Виль-д'Авре и Перигор вместо Парижа, Марселя и Ниццы
Виль-д'Авре: ступень к Парнасу
Каким бы захватывающим ни казался Париж, рано или поздно устаешь от здешней суеты, блеска и лоска. Так и хочется поскорее услать себя куда-нибудь «в деревню, в глушь…». Но не в Саратов, конечно, а просто в Виль-д’Авре – именно так поступала парижская богема в прошлом веке, отправляясь восстанавливать душевное равновесие в это идиллическое предместье, расположенное всего в получасе езды от французской столицы.
Именно здесь, в Виль-д’Авре, снимали дома Оноре де Бальзак и Альфонс Доде, Виктор Гюго и Теофиль Готье. Здесь родился и жил долгое время автор прославленной «Пены дней» Борис Виан. Здесь провела детство французская драматическая актриса Изабель Юппер — кстати, она и сейчас сюда часто приезжает. Здесь творил сам Клод Моне. Но прочнее всего это чудесное местечко связано с Камилем Коро, тонким пейзажистом и портретистом романтической школы, одним из первопроходцев импрессионизма, про которого тот же самый Моне как-то сказал: «Есть только Коро. Мы — ничто по сравнению с ним, ровным счетом ничто».
Камиль Коро. «Виль-д'Авре», 1870
Художник-путешественник, совершавший многочисленные вояжи по французской провинции и странам Европы, он неизменно возвращался домой в Виль-д’Авре, к своим любимым прудам-магнитам (строго говоря, их здесь всего два, но и этого достаточно для вдохновения).
И, наверное, вполне естественно, что несколько лет назад здесь появилась гостиница, которая так и называется Les Étangs de Corot — «Пруды Коро». Она стоит на берегу одного из прудов, заросшего водяными лилиями, и отсюда всего пять минут ходьбы до дома самого художника. Номера бутик-отеля названы в честь именитых жителей и просто гостей Виль-д’Авре, а здешний мишленовский ресторан Le Corot — лучший в округе — украшают огромные репродукции портретов и пейзажей Камиля Коро.
Для максимального погружения в обстановку здесь же, в отеле, можно заказать урок живописи — конечно, на пленэре. Семья хозяев отеля владеет также виноградниками Smith Haut Lafitte в регионе Бордо и косметической фирмой Caudalie. В Бордо при отеле Les Sources de Caudalie есть собственный центр винотерапии, а в Виль-д’Аврэ – его младший «молочный» (вернее, винный) брат, второй и пока последний на территории Франции. В процедурах тут используются и вина, и различные масла из виноградных косточек, и вытяжки из мякоти ягоды и даже экстрактов лозы — в таком винном спа можно провести хоть все выходные!
Но все же было бы неразумно отказываться от прогулок вокруг прудов или в вековом лесу, который окружает отель. Говорят, где-то здесь охотился его величество король Франции Генрих IV (он же Генрих Бурбонс, он же Генрих Наваррский). В погожий день, оседлав велосипед, непременно стоит добраться до расположенного по соседству замка Сен-Клу с садом и фонтанами или даже до Версаля (на самом деле всего-то 20 минут езды), наконец, заглянуть, если еще не бывали, в Малый и Большой Трианоны, отобедать в новом ресторане Алена Дюкасса ore или просто исследовать потаенные закутки дворцового парка.
Перигор: до начала времен
На первый взгляд, понятия «пещерный человек» и «художник» мало связаны друг с другом — пожалуй, пересекаются они лишь в плоскости наскальных рисунков. Увидеть своими глазами огромные пещерные галереи с чуть ли не первыми на планете художественными изображениями — опыт неоценимый. И лучше, если он будет приобретен в подлинной колыбели живописи — не в Италии, Греции или Египте, а во французских департаментах Дордонь и Ло, поскольку именно там находится «Сикстинская капелла первобытного искусства», пещера Ласко. Плюс еще целая россыпь гротов, украшенных работами безымянных художников, которые жили аж 25 тыс. лет назад.
Первая остановка на маршруте, так сказать, «для разогрева» — пещера Пеш-Мерль. Если кто-то помнит наскальных коней в яблоках, над которыми реют отпечатки кистей рук (очевидно, руки первобытного живописца), — то эта картинка отсюда. Качество рисунка поражает — он сделан будто вчера, настолько тут краски живые и свежие. Считается, что давным-давно грот был запечатан во время одного из оползней, вызванных дождями, и в таком герметичном состоянии прекрасно сохранился до наших дней. Интересно, что многие узоры (возможно, и яблоки в лошадиной масти), выполнены в особой технике — с помощью прицельных и очень аккуратных плевков краской! Рядом с Пеш-Мерль расположено еще десять гротов. Последний был открыт лишь несколько лет назад, и там находится изображение людей в компании неизвестных существ, предположительно пришельцев. В 40 км оттуда лежит и другая пещера — Куньяк. Она известна гораздо меньше Пеш-Мерля, но зато только здесь можно увидеть изображения гигантского доисторического оленя мегалоцероса, который вымер около 8 тыс. лет назад. Поразительно, что для художников это все еще была вполне себе живая натура.
Местечко с труднопроизносимым названием Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй благодаря находящимся здесь палеолитическим стоянкам первобытных людей и вовсе называют «мировой столицей доисторической эпохи». Здесь можно увидеть обширные коллекции Национального музея доисторического периода и пробраться в самую посещаемую пещеру мира Ласко II. Почему «Вторую»? Да потому что вот уже полстолетия, как путешественникам приходится иметь дело с копией: оригинал пришлось закрыть из-за повреждения наскальных рисунков, спровоцированного, между прочим, как раз обилием туристов.
Дубликат находится от исходника всего-то в двухстах метрах, но при этом их разделяет расстояние в 17 тыс. лет: именно столько времени назад создавались рисунки в настоящей Ласко. В пещере искусственной тщательно скопированы только самые известные рисунки — из так называемых «зала быков» и «осевого прохода». А буквально четыре месяца назад открылась и еще одна реплика — Ласко IV. Почему «Четвертая»? Да потому, что Ласко III — это мобильная выставка, которая вот уже пять лет кочует по свету, рассказывая о французском искусстве эпохи палеолита. Зачем нужна еще одна копия, если уже есть Ласко II? Да потому что только здесь воссозданы все сто процентов доисторических рисунков, на что потребовалось шесть лет слаженной работы десятков архитекторов, инженеров и художников и 10 тыс. тонн цемента. В этом пространстве все в духе времени: аудиогиды на планшетах, интерактивные панели, анимационные шоу. Но экскурсия проходит именно в той последовательности, в которой в далеком 1940-м году четыре восхищенных французских школьника-первооткрывателя продвигались по залам оригинальной Ласко.
На территории Дордони находится и пещера Кро-Маньон, давшая название всем людям верхнего палеолита — кроманьонцам, а в пещере Руфиньяк сохранилось больше двух сотен оригинальных рисунков, в основном изображающих мамонтов, причем по ней можно прокатиться на электропоезде. Приятно, что и бродить по пещерным гротам можно не будучи «пещерным человеком» — остановиться в нескольких шагах от Ласко стоит в семейном B&B Domaine de Lascaux, что в 200 м от деревни Монтиньяк.