Стиль
Впечатления «Я всегда переживаю, что созданный мною образ не будет соответствовать настоящим русским»
Стиль
Впечатления «Я всегда переживаю, что созданный мною образ не будет соответствовать настоящим русским»
Впечатления
«Я всегда переживаю, что созданный мною образ не будет соответствовать настоящим русским»
© Централ Партнершип
В картине «Эверест», которая станет фильмом-открытием Венецианского кинофестиваля, исландский актер Ингвар Эггерт Сигурдссон сыграл знаменитого советского альпиниста Анатолия Букреева. «РБК Стиль» расспросил актера о съемках и отношении к русским.

Режиссером «Эвереста» стал исландец Бальтаcар Кормакур. Помимо Сигурдссона в картине сыграли Джейк Джилленхолл, Кира Найтли, Робин Райт и Джош Бролин. Речь в картине идет о двух разных экспедициях, совершающих восхождение на самую высокую гору мира. Анатолий Букреев — проводник одной из групп. Во время спуска группа попадает в снежный буран, и герою Сигурдссона в условиях плохой видимости и метели удается спасти трех человек. В российский прокат картина выходит 24 сентября. «РБК Стиль» расспросил актера о подготовке к фильму, отношении к русским и романтике альпинизма.

Вам часто достаются роли русских, причем как в театре, так и в кино. В «К-19» Кэтрин Бигелоу вам досталась роль инженера подводной лодки Горелова, в «Эвересте» — альпиниста Анатолия Букреева. Почему вы, исландец, соглашаетесь играть русских?

Когда я играю в британских или американских фильмах, которые, кстати, очень люблю, мне обычно предлагают роли либо немцев, либо русских. Не знаю, возможно, что-то есть такое в моей внешности. А соглашаюсь я или нет, зависит от персонажа, которого мне предлагают сыграть. Например, когда предложили роль Анатолия Букреева, я сначала почитал про этого человека, а потом согласился. Это такой вдохновляющий герой. Мне очень понравились многие черты его характера. Например, что он был серьезным человеком и очень любил свою профессию.

 


 

 

 

Трагедия на Эвересте: на каких реальных событиях основан фильм

 

 

В основу фильма легли реальные события, проиcшедшие в мае 1996 года. Тогда восхождение на Эверест совершали три коммерческие экспедиции, в составе которых были и обычные туристы, и опытные скалолазы. Анатолий Букреев был одним из проводников группы «Горное безумие» — так называлась компания американского альпиниста Скотта Фишера, предлагавшая клиентам дорогостоящие восхождения на самые высокие горы планеты. 

Туристы, среди которых были люди старше 40 лет, взбирались на гору медленно, из-за чего спуск вниз начался в неподходящее время. Члены экспедиции не успели добраться до места стоянки и попали в снежный буран. Анатолий Букреев, уже дошедший до лагеря, вернулся и с риском для собственной жизни спас троих человек. 

Пять человек, в том числе и лидер «Горного безумия» Скотт Фишер, погибли. В 1996 году вышла книга «В разреженном воздухе» одного из участников тех событий, журналиста Джона Кракауэра. В ней Анатолий Букреев обвинялся в том, что, будучи проводником, раньше всех начал спуск с горы, растерялся и проявил безответственность. 

Букреев написал об этой трагедии другую книгу «Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте», где рассказал о неподготовленности экспедиций и неверных решениях, принятых руководителями похода. В 1997 году Анатолий Букреев был награжден премией имени Дэвида Соулса, а о трагической экспедиции на Эверест был снят фильм «Смерть в горах» Роберта Марковица, где роль Букреева сыграл актер Питер Дж. Лукас. 

 

 

 

А какими вы себе представляете русских?

