Стиль
Впечатления Все фильмы Люка Бессона от лучшего к худшему
Стиль
Впечатления Все фильмы Люка Бессона от лучшего к худшему
Впечатления

Все фильмы Люка Бессона от лучшего к худшему

Все фильмы Люка Бессона от лучшего к худшему
На протяжении длящейся почти четыре десятилетия карьеры самый коммерчески успешный французский режиссер снял 16 полнометражных картин. К выходу в российский прокат новой — «Валериан и город тысячи планет» — «РБК Стиль» составил рейтинг фильмов Бессона.

«Леон» (1994)

Бессон снял классическую историю мести и морального выбора так, что после него все фильмы на эту тему неизбежно стали сравнивать с «Леоном». Все герои — попадание в точку. 13-летняя дебютантка Натали Портман сыграла летальную лолиту и позже оправдала выбор Бессона, появившись в «Звездных войнах» и получив «Оскар». Жан Рено в роли киллера с совестью стал международной звездой, а Гари Олдман так расстарался, что его злодей оказался эталонным для более поздних исполнителей отрицательных персонажей. Это фильм про убийц, где, в общем, нет стопроцентно положительных ролей, но Бессон умеет заставить нас сочувствовать антигероям.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Никита» (1990)

«Пигмалион про шпионов», в котором уличная шпана (Анн Парийо, тогдашняя жена Бессона) превращается в киллершу высшей пробы (режиссер не упускает случая поиронизировать над тем, что в нашем обществе скорее будут принимать убийц, чем бедняков), наметил важную для Бессона тему — наваждение красивой женщиной, которая становится неуязвимой благодаря одной судьбоносной встрече. Фильм имел такой успех, что через три года вышел гораздо более слабый американский ремейк с Бриджит Фондой в главной роли, а в 1997-м — сериал с Питой Уилсон.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Подземка» (1985)

Второй фильм юного режиссера Бессона стал одной из тех картин, которые определили эстетику и темы 1980-х — живущий в метро (то есть, буквально в андеграунде) панк Кристофер Ламбер шантажирует богатую куколку (Изабель Аджани в мужском костюме по моде времени), чей сейф ограбил, и мечтает создать свою нью-вэйв-группу (с Жаном Рено на ударных!). Ничего более «восьмидесятнического» придумать нельзя.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Голубая бездна» (1988)

Родители Бессона были дайверами. Он практически вырос в воде и очень переживал, когда после травмы с мечтой продолжить дело отца и матери пришлось расстаться. История о соперничестве двух знакомых с детства дайверов, в котором важнее даже не формальные достижения, а познание себя — посвящение взрослого Бессона детскому наваждению. Его зачарованность подводными съемками, впрочем, не всегда идет фильму на пользу — режиссерская версия длится почти три часа, и это могут выдержать только самые преданные поклонники Бессона.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Люси» (2014)

Преодолев свой «детский период» в начале XXI века, Бессон вдруг с энергией и даже яростью, которых от него никто не ожидал, вернулся к любимой теме — истории девушки, которая после несчастного случая (в данном случае в теле Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон порвался пакет с наркотиком) становится суперженщиной, чей дремавший раньше физический и интеллектуальный потенциал проявился в полную силу. Результат — самый большой кассовый успех в карьере Бессона — $463 млн в мировом прокате при бюджете всего $40 млн.

Фото: kinopoisk.ru

 

«Пятый элемент» (1997)

После успеха «Леона» Бессон пошел в космос и позволил себе международный кастинг высшей пробы — Брюс Уиллис спасает мир, который получает в качестве новой кинозвезды Миллу Йовович, как раз в том году вышедшую за автора фильма замуж. Бессон показал Голливуду, что сай-фай-блокбастер может быть веселым и безумным. В любом случае это эталонный фильм, идеи которого позже разошлись по другим картинам.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Необычайные приключения Адель» (2010)

Бессон провел нулевые годы не в лучшей форме (см. фильмы ниже), но закончил их хоть и глуповатой и вроде пустяковой, но изящной экранизацией комикса Жака Тарди. В 1912-м Адель Блан-Сек пытается оживить египетскую мумию, чтобы вылечить больную сестру. Получилась помесь «Мумии» с «Ночью в музее», только с французским акцентом.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Жанна д’Арк» (1999)

После «Пятого элемента» Бессон решил снять не менее громкий проект, только с более серьезными амбициями. Историю Жанны д’Арк экранизировали великие — от Карла Дрейера до Отто Премингера. Бессон снял, пожалуй, самую масштабную версию, идеальную для международного проката конца XX века — с битвами и впечатляющим актерским составом (Джон Малкович, Дастин Хоффман, Фэй Данауэй, Венсан Кассель и тогдашняя жена режиссера Милла Йовович в заглавной роли). С одной стороны, кому еще снимать массовое кино о французской народной героине, как не Бессону. С другой, его версия получилась скорее о бремени славы в современном понимании, чем о силе духа в моменты жизненно важного выбора — Йовович так и осталась на экране моделью. После очень средних сборов в прокате Бессон не снимал как режиссер шесть лет и вернулся с гораздо более скромным проектом «Ангел А».

