Стиль
Впечатления «Нам хотелось бы, чтобы в Marussia выступал русский пилот»
Впечатления

«Нам хотелось бы, чтобы в Marussia выступал русский пилот»

Исполнительный директор Marussia F1 Team Энди Уэбб — о плюсах и минусах российского «гражданства» команды, производстве гоночного болида и кухне «Формулы-1».

Если несколько лет назад термины вроде «пит-стоп», «паддок» и «поул-позиция» ассоциировались у наших соотечественников с престижной «Формулой-1» и немецким гонщиком Михаэлем Шумахером, то сейчас эти англицизмы вызывают, пожалуй, более разнообразные аналогии: первый российский гонщик Виталий Петров, единственная российско-британская команда Marussia F1 Team, Гран-при Сочи... Но если Петров не участвует в текущем чемпионате, а до гонки в Сочи еще примерно год, то конюшня Marussia F1 Team выступает в «Формуле-1» прямо сейчас. На что тратят деньги команды «Формулы-1», как стать пилотом Королевских гонок и что в планах у Marussia на следующий сезон — обо этом и многом другом в интервью «РБК LifeStyle» рассказал исполнительный директор Marussia F1 Team Энди Уэбб.

"РБК.Стиль": Из чего складывается бюджет команды в «Формуле-1»?

Энди Уэбб: Эта сумма складывается из вложений владельца команды, денег инвесторов и средств, которые вкладывают компании-спонсоры пилота. Кроме того, мы устраиваем различные мероприятия для привлечения средств. Минимальный бюджет команды на гонках такого уровня — 1,25 млн фунтов в неделю, максимальный может превышать эту сумму в 2-3 раза — это зависит от размера команды. У нас в команде 200 человек, у Ferrari – 700, у Red Bull — 800. Разница велика, так что и бюджет сильно варьируется. Мне нравится, что у нас не такая большая команда, — так проще контролировать издержки.

"РБК.Стиль": У вас как у единственной российско-британской команды в «Формуле-1» нет проблем с поиском инвесторов?

Э.У.: У многих спонсоров есть определенный скепсис по поводу нашей команды: Россия по-прежнему не вызывает доверия у многих компаний из-за своего советского прошлого. Но Россия делает правильные шаги: зимние Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу, этап «Формулы-1» в Сочи. Чем больше людей приезжает сюда на спортивные мероприятия, тем лучше имидж страны. Чтобы стать инвестором команды, частный вкладчик должен иметь по меньшей мере 10 млн фунтов, и мы активно ведем переговоры с российскими предпринимателями. К примеру, в этом году нашим спонсором стала российская компания «Лига ставок». Marussia F1 Team хочет показать, что и команда из России может добиться успеха в таком престижном виде спорта.

"РБК.Стиль": На что в первую очередь тратятся имеющиеся у команды средства?

Э.У.: На проектирование и производство болида, ведь в этой работе участвует вся команда: мы разрабатываем самостоятельно весь автомобиль, готовым покупаем только двигатель. Члены команды делают общий дизайн болида, потом рисуют его отдельные части, после этого мы обращаемся к подрядчикам за изготовлением деталей. Все части автомобиля — а их 9190 — производятся по отдельности, и нужно, чтобы они все идеально подходили друг к другу, поэтому здесь так важно внимание к деталям и командная работа. Кроме того, поскольку мы сами проектируем ту или иную запчасть, мы точно знаем, во сколько она нам обойдется.

"РБК.Стиль": А гонорары пилотов?

Э.У.: Раньше в большинстве команд гонщики были вынуждены оплачивать свое участие в соревнованиях. Даже такие именитые пилоты, как Баррикелло и Шумахер, начинали с этого. Потом они становились быстрее, показывали более высокие результаты, и в какой-то момент команды начинали платить им. Таких случаев очень много. Так что платит водитель или платят ему, зависит в первую очередь от его опыта. Сегодня большинство пилотов «Формулы-1» получают от команд гонорары. Но что касается начинающих гонщиков, то они все еще вынуждены привлекать спонсоров для участия в «Ф-1».

"РБК.Стиль": Выходит, если спортсмен хочет участвовать в «Ф-1», ему надо в первую очередь найти хороших спонсоров.

Э.У.: Необязательно. Просто мало кто сейчас может прийти в Королевские гонки и сразу стать звездой, сначала он должен доказать, что стоит того, чтобы ему платили. Мы стараемся находить талантливых гонщиков как можно раньше, тем более что с каждым годом их возраст все меньше — сегодня молодых людей начинают готовить к выступлениям в «Ф-1» с 7-8 лет. Как и в Ferrari, у нас есть Академия юных пилотов, благодаря которой мы замечаем талантливых гонщиков в самом юном возрасте и начинаем их развивать. Сейчас главные гонки для молодежи — это GP3, а победители этих соревнований — будущие звезды «Формулы-1». К сожалению, у нас пока не налажен поиск талантливых гонщиков в России, но мы стараемся изменить эту ситуацию, потому что хотим, чтобы в нашей команде выступал русский пилот.

"РБК.Стиль": Какая гонка в текущем сезоне была самой сложной?

Э.У.: Пожалуй, выбрать какую-то одну нельзя. Бывают трудности из-за погоды: дождь, сильный зной или, наоборот, холод — все это сказывается как на пилоте, так и на болиде. На новых трассах также бывает нелегко. В то же время такие соревнования особенно интересны, потому что дают возможность спортсменам и команде получить дополнительные навыки. Хороший пример — предстоящая в следующем сезоне гонка в Сочи. Она будет одинаково сложной для всех команд, ведь пилоты будут проезжать эту трассу впервые. Впрочем, большинство гонщиков любят такие испытания своих способностей.

"РБК.Стиль": Подготовка к следующему сезону идет полным ходом?

Э.У.: Конечно. Сейчас одна часть команды работает над этим чемпионатом, а другая — над подготовкой к следующему. Так, болиды, на которых гонщики выступают сейчас, могут только слегка дорабатываться, тогда как основные инженерные и дизайнерские работы сейчас посвящены следующему автомобилю. Но, несмотря на это, мы сконцентрированы на текущих Гран-при, ведь деньги получают только команды, попавшие в первую десятку.

"РБК.Стиль": Планируете ли претендовать на призовые места в сезоне 2014 года?

Э.У.: Ключ к победе состоит в том, чтобы все «ингредиенты пирога» собрались воедино: хороший двигатель, качественные запчасти и, конечно, хорошие пилоты. Многие недооценивают наш прогресс за 2012-2013 годы, но если мы будем столь же уверенно развиваться в следующем сезоне, то по самым скромным подсчетам должны будем попасть в первую восьмерку команд. Здесь нельзя взять и выиграть — к победе надо идти небольшими шагами. К примеру, Red Bull, который купил уже укомплектованную команду, пять лет шел к тому, чтобы выиграть первую гонку. Мы же начали лишь в 2009 году, при этом мы делали все сами, с нуля. Сначала нам нужно попасть в Топ-10, потом в Топ-8, а потом уже сможем думать о победе.

Беседовала Екатерина Шипилова