Арт-толерантность: как искусство учит терпимости
![Henry Scott Tuke. «The Critics», 1927](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/84/754913102781849.png)
«Queer British Art 1861—1967»
Галерея Тейт
Цифры, вынесенные в заглавие выставки «Queer British Art 1861—1967», не случайны. В 1861 году в Британии была отменена смертная казнь за мужеложство, а спустя 106 лет в силу вступил закон, декриминализировавший на территории Англии и Уэльса гомосексуальные контакты между мужчинами старше 21 года в условиях «частной жизни». В других частях королевства однополые связи вышли из-под запрета позднее: в 1980 году в Шотландии и в 1982-м в Северной Ирландии.
Цель экспозиции «Queer British Art 1861—1967» состоит в том, чтобы показать, как на протяжении века в искусстве менялось отношение к полу и сексуальности. Так, в XIX столетии художники были вынуждены прибегать к иносказаниям. «Тревогу вызывало то, как много всего подразумевалось на полотнах. Но люди смотрели на произведения по-разному. Так, на картине Генри Тука с обнаженными мужчинами, сидящими у кромки воды, одни не видели ничего, а другие считывали гомосексуальный подтекст, и он им нравился», — рассказала The Guardian одна из кураторов экспозиции Клэр Барлоу. А уже после Второй мировой войны художники сумели выйти на новый, более откровенный уровень художественного высказывания.
На выставке зрители узнают о тех, кто подвергался преследованиям за непохожесть на других представителей общества. Так, в экспозиции представлен портрет Оскара Уайльда кисти художника Харпера Пеннингтона. Полотно с 1920 года хранится в США и впервые будет выставлено в Великобритании. Картина была подарена Уайльду и его жене Констанс в 1884 году в качестве свадебного подарка. В Тейт полотно будет выставлено рядом с дверью камеры писателя из тюрьмы Рединг.
![Simeon Solomon. «Sappho and Erinna in a Garden at Mytilene», 1864](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/19/754913077454197.jpg)
![Duncan Grant. «Bathing», 1911](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/60/754913077450607.jpg)
![William Strang. «Lady With a Red Hat», 1918](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/04/754913077453047.jpg)
![Henry Scott Tuke. «The Critics», 1927](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/32/754913077448324.jpg)
![Keith Vaughan. «Drawing of Two Men Kissing», 1958-73](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/81/754913077452811.jpg)
![John Singer Sargent. «Vernon Lee», 1881](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/37/754913077454370.jpg)
Henry Scott Tuke. «The Critics», 1927
Также в залах галереи будут показаны работы Симеона Соломона, Дэвида Хокни, Фрэнсиса Бэкона, документы ушедшей эпохи и личные фотографии. Выставка «Queer British Art 1861—1967» продлится до 1 октября 2017 года.
Ай Вэйвэй «Закон путешествия»
Национальная галерея Праги
Уже не первый год китайский художник-диссидент Ай Вэйвэй в своем творчестве обращается к теме мигрантов. Не стала исключением и его первая в Восточной Европе выставка, открывшаяся в середине марта в пражской Национальной галерее. Центральным экспонатом «Закона путешествия» стала гигантская инсталляция. В нее художник включил 70-метровую надувную лодку и фигуры 258 безликих беженцев. Эта работа — напоминание Ай Вэйвэя о маршруте мигрантов по морю, который им приходится проделывать по пути в Европу. «Это не столько кризис беженцев, сколько кризис человечности, — отметил художник накануне открытия выставки. — В истории с беженцами мы потеряли наши базовые ценности».
![Фото: facebook.com/pg/NGvPraze](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/04/754913090598043.jpg)
Сам Ай Вэйвэй неоднократно посещал лагеря беженцев и привлекал внимание к вопросу при помощи своих художественных акций. Так, в феврале 2016 года Вэйвэй покрыл колонны Берлинского концертного зала 14 тыс. спасательных жилетов, в которых мигранты из Сирии прибывали на греческий остров Лесбос. А спустя полгода в фонтане венского дворца Бельведер выложил из спасжилетов гигантскую букву F.
Выставка «Закон путешествия» продлится в Национальной галерее Праги до 7 января 2018 года.
«Одними красками»
Эрмитаж
Фарфоровые тарелки, вазы и причудливой формы кувшины с рисунками, отсылающими к картинам Поля Гогена, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Василия Кандинского, украсили атриум Главного штаба Эрмитажа. 31 марта здесь открылась выставка «Одними красками», на которой рядом с работами художников Императорского фарфорового завода выставлены предметы, созданные людьми с расстройствами аутистического спектра.
![Тарелка «Матисс №2»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/65/754913093707659.jpg)
![Тарелка «Матисс №2»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/67/754913093708679.jpg)
![Ваза «Матисс №10»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/06/754913093708062.jpg)
![Ваза «Дерен»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/71/754913093708713.jpg)
![Ваза «Петербургская»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/12/754913093709125.jpg)
![Кувшин «Радость»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/81/754913093708817.jpg)
![Мария Иванова. «Пабло Пикассо. Любительница абсента»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/33/754913093709333.jpg)
![Мария Иванова. «Анри Матисс. Арабская кофейня»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/65/754913093710653.jpg)
Экспозиция условно делится на три части. В первой представлены классические формы фарфора, выполненные на Императорском фарфоровом заводе, но расписанные студентами центра «Антон тут рядом». Во второй части участники поменялись местами, и изделия керамических мастерских центра расписывали ведущие художники завода. А в третьей части фарфор дополнили произведениями живописи, изготовленными в мастерских центра «Антон тут рядом» в различных техниках — от гравюры до масляной пастели.