Стиль
Впечатления «Город роскошный, ужасный и страшный»: иностранцы о том, что им не нравится в Москве
Стиль
Впечатления «Город роскошный, ужасный и страшный»: иностранцы о том, что им не нравится в Москве
Впечатления

«Город роскошный, ужасный и страшный»: иностранцы о том, что им не нравится в Москве

Фото: Итар-Тасс
Культура поведения горожан, грязный воздух, бесконечные пробки и внезапное законотворчество — «РБК Lifestyle» поговорил с экспатами, живущими в Москве, о том, почему им тут бывает нелегко.

На прошлой неделе мы попросили живущих в Москве иностранцев рассказать о том, чем им нравится город. На этой решили серьезно поговорить с экспатами о том, по каким причинам им здесь приходится нелегко.

 

 

Кристиан Шоппер
50 лет
из Вены
приглашенный профессор
в РЭШ, ВШЭ, ФУ
президентская академия
консалтинг

Последние 25 лет я жил по всему миру: в Лондоне, Лозанне, Франкфурте, Йоханнесбурге, но мой дом все-таки в Вене. В Москве я уже много лет бываю наездами и провожу здесь треть года. В прошлом году я жил в Москве в отеле, потому что у меня было столько работы, что не было времени налаживать какой-то быт, так что я не совсем классический экспат. Первый раз я приехал в Москву в 1997-м на IPO «Газпрома» c Morgan Stanley, мой брат три года провел на Сахалине, и я ездил к нему и много путешествовал по России. Москва с тех пор стала менее дикой, особенно если вспомнить, как люди ходили в «Дягилев», протягивая охраннику $100 за вход. Водители не останавливались, когда ты переходил дорогу на Тверской по пешеходному переходу.

Сейчас Москва стала более мейнстримовой, сколько новых кофеен открылось, город даже становится зеленее, здесь теперь ухоженные парки, люди не так гоняют на машинах, как они бы хотели, все европеизируется. Особенно это касается отелей, хотя даже жаль: номера в Москве, Париже или Лондоне теперь одинаковые.

Но в то же время люди на улице по-прежнему не в настроении. Удивительно, москвич может локтями расталкивать людей в метро, а дома с семьей быть самым милым человеком на свете.

 

Брутальный, безжалостный город, где идет постоянная борьба за выживание.


Семь-восемь лет назад в одном клубе на Цветном бульваре я впервые увидел человека с черной банковской картой. Это карта значит, что на счету не меньше $1 млн, а ее обладатель тратит не меньше $100 000 в месяц.  И вот этот человек швырнул ее на стол, за которым сидело девушек 20, со словами «купите себе что-нибудь». На улице были припаркованы сплошь Maserati и Lamborghini. Это изменилось. Но Москва — по-прежнему самое капиталистическое место, которое я знаю. Брутальный, безжалостный город, где идет постоянная борьба за выживание. Даже с хорошей работой и зарплатой москвич не может просто так взять и купить квартиру.

При этом в Москве сейчас много интересных художников, но совсем нет арт-рынка. Есть 25-летние художники, которые умудряются продать свои работы по $35 000 — 40 000 олигархам, а есть те, кто получает за свои скетчи $200, хотя в следующем году будут выставляться на Венецианской биеннале. Несколько лет назад я начал консультировать художников, чтобы помочь им стать немного предпринимателями, выстраивать маркетинговую стратегию так, чтобы донести свое искусство до людей и потенциальных покупателей. У меня был воркшоп в Москве по этой теме и будет еще одна серия встреч с молодыми художниками осенью в «Гараже».

Я не против переехать в Москву на два-три года, но как растить детей? В Вене между семью и восемью часами утра в метро много детей, все едут в школу. В Москве в это время я никогда не видел в метро детей с портфелями. Мне объяснили, что люди стараются отдавать детей в школы рядом с домом и не подвергать их лишним рискам. В Вене у детей больше свободы, их не так страшно отпускать. И все, что касается высоких цен, здравоохранения и загрязнения воздуха, меня очень беспокоит. Я бегаю марафоны, и, когда я в Москве выхожу на пробежку, прохожие смотрят на меня как на сумасшедшего.

 


 

 

Эрве Марсель
Роберт Ле Девеат

47 лет
основатель ателье
Marcel Robert
marcel-robert.ru
из Парижа
в Москве 15 лет

Я уже 15 лет живу в Москве, у меня здесь семья, свой бизнес. Здесь хорошие налоги. Если ты профессионал, то в Москве у тебя есть возможность что-то создавать, реализовать самые смелые идеи. Надо сказать, что тот факт, что я француз, мне был только на руку в общении и с государственными служащими, и с полицейскими. Мне кажется, что к французам в Москве относятся хорошо.

Но вот что грустно: грязный воздух и бесконечные пробки. Мы с женой вообще постарались организовать жизнь так, чтобы никуда не надо было ездить. Наш офис в пяти минутах ходьбы от дома, в районе есть парк, где мы гуляем, здесь же школа. Недавно впервые за долгое время решили выехать из дома и целый час ехали только от «Октябрьской» до «Смоленской». Час!