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Валериан и город тысячи планет» (2017)

На фоне остальных однотипных голливудских блокбастеров космическая опера Бессона, при бюджете около €200 млн ставшая самой дорогой европейской картиной в истории, выглядит яркой и абсолютно оригинальной. Критик Indiewire Дэвид Эрлих писал, что «первые 25 минут этого фильма нужно выставить в Лувре и закольцевать в непрерывном лупе. Только тогда на планете воцарится вечный мир». Но именно эта нестандартность и сыграла с «Валерианом» злую шутку — американцы фильм не поняли, и он провалился в прокате США. За исключением дороговизны, «Валериан» — типичный бессоновский фильм — глуповатый, наивный и местами приторный в своей визуальной чрезмерности.

 

 

«Малавита» (2013)

Четыре года назад Бессон переживал увлечение Мартином Скорсезе, который тут, кстати, выступил продюсером. В фарсе, где семья итальянского мафиози во главе с Робертом Де Ниро (с кем же еще?) и Мишель Пфайффер, вспоминающей тут свою роль из комедии «Замужем за мафией», бежит от мести клана во Францию, сцена, где Де Ниро смотрит «Славных парней» — одна из самых смешных. Живущий теперь в Лос-Анджелесе Бессон как никто другой компетентен в шутках о разнице в менталитете американцев и французов, так что, если бы не неизбежные штампы жанра, «Малавита» оказалась бы просто блестящей.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Ангел-А» (2005)

После шестилетнего молчания Бессон вернулся в режиссуру с историей о неудачнике, которому буквально явился ангел в виде супермодели Ри Расмуссен, выглядящей так, будто от роли отказалась Надя Ауэрманн. «Ангел-А» получился претенциозной и наивной фантазией о том, что идеальная женщина изменит свою судьбу ради любого плюгавого мужчины, с банальными диалогами о поисках истинного себя будто из селф-хелп-книг.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Последняя битва» (1983)

Возможно, черно-белый и немой дебют Люка Бессона, которому тогда было около двадцати лет, в начале 80-х, когда еще была активна старая гвардия классического французского кино, казался свежим и интересным. Теперь этот студенческий эксперимент смотрится крайне скучно, за исключением, возможно, Жана Рено, который уже в 1983-м стал альтер-эго Бессона.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Леди» (2011)

С этим байопиком о судьбе претендентки на власть в Бирме в исполнении Мишель Йео Бессон как будто решил сделать «фильм на "Оскар"». Попытка оказалась неудачной. Словно снятая на автопилоте драма, в которой Аун Сан Су Чжи показана лишенной любых характеристик, кроме любви к родной стране и мужу-англичанину, длится два с половиной часа, половину из которых главная героиня проводит под домашним арестом. История о торжестве человеческого духа не обязательно должна быть такой торжественно унылой.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Артур и минипуты» (2006), «Артур и месть Урдалака» (2009), «Артур и война двух миров» (2010)

У Люка Бессона четыре дочери от трех жен, но только после рождения единственного сына Мао в 2005-м он вступил в свою «детскую» фазу и экранизировал три собственные книги о приключениях 10-летнего мальчика в сказочном мире.

Фото: kinopoisk.ru

Три фильма про Артура имеет смысл рассматривать вместе — второй и третий во многих странах вообще вышли только на DVD, и в общем, они не сильно отличаются друг от друга, разве что участием разных актеров, озвучивавших героев. У «Артура» есть достоинства, которые может оценить и взрослый зритель — поп-старожил Мадонна озвучивают живущую тысячи лун принцессу, Снуп Догг — расслабленного бармена, а Лу Рид и Игги Поп — злодеев. Но в общем, прав был критик, назвавший Бессона «французским Стивеном Спилбергом без интуиции» — видно, что эти три фильма снял человек, которому нечего сказать нового миру кроме как «живите дружно».