Стиль
Впечатления «Никому не посоветую порнофильм 
с моим участием»
Стиль
Впечатления «Никому не посоветую порнофильм 
с моим участием»
Впечатления

«Никому не посоветую порнофильм 
с моим участием»

Фото: getty Images/fotobank.ru
Австрийского гения-переростка Кристофа Вальца еще лет пять назад никто не знал, а теперь он уже двукратный лауреат «Оскара», любимый актер Квентина Тарантино и один из самых востребованных злодеев Голливуда

В комедии «Несносные боссы-2» Вальц снова сыграл персонажа одновременно отрицательного и обаятельного – европейца, построившего за океаном мощную корпорацию и взрастившего сына-предателя с лицом капитана Кирка.

Мы встретились со звездой «Бесславных ублюдков» и «Джанго освобожденного» в Лондоне, чтобы поговорить об «американской мечте», липовом патриотизме, жанровом многообразии, переменчивости человеческой натуры и актерских способностях Вуди Аллена.

У вас в «Несносных боссах-2» как-то непозволительно мало экранного времени...

– Да ничего, я не жалуюсь. Работы мало, денег много, что еще надо? К тому же не бывает незначительных ролей, бывают лишь незначительные актеры.

На первый взгляд у вас с этим персонажем много общего: он тоже взял Америку нахрапом. Он там много рассуждает об американской мечте. А она вообще существует?

– Я австриец, у меня свои мечты, совсем не американские. Если же серьезно, иностранцы в Америке больше остальных рвут жилы и гнут спины, чтобы хоть как-то преуспеть. Они работают на 150%, как и мой персонаж в этом фильме. Я в этом плане подкачал – мне кажется, что и 80% вполне достаточно. Напрягаться ради того, чтобы достичь потолка и упереться в него макушкой, – это как-то очень непродуктивно. Лучше думать о насущном и размеренно делать свое дело, а не преследовать мечты с энтузиазмом загнанной лошади.

И снова вы играете вроде бы отрицательного персонажа, но страшно обаятельного. Это так случайно получается или вы целенаправленно выбираете себе роли людей одновременно хороших и злых, серьезных и смешных?

– Скорее случайно, но это вполне объяснимо. Я стараюсь играть людей, которые мне интересны. Главное, чтобы в них сочетались те качества, которые многим кажутся взаимоисключающими, но на самом деле являются взаимодополняющими. Тот, кто себя воспринимает всерьез, невыносим. В равной степени невыносим тот, кто над всем смеется без перерыва. Постоянно меняться – вот вполне нормальное явление.

То есть вы не только на экране, но и в жизни такой же переменчивый?

– Очень хотелось бы надеяться! Иначе просто можно умереть со скуки. Я нахожу весьма печальным и даже постыдным то, что создатели современных фильмов зачастую упрощают персонажей и делают их однобокими. Таких людей просто не бывает. А если это далеко от жизни, то это плохо написанная история, и я от подобных стараюсь держаться подальше.

А вы сами не пробовали что-нибудь написать? Показать им всем, как надо?

– Пока не планировал. Уж очень мне нравится актерство, нет времени распыляться на другие ремесла. Я делаю то, что я люблю и, по-моему, все-таки умею. Если мой персонаж – двигатель сюжета, то это приятный бонус. Если от него нет никакого толку, как в «Несносных боссах-2», меня тоже все устраивает. Я вполне доволен своими полномочиями.

Но если бы я взялся за режиссерский штурвал, я бы подошел к этому со всей ответственностью. Многие режиссеры, с которыми мне доводилось работать, даже этого не делают: они как раз из тех, кто слишком серьезно воспринимает самих себя, а не свою работу.

А нельзя ли поподробнее? Имена, явки?

– Ну вот еще, я вам тут и так лишнего сболтнул (улыбается). Но, правда, я безмерно уважаю профессию постановщика и тех, кому удается овладеть всеми ее премудростями. И мне совершенно не хочется добавлять такого дилетанта, как я, в список людей, считающих себя режиссерами.

Но если вдруг созреете, есть ли шанс, что мы увидим вас в главной роли в фильме режиссера Кристофа Вальца?

– Я давно над этим размышляю и никак не могу взять в толк, как люди умудряются быть одновременно актерами и режиссерами. Скажем, настолько ли Орсон Уэллс показательный пример? Был бы он таким же хорошим актером, если бы фильм ставил не он, а какой-нибудь режиссер-тиран, который заставил бы свою звезду ходить по струночке?

Был бы «Гражданин Кейн» таким же хорошим фильмом, если бы Уэллс не разрывался между режиссурой и исполнением главной роли? То же самое можно сказать про Клинта Иствуда или, к примеру, Вуди Аллена. Почти во всех своих фильмах Вуди играет отлично. Но мог бы он стать по-настоящему выдающимся актером в руках другого режиссера?

Я пока не знаю ответа ни на один из этих вопросов. Если смогу в этом разобраться, возможно, и попытаюсь поставить кино и сыграть в нем главную роль, но сейчас я все же сосредоточен на актерской карьере. Надо еще пару «Оскаров» получить (улыбается).

Вы вообще охотно беретесь за разные жанры – то драмы, то комедии, то в «Маппетах» появитесь. Есть ли в мире жанры, за которые вы бы ни за что не взялись?

– Порно.

Вот черт, обидно.

– Ха, наоборот, вы должны с облегчением вздохнуть! Это я исключительно из человеколюбия – никому не посоветую порнофильм с моим участием. Но в целом я хочу сыграть в как можно большем количестве фильмов самых разных жанров. Не факт, что я могу пригодиться во всех жанрах, впрочем. В итальянском джалло мне вряд ли найдет применение даже Дарио Ардженто.

Вы безупречно говорите по-английски, но у вас все равно есть легкий акцент. Значит, в Голливуде вам будут давать только роли иностранцев. Это важно вообще для карьеры – уметь играть американцев?

– Нет, а зачем? В Голливуде полно потрясающих, фантастических местных актеров, которые и без меня справляются с ролями американцев.

Британцы вон не стесняются. Всех супергероев себе заграбастали.

– Да, и у некоторых даже неплохо получается. Но тут дело даже не в акценте – важную роль играет целая совокупность факторов. Глупо отрицать, что личность человека во многом зависит от того, где он родился и на какой культуре рос. Это все проявляется в его манерах и поведении, и вот это как раз очень трудно спрятать. В отличие от акцента, который можно и натренировать. В конце концов, акцент – это всего лишь моторика речевого аппарата. Не китайская грамота, право же.

К слову, о родной культуре... В 2013 году на «Оскарах» был настоящий триумф австрийцев – вы получили свою вторую награду, плюс еще Арнольд Шварценеггер вручил премию в категории «Лучший иностранный фильм» Михаэлю Ханеке за «Любовь». Всю вашу страну, наверное, распирала национальная гордость?

– Слушайте, ну я не настолько патриотичен. Мне все-таки хочется получать награды за себя, а не за свою страну, уж пусть она меня простит. К счастью, те времена уже прошли, когда мы должны были побеждать во имя народа и сражаться за родину. С этой идеологией мы в свое время пережили не самый приятный опыт, но сейчас никто не может отнять у меня выстраданное и заслуженное право быть махровым космополитом. Чего и всем желаю.


Беседовала Заира Озова