В Москве так же дорого, как в Париже, но при одинаковых ценах на квартиры квартира в Париже будет значительно лучшего качества, чем в Москве. Москва — город большого давления. Правда, с агрессией я здесь никогда не сталкивался — может, потому что я живу в центре, а не на окраинах.

Живя в России, нужно постоянно быть в курсе последних новостей, а то однажды рискуешь проснуться нарушителем. Мало ли, пропустишь какую-то новую поправку к налоговому законодательству.

 

Недавно впервые за долгое время решили выехать из дома и целый час ехали только от «Октябрьской до                 «Смоленской». Час!

 

Недавно внесли проект поправок в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды деятельности. Для нас это означало разорение. Все обошлось, но мы уже начали думать, не заказать ли грузовик, чтобы вывезти наше ателье: мы шьем изделия из кожи, ремешки для часов, делаем чехлы для айфонов по собственному патенту.

Со школами в Москве нелегко. К тому же мне не нравится образовательная методика, которая принята в России. Я хотел бы, чтобы школа прививала детям способность критично мыслить и любовь к учебе. А мы наблюдаем грустную картину: школа воспитывает людей, которые не умеют думать самостоятельно.

Первые пять классов наши дети отучились в частных школах, а затем мы их определили в государственную. Выбирали ее так, чтобы попасть к определенному учителю, который нам нравится, эта женщина еще преподавала у моей жены. Но от того, что происходит в политике, детей не спасти. Недавно дочь пришла из школы и сказала, что им задали написать сочинение — как возник фашизм в Италии, Германии, Австрии и в наше время на Украине. Мы показали ей документальный фильм о Гитлере, в нем была хорошая фраза: зло побеждает, когда хорошие люди ничего не делают. Это именно то, что происходит с москвичами: люди в душе не согласны с происходящим, но ничего не делают.

 

 

 

Андраш Фекете
38 лет
из Будапешта
в Москве жил в разное время
1986–1989
2002–2005
2011 — по сей день

C начала 2000-х я бывал в Москве наездами на съемках, а потом решил остаться. Мне нравятся большие города, меня они заводят. Будапешт милый и удобный городок, но все-таки скучноватый. Москва, конечно, изнашивает, здесь неудобная транспортная система — к вечеру после всех этих расстояний я сильно устаю.

Меня смущает культура поведения москвича. В Будапеште люди как-то вежливее, пропускают, извиняются, если что-то не так. В Москве могут запросто толкнуть и молча пройти мимо. Иду я по Тверской, мне навстречу идет мужчина.  И вдруг он как плюнет себе под ноги, чуть было в меня не попав. Это же дикость. Или в магазине: выбираю продукты, а какой-то человек просто толкает меня и хватает с полки то, что ему было нужно. А мог бы все-таки сказать: «Будьте добры, не могли бы вы...».

Моя дочь живет в Будапеште. И если бы я ее перевозил в Москву, наверное, мы жили бы где-то за чертой города. Все-таки с экологией что-то творится: то смог, то уровень ртути повышен. Сказывается то, что Москве не самый качественный бензин. Мне самому тут бывает плохо.

 

Иду я по Тверской, мне навстречу идет мужчина.  И вдруг он как плюнет себе под ноги, чуть было в                 меня не попав. Это же дикость. 

 

Я не чувствую себя чужим в Москве, ведь я говорю по-русски, понимаю, как к кому обращаться и с кем как надо разговаривать, но в Будапеште я чувствую себя в большей безопасности. В Будапеште идешь по улице и даже не замечаешь полицейских, которые там на каждом углу стоят. А в Москве как видишь полицейского, сразу предчувствуешь неприятности, хотя все документы в порядке, ты ничего не нарушил, а уже в чем-то можешь оказаться виноват. Никакого спокойствия вид человека в форме у меня не вызывает.

Мы говорим о минусах, но для меня есть множество существенных плюсов. Я люблю фотографировать Москву, люди, с которыми я здесь работаю, интересные и продвинутые. Как фотограф, я хочу запечатлеть современную Россию: и Москву, и провинцию.

 

 

 

Джон Манн
42 года
Вашингтон
в Москве с 2001 года
глава PR-службы Millhouse

Когда я сюда переехал, мне пришлось какое-то время привыкать к размерам Москвы. До этого я жил в Вашингтоне, Бостоне, Алма-Ате. Мне кажется, что теперь я могу жить только в очень большом городе, где много всего происходит. У Москвы мой ритм жизни. Сначала я думал, что я здесь на пять лет, потом — что на десять, и вот я уже живу в Москве 13 лет. Тогда я понял, что Москва стала моим домом, у меня здесь много друзей, я знаю город даже лучше, чем многие москвичи, с которыми я общаюсь. Признав это, я расслабился и стал покупать больше вещей, не думая о том, как их в случае чего перевозить.

