Стиль
Впечатления «Архстояние-2017»: гид по новым объектам фестиваля лэнд-арта
Стиль
Впечатления «Архстояние-2017»: гид по новым объектам фестиваля лэнд-арта
Впечатления

«Архстояние-2017»: гид по новым объектам фестиваля лэнд-арта

Фото: arch.stoyanie.ru
С 21 по 23 июля в Никола-Ленивце пройдет уже ставшее традиционным «Архстояние» — крупнейший в Европе фестиваль лэнд-арта. В этом году к многочисленным арт-объектам добавились пять новых. «РБК Стиль» рассмотрел их и поговорил с авторами.

Темой летнего «Архстояния-2017» стала фраза «Как жить?». Авторам новых объектов, появившихся на территории Никола-Ленивца, было предложено ответить на этот вопрос и представить свое видение минимального пространства для жизни. «РБК Стиль» посмотрел, что из этого получилось.

 

«Вилла ПО-2» Александра Бродского

Фото: arch.stoyanie.ru

Инсталляция «Вилла ПО-2» — предисловие к появлению маленького домика с таким же названием, который скоро будет построен неподалеку. Компактная снаружи вилла состоит из бетонных заборных плит ПО-2, а внутри полностью деревянная. Это гостевой дом, в котором, несмотря на его размеры, могут одновременно разместиться десять человек.

Александр Бродский, архитектор

«Жить нужно компактно. Что касается меня, мое минимальное пространство для жизни — дачный дом размером 4 на 6 метров. Для «Архстояния» я задумывал небольшой, компактный жилой домик, построенный из старых бетонных заборов, которые знакомы каждому городскому жителю. В таком домике можно было бы жить. Но было решено, что домик появится позже, а пока это будет арт-объект из бетонных заборов, на который просто нужно смотреть с разных сторон».

 

 

«Кибитка 32 053» Юрия Муравицкого и Рустама Керимова (архитектурное бюро А-ГА)

Фото: arch.stoyanie.ru

Объект представляет собой одновременно и сцену, и полноценную жилую ячейку, построенную на основе модели автобуса ПАЗ-3205. С помощью системы занавесов и специального освещения жилой модуль становится сценой для игры актеров и может быть трансформирован обратно в жилой дом. Актерам больше не нужно возвращаться домой, и сама их жизнь протекает на сцене.

Юрий Муравицкий, режиссер, соавтор проекта «Кибитка 32 053»

Что для вас значит образ кибитки в XXI веке?

В первую очередь — постоянное, непрекращающееся движение. Не только перемещение в пространстве, но и внутренний процесс, который не останавливается. Если раньше говорили «движение — жизнь», то сейчас правильнее сказать «остановка — смерть». Самое интересное сейчас — это не представление, которое показывают актеры, а их жизнь и процесс создания этого представления. Это не хорошо и не плохо, это просто так. Настоящий процесс интереснее, чем что-то созданное искусственно.

Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?

 «Что делать» и «кто виноват». Вообще, это актуальный вопрос. Каждый раз открываешь Facebook, читаешь новости или смотришь что-то и задаешься вопросом, как теперь с этим жить. Ну и конечно этот вопрос — «как жить» — возникает, когда становится ясно, что жить так, как раньше, так, как мы привыкли жить до этого, становится невозможно.

 Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?

Наверное, это купе в железнодорожном вагоне.

 Расскажите об объекте, который вы создали для «Архстояния». Как зрители будут с ним взаимодействовать?

Идея объекта, если вкратце — это жизнь как театр или театр жизни. С появлением новых технологий наша жизнь становится все более публичной. Необходимо как-то перестраиваться — привыкать к этому. Сегодня я зритель, а в следующую секунду актер. Во время фестиваля зрители будут собственно зрителями в этом театре — смогут наблюдать за течением жизни в «Кибитке» 24 часа в сутки, но потом — после фестиваля — они сами смогут поселиться в этом пространстве, стать актерами и объектом наблюдения, выбирать, что они готовы вынести на зрителя, а что хотят скрыть. Там есть занавес, и когда его открывать, а когда закрывать, каждый решает сам.

 

 

«Штаб» арт-группы «Алыча»

Фото: arch.stoyanie.ru

Изначально была идея создания спрятанного от всех скейт-спота, штаба, куда можно приезжать кататься, общаться и отключаться от всего лишнего. За основу взяли простую форму — мини-рампу и пересекли ее объем с пространством для жизни.

Иван Шевчук, художник арт-группы «Алыча»

Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?

