10 лучших фильмов по Стивену Кингу
«Побег из Шоушенка» (1994)
У фильма Фрэнка Дарабонта интересная судьба. Выйдя в один год с «Криминальным чтивом» Тарантино и «Форрестом Гампом» Земекиса, «Побег из Шоушенка» номинировался на целых семь «Оскаров», проиграл во всех номинациях более удачливым конкурентам, но взял реванш позже, когда на два десятилетия занял первое место в списке лучших фильмов в истории кино по мнению читателей IMDb («Криминальное чтиво» на 7-м, «Форрест Гамп» — на 12-м). История годами крепнущей в тюрьме дружбы двух уголовников за прошедшие десятилетия нисколько не утратила своей мощи, популярности и значения — когда Барак Обама и его вице-президент Джо Байден покинули свои посты, интернет прокомментировал их уход мемами как раз из финала «Побега из Шоушенка».
«Сияние» (1980)
Сам Кинг, для которого эта экранизация была лишь второй в жизни, не любит фильм Стэнли Кубрика по понятной причине — в его романе психическое расстройство главного героя показано с точки зрения наблюдающих за ним жены и сына. Конечно, сделав Джека Торренса и объектом, и субъектом сюжета, Кубрик сместил акценты кинговской истории, но то, как показан зловещий отель, на десятилетия повлияет на режиссеров хоррор-жанра, которые ищут угрозу в повседневном. Благодаря Кубрику трэшевый материал превратился в произведение искусства, и именно этого очень не хватает в бесконечных «лунатиках», «давилках» и «худеющих», позже снятых другими постановщиками, которые способствовали тому, что Кинга стали считать мастером чистой эксплуатации.
«Мизери» (1990)
Писательские фобии — одна из главных тем в книгах Кинга, от «Тайного окна» до «1408». Но нигде зависимость беззащитного писателя от вкусов агрессивного и требовательного читателя — в данном случае напористой психопатки Энни Уилкс в исполнении Кэти Бэйтс — не показана так буквально. Бэйтс за эту роль получила заслуженный «Оскар» и стала звездой.
«Останься со мной» (1986)
Как и «Мизери», эта подростковая драма снята Робом Райнером, и Кинг настолько остался доволен результатом, что называл режиссера лучшим интерпретатором своих произведений. В случае с «Останься со мной» попасть в интонацию было особенно сложно — это одна из самых личных книг Кинга о собственном детстве и, соответственно, одна из наименее кровожадных.
«Кэрри» (1976)
Брайан Де Пальма первым экранизировал произведение Кинга. История о девочке с телекинетическими способностями, отомстившей школьным обидчикам, сразу заявила наперед любимую тему писателя — легкое смещение реальности, позволяющее посмотреть на нее по-новому. Исполнительница заглавной роли Сисси Спейсек стала звездой, а сама «Кэрри» — одним из главных фильмов 1970-х и — шире — об ужасах подросткового возраста и детской жестокости.
«Долорес Клейборн» (1995)
Детектив о дочери, с детства подсознательно ненавидевшей мать после смерти отца, явно был снят по следам успеха «Мизери» — даже главную роль сыграла та же Кэти Бэйтс. Но у «Долорес Клейборн» есть и свои достоинства. Загнанная вглубь детская травма может испортить всю жизнь, и ее рано или поздно можно исправить только правдивым признанием, каким бы ужасным оно ни было. Дженнифер Джейсон Ли, сыгравшая дочь заглавной героини, проходит здесь путь от презрения к забитой матери-провинциалки до сочувствия — трансформацию, которую редко встретишь в жанровом кино. Это крепкая драма об униженных женщинах, которых от печальной участи не спасают ни дети, ни деньги.
«Мертвая зона» (1983)
Кингу везло с режиссерами-авторами. Фильмы по его произведениям снимали Стэнли Кубрик, Роб Райнер, Фрэнк Дарабонт, Брайан Де Пальма и Брайан Сингер. Но, наверное, ни один из них не был тематически так близок писателю, как Дэвид Кроненберг, снявший этот триллер о преподавателе (Кристофер Уокен), который просыпается после пятилетней комы и осознает, что способен видеть будущее. Лучше всего о «Мертвой зоне» написал главный критик Америки Роджер Эберт, сравнивший ее с «Ребенком Розмари» и «Изгоняющим дьявола»: «Фильм о сверхъестественном бывает хорошим, только когда зритель забывает, что смотрит фильм о сверхъестественном».
«Способный ученик» (1998)
После своего прорыва с фильмом «Подозрительные лица» и перед запуском «Людей Икс» Брайан Сингер снял этот триллер практически на двух актеров. Американский школьник начинает подозревать, что сосед — избежавший наказания нацистский преступник. Но и Кинг, и Сингер гораздо сложнее и умнее, чтобы просто рассказать очередную историю о справедливости возмездия. Наоборот, это жуткая история о том, что фашизм живуч и поджидает жертву в тихом мирном пригороде с приветливыми, законопослушными и толерантными гражданами.
«Мгла» (2007)
История о запертой из-за смертоносного тумана в супермаркете компании людей, которые никак не могут договориться между собой, получилась больше социальной аллегорией, чем страшным хоррором. В данном случае это хорошо, учитывая, сколько средних хорроров снято по Кингу.
«Зеленая миля» (1999)
Уже третий, помимо «Побега из Шоушенка» и «Мглы», фильм по Кингу, снятый Фрэнком Дарабонтом, оказался самым кассово успешным. Здесь писатель, а за ним и режиссер задумываются над тем, может ли исцеляющая людей способность перевесить преступления, совершенные обладателем этого таланта. И тут же отвечают положительно — как только эта способность может помочь близкому вам человеку. Эта история собрала в мировом прокате $286 млн — больше, чем любой другой фильм по Кингу.