Я несколько раз был в России, так что кое-что знаю о вашей стране. Я приезжал на театральные фестивали в Москву и Петербург с некоторыми спектаклями. Еще был гостем на нескольких кинофестивалях, и меня там очень хорошо принимали. Я всегда переживаю, что созданный мною образ не будет соответствовать настоящим русским. Но у меня есть русские друзья, помогающие мне работать над ролями. К примеру, есть подруга в Исландии — она мой главный учитель русского языка, помогает мне имитировать акцент. К тому же продакшн-студии всегда нанимают нам консультантов по сценической речи. Так что помощников достаточно. 

 

Что вам было важно знать о вашем герое, чтобы сыграть его?

Буквально все. Так что я прочитал об Анатолии Букрееве все статьи и книги, которые смог найти. В частности, книги, которые написал сам Букреев — «Выше облаков. Дневники высотного альпиниста», а также «Восхождение», где как раз рассказывается об инциденте на Эвересте в 1996 году. Словом, все, что могло помочь мне понять детали характера этого человека. Также я познакомился с людьми, которые лично знали Букреева, и их помощь была огромной. Еще я постарался изучить все материалы обо всех участниках той экспедиции, выяснить точку зрения каждого из них на проиcшедшее.

 

Вам пришлось учиться скалолазанию для этой роли?

Поскольку мне нужно было действовать и думать как профессиональный альпинист, то к роли я готовился. Перед съемками я прошел краткий курс скалолазания здесь, в Исландии. Нас повезли на ледники, обучали правильно обращаться со снаряжением, пользоваться альпинистскими «кошками». Я много бегал, чтобы поддерживать хорошую форму, каждый день ходил в бассейн, делал упражнения, в том числе и на растяжку. Когда мы поехали на одну из съемочных площадок, в Доломитовые Альпы в Италии, то в перерывах между съемками я старался как можно больше ходить по горам. Букреев очень любил природу, так что и я старался бывать на природе как можно больше.

 

Насколько этот персонаж важен для фильма?

Он очень важен. Ведь он настоящий герой, он спас нескольких человек. Я думаю, что мой персонаж больше всего сожалел о том, что не смог спасти лидера той экспедиции, Скотта Фишера. Но хотя сценарий фильма очень большой, Анатолию Букрееву в нем было посвящено буквально несколько сцен. И я очень переживал, что если я сыграю эту роль недостаточно хорошо, то моего персонажа просто вырежут из картины. Так что я старался изо всех сил, потому что Букреев для этой истории очень важен.


 

Вам действительно приходилось подниматься ради съемок в горы? Как вы думаете, удалось ли вам почувствовать хотя бы часть того, что чувствовали члены той экспедиции?

Часть съемок проходила в Гималаях, но я там не был. Мои сцены снимались в Доломитовых Альпах в Италии. Мы поднимались на высоту до 4200 м и, что называется, чувствовали разницу с атмосферой у подножья гор. На высоте было довольно холодно, и воздух там был разреженным. Также мы снимались на студиях Cinecitta в Риме и Pinewood в Англии. Причем ребята в студиях изо всех сил старались, чтобы мы почувствовали себя в настоящих горах — ветродувы и аппараты по производству искусственного снега работали на полную. И нам было невероятно жарко в наших альпинистских одеждах в закрытых помещениях. А если рассуждать, удалось ли нам испытать то же, что и участникам той экспедиции, то я никогда не поднимался на такую высоту, как они, так что не могу судить наверняка. Большинству людей очень сложно понять, что ощущают альпинисты на высоте 8 тыс. м над уровнем моря. Она ведь очень сильно влияет на физическое состояние. Я пытался это прочувствовать настолько, насколько мог. Я даже испытывал боль, понимаясь на высоту. Но я не люблю, когда все дается легко. Мне нравится, когда для достижения цели нужно потрудиться. Так что мне даже понравилось чувствовать холод и физический дискомфорт, ощущение того, как сильный ветер обжигает кожу.

 

 

В СССР альпинизм воспринимался как очень романтичный вид спорта. Как с этим обстоят дела в Исландии?

Здесь скалолазание также считается романтичным занятием. У нас многие увлекаются альпинизмом. Правда, горы у нас невысокие, не более 2500 м. И лично мне очень понравился этот спорт.