Backstage: за кулисами нового спектакля «брусникинцев»
Спектакль поставлен по одноименной пьесе молодого драматурга Ирины Васьковской и, как говорится, «лег близко к тексту». Это история двух девушек — Вари и Кати, — которые вместе снимают квартиру, а потому через многие события в своей пока еще очень молодой жизни проходят вместе.
Через условные «разговоры на кухне» обрисовываются разные эпизоды, которые складываются в три года, но расставлены не по порядку, а вперемешку, словно разрозненные части мозаики. Зрителю предстоит самому сложить их в единую картину, чтобы понять, какие изменения — а они существенны — произошли с героинями за это время.
Несмотря на название, на деле менее всего понятно, чем больше тяготятся эти молодые женщины — отношениями, которые то ли есть, то ли нет, или одиночеством. Причем непонятно и нам, и им. Ищут ли они той самой любви или разочарованы в ней? Шуточное «то ли замуж, то ли семечек» становится самым точным отражением растерянного томления и какого-то детского раздражения, которое, кажется, заполняет собой все пространство вокруг.
Ты чувствуешь себя бесконечно одиноким, ненужным, даже бессмысленным, но сомневаешься — а может быть, ты счастлив, и только собственная наглость не дает тебе этого увидеть? Может, это и есть счастье, а ты все ноешь, как избалованный ребенок, ведь и вправду, руки-ноги на месте и спишь не на улице. Но если счастье такое, то так ли оно желанно?.. И если с первого взгляда кажется, будто ничего общего лично с нами у героинь нет — ведь мы знаем, какого хотим счастья и, конечно, умеем любить — в какой-то момент «накрывает» осознание, что каждого из нас внутренне роднит с ними очень многое.
Режиссер спектакля — Алиса Кретова — знакома со стремительно полюбившимися публике «брусникинцами» более чем хорошо, ведь она и сама является выпускницей мастерской и актрисой театра Дмитрия Брусникина. «Девушки в любви» стали ее дебютной режиссерской работой.
О пьесе
— Для меня эта история далеко не про любовь, а про людей, которые хотят познать любовь, но из-за социальных шаблонов не могут. А любовь к другому человеку, по-моему, начинается с любви к самому себе. Эти девушки — это любой из нас: не очень уверенные в себе, не очень любящие себя, не очень понимающие, за что нас могут полюбить другие.
О режиссерском опыте
— Любой первый опыт на мой взгляд достаточно сложный. Но при этом, наверное, самый интересный. У того, что ты делаешь впервые, есть особый азарт — неважно, прыгаешь ли ты с парашютом, ставишь спектакль или выходишь замуж. Но опыт не бывает отрицательным, поэтому мне просто очень интересно. Конечно, мне облегчил задачу тот факт, что играют мои же ребята. Я командный игрок, а у нас есть своя команда. Синхронизированность между нами и понимание друг друга дает очень хороший результат, некий мощный вброс в зал, в мир.
В проекте, кроме режиссерского, есть и другой важный дебют. Художником по костюмам «Девушек в любви» выступил известный блогер Мага Умхаев. Главными героями его вдохновляющих публикаций являются мода и стиль, что не могло не отразиться и на внешнем виде Вари и Кати. И отразилось крайне приятно глазу.
Это прозвучит странно, но для меня театр начинается с работы художника по костюмам: верю я актеру в его обличии или нет.
— И это всегда вызывало много споров у меня в голове. Когда Алиса сказала мне: «Я хочу, чтобы ты был художником по костюмам в моей постановке», я согласился без колебаний, хотя в голове и прозвучало: «А я справлюсь?». Первая сложность — научиться смотреть на актеров не как на моделей. К тому же, с каждой репетицией задача усложнялась — сначала одежда не должна была выдавать время, в котором существуют актеры. Затем добавилась сценическая хореография, из-за которой все пришлось менять.
На первой примерке мне помогал мой близкий друг Андрей Головачев, работавший в команде дизайнеров с Денисом Симачевым и в Гоголь-центре. Он заставлял меня смотреть на актеров из зрительного зала и мыслить в первую очередь как зритель.
Еще я неожиданно столкнулся с тем, что некоторые бренды не понимают, какой смысл им в принципе сотрудничать с театром? В ситуации, когда каждый мечтает поработать с «брусникинцами», мне показалось это даже глупым. Именно поэтому отдельную благодарность хочется сказать дизайнеру I AM Studio Даше Самкович, в одежде которой героини появляются на сцене. А для нашей backstage-съемки я специально пригласил команду Tom Ford Beauty, с которой уже давно работаю над проектами для своего блога. Мне хотелось не только придать лоска образам актеров на финальном прогоне постановки, но и порадовать самих ребят — они получили в подарок по флакону только-только выпущенного аромата Neroli Portofino Aсqua.
Мастерская Дмитрия Брусникина и «брусникинцы»
Несмотря на то, что «брусникинцами» по идее могут именоваться все ученики Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ, этим почетным званием награждены именно выпускники его мастерской 2015 года. Уже к моменту выпуска эту дружную компанию актеров, некоторым из которых не стукнуло и 19, хорошо знала и искренне любила вся околотеатральная тусовка и придирчивая столичная публика. Что неудивительно, ведь к моменту окончания Школы-студии бесспорно талантливые «брусникинцы» успели поставить около 10 спектаклей, среди которых нашумевшая «Конармия», и выйти на сцену в «Практике», Центре им. Вс. Мейерхольда и «Театре.doc».
В общем и целом, команда «брусникинцев» — новый феномен молодых, талантливых и дерзких, чья дерзость оправдана талантом, который не дает досадных осечек, а молодость позволяет сохранять бесстрашие и ощущение свободы, как глоток свежего воздуха необходимое российской театральной (да и не только) жизни.