Ассоциация — большая, толстая книга с заголовком «Как жить?», в которой собраны мудрые высказывания о жизни со всех стран мира.

Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?

Это может быть небольшая комната, главное чтобы в ней были люди, близкие по духу.

Расскажите о своем объекте, который вы создали для «Архстояния».

 Изначально у нас была мечта создать вдалеке от города свой собственный спот, о котором знали бы только мы, куда можно приехать отдохнуть и отключиться от всего. Несколько лет подряд мы даже снимали на летний сезон дома недалеко от Москвы. И вот нам представилась возможность использовать этот бесценный опыт на просторах Никола-Ленивца. Перед нами стояла задача — уместить скейтбординг и жизнь в минимальное пространство. За основу мы взяли самую простую фигуру — мини-рампу, относительно которой выстроили дом. Для придания архитектурного облика и объединения функций жизни и скейтбординга мы воспользовались опытом конструктивистов. Что из этого вышло, вы можете посмотреть на фестивале.

 Как зрителям правильно взаимодействовать с объектом?

 В доме можно подниматься и спускаться с лестницы, можно поспать внутри, сходить в душ. В общем-то, как и в любом жилом помещении. Ну и конечно покататься на скейте.

 

 

«Дом с люстрой» архитектурного бюро «ХВОЯ»

Фото: arch.stoyanie.ru

Главным элементом дома является люстра. Она светит как внутрь здания, так и наружу. Всем прохожим видно, что внутри уютно, но при этом жизнь обитателей полностью скрыта от глаз посторонних. Дом освещается верхним светом или люстрой в темное время суток.

Сергей Аксенов, сооснователь бюро «ХВОЯ»

Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?

 Ассоциации такие: «как жить хотелось бы?..», «как жить следовало бы?..», «как жить можно было бы?..». Получается, архитектор своим творчеством решает тот же вопрос, что и каждый человек решает самой своей жизнью.

Почему именно люстру вы сделали главным элементом своего объекта?

Не представляю, что еще можно было бы подвесить на ее место.

Насколько для вас важно, чтобы внутренняя жизнь обитателей дома была скрыта от посторонних глаз?

В принципе мы не считаем, что внутренняя жизнь обитателей любого дома должна быть скрыта от посторонних глаз. Однако в данном случае суть архитектурного замысла заключается именно в сопоставлении видимого и скрытого. На основании этого сопоставления возникают и художественные эффекты, и необычные сценарии жизни в доме.

Какое лично ваше минимальное пространство для жизни?

Любой сотрудник бюро «ХВОЯ» смог бы жить в «Доме с люстрой».

Как зрителям правильно взаимодействовать с вашим объектом?

Механизм взаимодействия традиционен: хозяин использует дом как пространство для жизни, прохожий воспринимает дом как объемно-пространственную композицию. Хозяин и прохожий не видят друг друга, но оба видят люстру, и за счет этого опосредованно взаимодействуют друг с другом.

 

 

«Конура» Виктории Чупахиной

Фото: arch.stoyanie.ru

«Конура» — проект о комфортном и естественном укрытии для человека и животного. Но в данном случае речь идет о конуре, собранной из натуральных материалов: веток и мягкой собачьей шерсти. В ней человек и животное смогли бы укрыться от агрессивного мира вместе. В теплом шерстяном шаре.

Виктория Чупахина, художник, архитектор

Почему вы решили создать объект-укрытие?

Потому что для меня сам дом — это укрытие, как собачья будка. Животному и человеку, его оберегающему, необходимо прятаться, и лучшим на мой взгляд выходом оказывается обособленное проживание в лесу в подобном объекте.

Расскажите о своем объекте. Как зритель сможет взаимодействовать с ним?

Если у зрителя есть питомец, то он сможет залезть с ним внутрь шара и оценить степень комфорта данного «жилья».

Какие ассоциации у вас возникают в первую очередь со словосочетанием «как жить»?

На этот вопрос сразу хочется ответить что-то вроде «спасать, бежать и прятаться». Потому что и никуда от этого не уйти, как бы не хотелось на поле искусства говорить только об искусстве. Государственная Дума сейчас откладывает рассмотрение закона о защите животных в долгий ящик, хотя, казалось бы, как просто принять тот факт, что люди должны защищать животных и дать этому факту выход в реальность на законодательном уровне. Поэтому остается «спасать, бежать и прятаться».

Каково лично ваше минимальное пространство для жизни?

Я думаю, это комната. И выход во двор.