«Пока люди предпочитают покупать часы лично»
Вы первыми ввели на российский рынок часы модных брендов. Почему был выбран именно этот сегмент? Да, мы фактически создали рынок фэшн-часов в России. Тогда, в 1997-м, никто не понимал, зачем это нужно и почему люди будут брать за приличные деньги стильные часы с модным логотипом, не представляющие никакого интереса с точки зрения механики. В то время бытовало представление о том, что часы должны быть только классическими и при этом одни на всю жизнь. Но оказалось, что покупатели готовы воспринять часы как модный аксессуар, который можно обновлять, менять, сочетать с одеждой разного стиля, подбирать под настроение. В 2005 году мы сформировали собственную розничную сеть — сегодня компания TimeCode является крупнейшим федеральным ретейлером часов на территории России. У нас 30 магазинов в крупнейших городах страны (Москве, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Казани) с единым оформлением и стандартом качества. В будущем планируем расширить нашу географию до 100 точек продаж.
Но онлайн-торговля у компании тоже есть? Конечно. Продажи в Сети составляют 20% от общего объема. Пока люди предпочитают покупать часы лично и очно, а интернет-магазин является скорее рекламной поддержкой бренда. Но с каждым годом удельный вес онлайн-продаж растет.
Какие модели чаще покупают на сайте? Более простые и дешевые, за 10 000 руб.
Каков ваш основной ценовой диапазон? От 5000 до 150 000 руб. Мы сознательно не концентрируемся на узком сегменте, пытаясь представить максимум возможных трендов и дать наиболее широкое представление о модных часах. Наша аудитория — молодые люди от 15 до 40 лет. У них разный уровень дохода, поэтому мы не ограничиваем себя средней ценовой категорией.
Какие часы можно приобрести за 5000 руб.? Например, часы Morgan, это французский бренд хорошего качества.
А за 150 000? Модели известных модных брендов Versace, Salvatore Ferragamo, Tonino Lamborghini. Это часы из дорогих материалов, часто украшенные камнями, с дополнительными функциями.
|Salvatore Ferragamo|
Как вы составляете ассортимент часов? Наша главная стратегия — привлекать сильные фэшн-бренды. Мы начали с Moschino, Roberto Cavalli, Valentino, портфель постепенно увеличивался, добавились Versace, Salvatore Ferragamo. Все это сильные, стабильные марки, столпы модной классики. Бренд Miss Sixty оказался однодневкой: «вспыхнул» и быстро сошел со сцены. Наше свежее приобретение — британский бренд Ben Sherman. Для мужской аудитории, которая составляет примерно 40%, мы предлагаем обширный спортивный сегмент. Tonino Lamborghini и Scuderia Ferrari — это модный спорт; экстремальный представлен американской маркой Timex (модель Ironman показывает параметры человеческого организма); плюс городской casual-спорт: здесь могу отметить недорогую универсальную марку Boss Orange.
Как изменились вкусы российской аудитории в отношении часов? Кардинально. Если мы отмотаем время назад лет на 20, увидим, что тогда в принципе не существовало культуры потребления часов. Часы покупались одни на всю жизнь, передавались по наследству. Не было представления о часах как об аксессуаре, который можно менять в течение дня. Люди, наконец, осознали, что часов может быть много. Конечно, часы премиум-класса сохранили свой статус уникального предмета роскоши, который будет передаваться по наследству. У нас таких в ассортименте нет. Это совсем другой бизнес.
Какие часы в плане стилистики предпочитают российские женщины? В южных регионах дамы выбирают желтое и розовое золото, часы с покрытием, часы на металлическом браслете. В центральных и северных регионах — стиль более выдержан, цвета более спокойные. Здесь очень популярны стальные модели на кожаном ремешке.
Чем вам запомнилась последняя выставка в Базеле? В классических часах появилось больше усложнений. Многие марки пытались интегрировать в механические часы электронные схемы, с помощью которых можно дистанционно открывать автомобиль или сейф. Некоторые производители налаживают передачу данных между часами и мобильным телефоном. Для чего это нужно — мне не совсем понятно. Я обратил внимание, что европейская экономика скучает по российскому рынку. Чувствуется тупик, который вызван падением основных развивающихся рынков — России, Китая, Индии. Как только растет потребление, сразу приходят креативные идеи, которые подхлестывают активное развитие, движение вперед. Сейчас производители опасаются экспериментировать, и часовые бренды в массе своей не создают полномасштабных новых коллекций, в основном идет развитие предыдущих линий.
Как изменились продажи в кризисный период, с конца прошлого года? Если говорить о рублевой выручке, она выросла на 25–27%. Хотя при этом произошло падение среднего чека продаж: люди стали покупать более дешевые часы, но в большем количестве. Раньше клиенты предпочитали копить на более дорогую модель, в период сильной инфляции деньги скорее тратят.
Какие из ваших марок сегодня особенно востребованны? Наши продажи сильно привязаны к календарю. Весной спросом пользуются бюджетные марки, которые соответствуют модному сезону. В мае-июне пик деловой активности спадает, люди начинают задумываться об отпусках, поэтому классический дизайн отходит в сторону. Сейчас покупательницы ориентированы на модные бренды Karen Millen, French Connection, Anne Klein, у клиентов-мужчин популярны Hugo Boss, Timex, Rodania.
|Hugo Boss| |