У меня наворачивается скупая мужская слеза, когда я вижу огромный выбор продуктов в магазине в Лондоне или в Америке. В Москве все это только развивается. Конечно, нынешний ассортимент не сравнить с ассортиментом десятилетней давности, но я все равно привожу из поездок какие-то продукты. Сейчас в связи с санкциями это сыры и мясные деликатесы.

Раньше, когда я ездил в Лондон и хороший обед стоил мне £30, я могу задуматься: это $50, немного дороговато — а потом сравниваешь с Москвой, и получается всего 1500 руб. Думаешь: нет, на самом деле недорого! Но с изменением курса валют за последние месяцы Москва ненадолго стала дешевле, чем Европа.  Я недавно во время поездки в Европу захотел купить iPhone 6, но там цена за модель 16 ГБ  в евро была выше, чем в Москве за 64 ГБ.

 

У меня наворачивается скупая мужская слеза, когда я вижу огромный выбор продуктов в                          магазине в Лондоне или в Америке.

 

Я один из тех нехороших людей, которые проезжают свои 6 км от дома до работы на машине, хотя мог бы воспользоваться метро. Раньше поездка в центр в середине дня занимала три часа: час туда, час деловая встреча и еще час — дорога обратно. Сейчас из-за введения платной парковки все-таки стало гораздо быстрее.  Хотя в часы пик, конечно, по-прежнему на дорогах непросто.

Этой зимой предстоит проверить, каково это — курить на морозе, потому что в заведениях уже нельзя.

В 2002 году на темной улице поздно вечером на меня напали, украли кошелек. С тех пор ничего подобного со мной не было, хотя от других экспатов я слышал про подобные случаи.

Сейчас даже бюрократические процедуры типа получения визы и регистрации гораздо проще, чем были десять лет назад. Это хорошо для бизнес-сообщества, появился тип визы для высококвалифицированных специалистов, она очень удобная. У меня есть такая жалоба: почему-то, когда регистрируешь свою машину, регистрация действительна, только пока действует твоя собственная регистрация и виза. То есть когда виза заканчивается, машина, что ли, перестает быть моей? Я застал то время, когда регистрацию надо было продлевать на почте каждые три месяца, соответственно, я и в ГАИ на край города ездил четыре раза в год. Сейчас проще, можно прийти в любое отделение ГИБДД, но это все равно отнимает время.

Москва менялась и росла вместе со мной. Когда я сюда только переехал, полюбил Москву за бурлящую жизнь. Здесь постоянно происходят какие-то тусовки, интересные мероприятия и вечеринки. В выходные я погружался во все это, мне было весело. Но я становлюсь старше, мои приоритеты меняются, и город тоже развивается. Теперь я ценю то, что здесь есть хорошие парки, велосипедные дорожки, выставки, концерты стали еще лучше, бурная культурная жизнь. Эти 13 лет у нас с Москвой было идеальное совпадение по интересам.

 


 

 

Карло Капелетти
33 года
инженер-конструктор
в Москве больше года
по контракту до 2018
из итальянского города Реканати

Москва вызывает противоречивые чувства: город и роскошный, и огромный, и одновременно ужасный и страшный — все это здесь сочетается. Я еще адаптируюсь к городу, но некоторых вещей еще не понимаю: почему каждый здесь считает своим долгом иметь машину? Ну и все бюрократические проволочки и канцелярщина — точно такой же кафкианский кошмар, как у нас в Италии. Обычно экспаты в Москве не сталкиваются с этими процедурами напрямую, между ними и внешним миром есть фильтр в виде компании, которая их наняла. Но конкретно моя работа подразумевает постоянное общение с подрядчиками и партнерами. Жизнь в городе может превратиться в ад, если не иметь нужных связей. Может, это что-то в менталитете?

Например, в Москве я впервые столкнулся с таким способом ведения дел: спрашиваю человека о сроках сдачи его работы, и вместо того, чтобы назвать реальные сроки, он говорит: «Да хоть в конце недели», хотя мы оба знаем, что это нереально. Или спрашиваешь, удобно ли вам приехать на встречу в 10 утра? Человек соглашается, а сам появляется к 11.

 

Итальянских ресторанов здесь много, но вот настоящей итальянской кухни крайне мало, и                 то по ценам, которые в Италии за                 эти блюда представить сложно.

 

Пармезана не найти сейчас, но это не такая большая проблема для меня. Итальянских ресторанов здесь много, но вот настоящей итальянской кухни крайне мало, и то по ценам, которые в Италии за эти блюда представить сложно.

Я раньше жил в Нью-Йорке и привык к толпам в метро, так что для меня московская подземка не страшна. Но город должен сделать что-то для тех, кто каждый день сюда ездит на работу на электричке из пригородов: нет удобных остановок в черте города, где можно пересесть на другие виды транспорта, чтобы отправиться дальше. Я ценю то, что было сделано даже за то время, что я здесь живу. Этим летом я наслаждался прогулками по набережным и паркам. Но не стоит повторять ошибки других европейских городов и вкладываться в украшение каких-то центральных улиц, надо опережать время и инвестировать в инфраструктуру, планирование и экологию.