Стиль
Впечатления Кто позолотит ручки: в субботу в Лос-Анджелесе вручат «Грэмми»
Стиль
Впечатления Кто позолотит ручки: в субботу в Лос-Анджелесе вручат «Грэмми»
Впечатления

Кто позолотит ручки: в субботу в Лос-Анджелесе вручат «Грэмми»

Фото: gettyimages
Самое интересное, что может произойти во время награждения.

Больше панка

Представить каких-то десять лет назад, что фаворитом «Грэмми» когда-нибудь станет французский электронный дуэт Daft Punk, было сложно. Максимум, что им могло светить, — нишевые номинации. Таких «Грэмми» у Daft Punk уже две — за альбом Harder Better Faster Stronger и «живую» пластинку Alive 2007 года. Теперь другой расклад: прошлогодний долгострой Random Access Memories может стать альбомом года, приставучая, как летняя муха, песня Get Lucky — лучшей записью. Вдобавок к этому французы заявлены и в традиционной для них номинации за лучшую танцевальную запись, а также за «лучшее групповое исполнение». Правда, исполнять Get Lucky чаще всего выпадает лишь певцу Фареллу Уильямсу (иногда несколько раз подряд в течение одного концерта) — гастролировать со своим последним альбомом Daft Punk отказались. Как бы то ни было, французы вряд ли уедут с пустыми руками. Random Access Memories — это как фильм «Аватар» в звуке. Восемь лет ожидания, длиннющий список звездных гостей, среди которых легендарный дископродюсер Джиорджио Мородер и гитарист группы Chich Нил Роджерс, миллион долларов, вложенный в запись (заморочились даже с тем, чтобы достать те самые микрофоны, на которые записывалось диско семидесятых), и еще несколько — в продвижение. Голливудский масштаб — грешно не отметить.

Боуи против Оззи

В номинации «Лучший рок-альбом» сразу несколько ветеранов, двоих из которых если не списали со счетов, то крепко позабыли. Оззи Осборна с нулевых годов воспринимают скорее как эксцентричную рок-звезду на пенсии из сериала MTV. Дэвид Боуи исчез с радаров на целых десять лет из-за проблем со здоровьем. О новом альбоме родоначальников металла Black Sabbath говорили уже четыре года, но никто не ожидал, что продюсеру Рику Рубину удастся оживить почтенные мумии Осборна и его соратников. Пластинка 13, тем не менее, получилась цельной и боевитой — почти как в лучшие времена. Новый альбом Боуи The Next Day, напротив, свалился как снег на голову и обнаружил крайнюю душевную неустроенность его автора. Скорее всего и заслуженный фолк-рокер Нил Янг, и калифорнийцы Queens Of The Stone Age в этой схватке останутся за пределами ринга. Нам же остается сокрушаться, что если Осборн и компания к нам с концертами доедут уже этим летом, то живого Боуи на сцене мы, видимо, не увидим уже никогда.

Джастин в «нирване»

Джеймс Блейк / Кендрик Ламар

В номинации «Лучший новый артист» выделяются трепетный рыжеволосый электронщик Джеймс Блейк, пробившийся со своими тихими песнями на стадионы, и калифорниец Кендрик Ламар, записавший мощнейшую отповедь уходящей юности под названием Good Kid, M.A.A.D City. Правда, его истории о юношеских приключениях были записаны еще в 2012 году — так что своей «Грэмми» ему приходится ждать, как посылку, отправленную «Почтой России». Большим вопросом является всего одна номинация у рэпера Канье Уэста, чей мегаломанский опус Yeezus получил самую восторженную критику. Зато не обидели Джастина Тимберлейка, который в прошлом году записал продолжение своей экспериментальной пластинки The 20/20 Experience. Он заявлен сразу в семи номинациях, в том числе и за два дуэта с Джей Зи — в песне Holy Grail («Лучший совместный рэп-трек») некоронованный принц поп-музыки неожиданно цитирует Курта Кобейна, в клипе Suit & Tie («Лучший клип») просто отлично выглядит и танцует. Увидеть его воочию в Москве можно будет 17 мая. Что касается выступлений непосредственно на премии, то среди прочих ожидаются Metallica с китайским пианистом Лангом Лангом, Стиви Уандер, Фарелл Уильямс и дуэт Ринго Старра с Полом МакКартни.

4 факта о премии

Как начиналась премия

Доменико Модуньо

Первая церемония награждения «Грэмми» прошла 4 мая 1959 года в большом зале отеля «Беверли Хилтон». Больше всего неприятных сюрпризов она принесла Фрэнку Синатре, который номинировался в целых шести номинациях и в результате ушел с единственным «граммофоном» за лучшую обложку. Две главные награды — за самую продаваемую запись и песню года — получил итальянец Доменико Модуньо. До этого его песня Nel Blu Dipinto Di Blu (Volare) вызвала фурор на фестивале в Сан-Ремо — бессмертный хит про «волары» и «кантары» хорошо помнят и сейчас благодаря кавер-версии Gipsy Kings. Лучшей певицей и джазовым исполнителем в 1959 году была признана Элла Фицжеральд, а приз за лучший альбом получила запись The Music from Peter Gunn кинокомпозитора Генри Манчини.

Самый курьезный «Грэмми»

За полувековую историю премии неоднозначных победителей в разных номинациях было, понятное дело, немало. Например, в 1967 году награда за лучшую песню была вручена комедийной британской группе The New Vaudeville Band, которая проходила скорее по ведомству «театра у микрофона».Типичная «группа одного хита» The New Vaudeville Band вдохновлялась британским мюзик-холлом 1920-1930-х годов. И хотя их песня Winchester Cathedral была действительно смешной и остроумной, что заставило жюри выбрать именно ее из списка, где были такие шедевры, как битловская Eleanor Rigby или Good Vibrations группы Beach Boys, так и останется загадкой.

Рекордсмен по количеству «Грэмми»

Британский дирижер венгерского происхождения Георг Шолти оставил после себя более 250 записей. Он номинировался на премию 74 раза, а выигрывал 31, главным образом за записи с Чикагским симфоническим оркестром и хором. Этот факт, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, даже породил в среде академической музыки шутку, что других дирижеров жюри попросту не знает. И в ней была доля правды: серьезные музыканты «классическую» номинацию «Грэмми» очень долго не воспринимали всерьез. Вдобавок за бесчисленные «граммофоны», полученные за пластинки, сэр Джордж Шолти в 1995 году получил еще один — за выдающиеся достижения в музыке.

Возвращенный «граммофон»

Немецкий дуэт Milli Vanilli, специализировавшийся на попсовом R’n’B, получил «Грэмми» как лучшая новая группа в 1990 году. Вскоре разгорелся нешуточный скандал: оказывается, участники Фаб Морван и Роб Пилатус не спели на своих пластинках ни одной ноты. Настоящие голоса принадлежали совсем другим музыкантам. «Граммофоны» пришлось вернуть, на проект посыпались судебные иски от покупателей дисков, и вскоре история Milli Vanilli закончилась. Следующий альбом, не без юмора названный The Moment of Truth — «Момент истины», не издавался в США. Впоследствии Морван и Пилатус, уже без вывески Milli Vanilli, попробовали записать еще одну пластинку, однако потерпели коммерческое фиаско — было продано лишь 2000 копий.

Егор Антощенко