любопытного мальчика Майкла (Тайлер Хэклин с тех пор вырос и сыграл Супермена в сериале «Супергерл»), который узнает, что его отец (Том Хэнкс) работает на мафию, происходит во время Великой депрессии и соответствующе стилизована.
«Проклятый путь» номинировался на шесть «Оскаров» и получил в итоге один — посмертно оператору Конраду Холлу. Здесь же сыграл свою последнюю кинороль главаря мафии великий Пол Ньюман, так что «Проклятый путь» — как раз та нетипичная для экранизаций DC качественно сделанная драма, которая придает респектабельности жанру кинокомикса как таковому.
Кадр из фильма «Проклятый путь», 2002
«Бэтмен возвращается» (1992)
Первый «Бэтмен», снятый Тимом Бёртоном в 1989-м, был просто хорошим кинокомиксом с неожиданным антигероем Майклом Китоном в роли, в которой голливудские продюсеры видели какого-нибудь Тома Круза, роскошным злодеем Джокером (Джек Николсон) и идеальной блондинкой Ким Бейсингер. Сделав коммерческий хит, Бёртон выдал через три года продолжение, которого от него не ждали. «Бэтмен возвращается» — еще более мрачный фильм об урбанистическом аде, населенном уродами, причем не обязательно физическими (человек Макс Шрек в исполнении Кристофера Уокена так же неприятен, как и мутант Пингвин), и персонажами без четкой привязки к добру или злу (Женщина-кошка в исполнении Мишель Пфайффер и не злодейка, и не положительная героиня). Родители, сходившие на фильм с детьми, стали жаловаться, фильм собрал в прокате гораздо меньше первой части, и Бёртон ушел. Заменивший его Джоэл Шумахер совсем развалил франшизу после того, как Бёртон поднял ее на оказавшуюся недосягаемой высоту.
«Лига справедливости» (2017)
Первый «суперфильм» о героях DC, в котором для отпора Степному Волку объединились Бэтмен, воскресший Супермен, Чудо-женщина, Флэш, Аквамэн и Киборг, сначала снимал Зак Снайдер, но после самоубийства его дочери закончил Джосс Уидон. Поэтому в «Лиге справедливости» есть все лучшее, чем известны оба режиссера — качественный экшн Снайдера и комедийная легкость Уидона. Конечно, миссия не дать соединить три «материнских» куба — не самый оригинальный или увлекательный сюжет, а Степной Волк — один из самых скучных злодеев в истории кинокомиксов. Но супергерои получились яркими, они регулярно шутят («Какая у тебя суперсила?» — спрашивает Флэш. «Деньги», — отвечает Бэтмен), так что «Лига справедливости» получилась уж точно не хуже марвеловских «Мстителей».
«V — значит Вендетта» (2006)
Хотя официальным режиссером этой экранизации комикса Алана Мура (снявшего, кстати, свою фамилию с титров) и Дэвида Ллойда значился дебютант Джеймс Мактиг, это был следующий сценарный и продюсерский проект тогда еще братьев Вачовски после трилогии «Матрица» и поэтому изучался под микроскопом.
Консерваторы упрекали фильм в наивном радикализме, радикалы — в старомодном консерватизме, но можно точно сказать одно: история анонимного бунтаря, объявившего войну системе и использовавшего для победы над ней собственную Жанну д’Арк по имени Иви (Натали Портман), оказалась пророческой — ее влияние можно проследить в действиях любого бунтаря против системы от Джулиана Ассанжа до Эдварда Сноудена.
«Чудо-женщина» (2017)
После провалов «Электры» и «Женщины-кошки» в нулевых Голливуд боялся супергероинь на экране как огня. Фильм Патти Дженкинс все изменил буквально в день премьеры — он стал одним из главных хитов нынешнего лета и сделал Галь Гадот суперзвездой. Многие справедливо ругают финал за штампы, но согласитесь — первые полчаса с амазонками в Темискире совершенны. «Чудо-женщина 2» уже заявлена на 2019-й, а Гадот, поставившая ультиматум студии Warner Bros., что не вернется к роли, пока не будет уволен один из продюсеров, обвиняемый в сексуальных домогательствах (Бретт Ратнер), доказывает, что многому научилась у своей супергероини.