Кейт Бланшетт и еще 9 актеров, играющих несколько ролей в одном фильме
«Манифест» (2016)
В мире мало кинозвезд, которые могут на протяжении полутора часов наговаривать на камеру отрывки из футуристов и дадаистов и при этом не наскучить. Тем интереснее проект Кейт Бланшетт с режиссером и художником Джулианом Розефельдтом, где актриса в образе набожной домохозяйки, богемной пьяницы и эксцентричного хореографа читает тексты о чистоте искусства в обществе, погрязшем в самоцитатах и банальностях. Несмотря на разные образы, за всеми цельность самой Бланшетт угадывается сразу — это редкая звезда, которая выбирает пути в своей профессии осмысленно, как будто придерживаясь одной верной четкой линии, и становится полноценным соавтором любой картины со своим участием.
«Великий диктатор» (1940)
Звезды немого кино могли сыграть кого угодно, задействуя только пластику тела — достаточно вспомнить «Игорный дом» (1921), где коллега Чарли Чаплина, великий комик Бастер Китон, играет одновременно всех членов труппы, зрителей и даже обезьянку, а в одной сцене умудряется появиться сразу в девяти ролях, и это за семь десятилетий до появления спецэффектов.
«Великий диктатор» — первый звуковой фильм Чаплина и самый коммерчески успешный. Он играет вождя вымышленной страны Томании Аденоида Хинкеля и безымянного брадобрея-еврея, который пытается избежать смерти при фашистском режиме и в результате путаницы толкает речь от имени фюрера. Зрителям было легко сопереживать второму персонажу — он был как раз тем самым попавшим в переплет «маленьким человеком», которого Чаплин так идеально играл всю жизнь. Фильм вышел в прокат, когда Вторая мировая уже началась, и можно только сокрушаться о том, что сейчас кино мелковато и мало влияет на политику — в 1940-м поход на сатиру на главного агрессора мира был очень точным проявлением личной позиции.
«Близнец» (1964)
Бетт Дэвис бросала вызов клише в своей карьере даже в эпоху, когда остальные звезды придерживались однажды закрепленного за ними гламурного образа. Актриса играла две роли в одном фильме не единожды — например, в драме 1946 года «Украденная жизнь», где одна сестра выдает себя за другую, погибшую во время шторма, чтобы заполучить ее мужа. В «Близнеце» ее героиня идет еще дальше — убивает более удачливую в личной жизни сестру, только чтобы убедиться в том, что чужая личность счастья не приносит. Сцена, где Дэвис стоит с пистолетом за креслом, в котором сидит она же, поражает и сейчас — настолько разными кажутся эти две сыгранные одной актрисой женщины.
«Поездка в Америку» (1988)
Именно благодаря легкости, с которой Эдди Мерфи может сыграть и ботаника-очкарика, и бойкую бабушку, и героя-любовника, многие фильмы с его участием — «Вампир в Бруклине», «Чокнутый профессор», «Клевый парень» — изначально задумывались как бенефис одного блестящего комика. Все началось с «Поездки в Америку» Джона Лэндиса, с фильма, в котором принц выдуманной африканской страны Замунды едет в нью-йоркский Куинс на поиски невесты, которая полюбит его таким, какой он есть. Мерфи не ограничился ролью принца и сыграл еще трех героев, в том числе совсем не чернокожего еврея — позже режиссер Лэндис рассказал, что придумал этот ход как ответ комикам-евреям, на протяжении десятилетий игравших чернокожих в блэк-фэйсе. Так что Мерфи своими смешными перевоплощениями не просто развлекал зрителей — благодаря ему эволюционировал сам жанр комедии.
«Адаптация» (2002)
Даже если бы двух братьев-сценаристов — одного, сомневающегося в себе лузера, и второго, менее талантливого, но более успешного — сыграли разные актеры, «Адаптация» все равно стала бы одним из лучших фильмов о киноиндустрии и природе творчества как таковой. Но сценаристу Чарли Кауфману этого показалось мало. Экранизацию книги Сьюзен Орлеан «Похититель орхидей» он превратил в триллер о братьях-близнецах, один из которых слишком близко к сердцу принял материал, с которым приходится работать. Для сыгравшего обоих братьев Николаса Кейджа «Адаптация» стала редким в его нынешней фильмографии отступлением от мусора, в котором он все чаще снимается. И его номинация на «Оскар» за двойную роль Чарли и Дональда Кауфманов стала единственной с его победы на «Оскаре» в далеком 1996-м.
«Остин Пауэрс» (1997–2002)
Майку Майерсу удалось сделать пародию на Джеймса Бонда одним из главных комедийных блокбастеров рубежа веков. Он сыграл и главного героя, и его противника доктора Зло, а в сиквелах — Жирного Ублюдка и Голдмембера. Трилогия с ее веселой ностальгией по 1960-м и 1970-м и бесшабашным издевательством над штампами шпионского жанра стала вершиной карьеры канадского комика и сделала немало для того, чтобы продать завернутый в красивую обертку туалетный юмор широкой аудитории во всем мире. С менее талантливым актером ничего бы не вышло.
«12 друзей Оушена» (2004)
История кино знает и другие случаи, когда звезды в одном фильме играли и вымышленного персонажа, и себя (например, Бен Аффлек в «Догме» Кевина Смита), но нигде это не сделано так истерически смешно, как в сиквеле популярного криминального фильма Стивена Содерберга. Благодарная Содербергу за принесшую ей «Оскар» «Эрин Брокович», Джулия Робертс издевается тут над своим звездным имиджем, играя и Тесс, подругу героя Джорджа Клуни, и себя, кинозвезду Джулию Робертс. Назвать этот эпизод «камео» невозможно — все гораздо сложнее. Ярчайшая в мире звезда играет героиню, которая притворяется ярчайшей в мире звездой, к тому же беременной. Там же появляется и Брюс Уиллис в роли Брюса Уиллиса, но это как раз классическое ироничное камео.
«Социальная сеть» (2010)
На момент съемок фильма о создании Facebook Арми Хаммер был еще малоизвестным актером, и обе роли близнецов Винклвоссов не занимают много экранного времени. Но режиссер Дэвид Финчер очень точно выбрал одного актера и дал ему сыграть обоих братьев. Хаммер играет привыкших все получать без возражений богатых наследников, судящихся с Марком Цукербергом за будущую золотую жилу, с пренебрежением, которое сразу же заставляет зрителей сопереживать главному герою. И за последовавшие семь лет Хаммер не обманул ожиданий, снявшись у Клинта Иствуда, Гая Ричи, Тома Форда, Луки Гуаданьино, Гора Вербински и Тарсема Сингха и став одним из самых интересных молодых актеров в Голливуде.
«Враг» (2013)
До «Убийцы», «Прибытия» и сиквела «Бегущего по лезвию» Дени Вильнёв снял скромный по бюджету фильм, в котором задавленный скучной рутиной преподаватель истории Адам обнаруживает, что у него есть двойник, актер Дэниел. Обоих потрясающе играет Джейк Джилленхол, умеющий показать невротичность обычного человека, который не понимает, что делать с открывшимися перед ним возможностями, но и не готов от них отказаться.
«Легенда» (2015)
Том Харди — настолько хороший актер, что в «Локе» на него не отрываясь можно смотреть, пока он полтора часа говорит по мобильному, а в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» маска на лице совсем не мешает ему показать, кто тут босс. В «Легенде» Харди играет братьев Крэй, бандитов, контролировавших Лондон в 1960-х. Два Тома Харди почти на всем протяжении фильма находятся вместе в одном кадре и даже дерутся между собой, и при этом зритель никогда не забывает, кто из них женатый прагматик Регги, а кто — психованный гей Рон. Одна из тех ролей, которые обязательны для изучения на актерских факультетах.