Надписи на стенах могут приносить большие деньги
Со дня на день городской совет Лос-Анджелеса должен отменить принятый десять лет назад запрет на нанесение граффити на частные строения. Закон поставит точку в спорах, начавшихся еще в 1932-м, когда мексиканский художник-монументалист Давид Альфаро Сикейрос создал в Городе ангелов скандальную фреску «Тропическая Америка», которая через пару дней была закрашена, а спустя 80 лет восстановлена в качестве мирового шедевра. Чем не современная метафора на состояние современного искусства!
«Тридцать лет гонений» — это ли не срок? Первая большая музейная выставка стрит-арта «Искусство на улице» (о развитии движения граффити с 1970-х годов до наших дней) прошла в 2012 году в Музее современного искусства ЛА и побила все рекорды по посещаемости. Или другой наглядный пример — граффити-экспозиция «40 лет прессионизму», прошедшая летом в консервативном княжестве Монако. В перерыве между казино, гонками «Формулы 1» и созерцанием яхт за бокалом шампанского миллиардеры со всего мира приценивались к настенной живописи на несколько миллионов долларов. Все граффити-произведения — личная коллекция бизнесмена Алана-Доминика Галлиция, который собирает работы уличных художников больше 20 лет. Он открыл фонд Gallizia и держит в доме под Парижем ателье, куда приходят художники и расписывают все свободные места.
Граффити-экспозиция «40 лет прессионизму», Монако
Появление масштабных выставок и государственных постановлений — свидетельство радикальных изменений в отношении общества к стрит-арту, которое из акта вандализма превратилось в неотъемлемую часть современного искусства. Успешного и доходного.
Кто почем?
Аукционы послевоенного искусства бьют все мыслимые рекорды — как по суммарной выручке, так и по персональным достижениям ключевых художников. Главная «звезда» в рейтинге — темнокожий райдер-граффитчик Жан-Мишель Баския. В конце семядисятых никому не известный 18-летний подросток расписывал улицы фразами, каждая из которых содержала слово SAMO. «SAMO — это так называемый авангард», «SAMO как конгломерат дремлющих гениев», «SAMO как условие отрицания» и еще сотни фраз различного содержания красовались по всему Нью-Йорку. В начале 1980-х уличный художник присоединился с неформальной группе «неоэкспрессионистов», а в 1982-м подружился с иконой поп-арта Энди Уорхолом, который стал его покровителем и соавтором (да-да, с баллончиком в руках!). До своего триумфа Баския не дожил — умер от передозировки героина четверть века назад в неполные 22 года. Через считаные месяцы после смерти цены на его работы начали стремительно расти.
Жан-Мишель Баския
Феномен Баския в так называемом «двойном дне». Он стал кумиром нынешнего молодого поколения и обрел славу среди избранного круга коллекционеров. Первые скупают лимитированную коллекцию кроссовок Reebok Basquiat c граффити и фирменной короной (подписью художника). Вторые борются на аукционах за его «полотна» по заоблачным ценам. С 2003 года граффитчик Баския вырос в цене на 501%, то есть в 6 раз! Его самая дорогая работа — «Затуманенные головы» 1982 года продана на торгах Christie’s за $48,8 миллиона. Есть «картинки» и «попроще»: за $30 млн, $28 млн и $4 млн. За неполный прошедший год его произведений было продано почти на $100 миллионов.
Или другой коммерческий пример граффити-торжества. В 1980-е годы юный житель Нью-Йорка Джош «Стэш» Франклин по ночам расписывал вагоны метро и «бомбил» туннели. В 1987 году райдер перенес «наскальную живопись» на холсты. Спустя каких-то три года граффити-работы, но уже маслом на полотне, начали скупать ведущие американские галлереи, а сам Стэш занялся дизайном одежды под маркой Recon и даже выпустил несколько «хитов» совместно с Nike, Bathing Ape (Bape), Vans, DC Shoes, Clarks и Lacoste.
Одно из современных творений «дедушки»-граффити Шепарда Фэйри — плакат Hope («Надежда»), подготовленный к предвыборной кампании Барака Обамы. Мастер приложил руку к созданию рекламных постеров компаний PepsiCo, Adidas, обложек альбомов музыкальных групп Black Eyed Peas, Sepultura и других. Примечательно, что принцип, по которому богач-Фэйри выбирает, с кем работать, а с кем нет, по-прежнему уличный, «по понятиям» — личная симпатия и не более того.
Шепард Фэйри на фоне своего плаката Hope
Мистер Х
Настоящая история успеха в граффити-среде и поворот на 360 градусов в отношении уличного искусства — провокационный британский стрит-арт художник, «трафаретчик» Бэнкси. В мире стрит-арта он, безусловно, за главного. Его остросоциальные и политические изображения на стенах — это и сатира на общество потребления, и кривая усмешка над войнами, и раскрашенный «в пух и прах» капитализм. Став популярным в начале нулевых, этот мистер Х с баллончиками в руках (как выглядит Бэнкси, доподлинно неизвестно, по некоторым данным человек-инкогнито — 36-летней Робин Ганнингем из Бристоля) первым начал продавать свое искусство, нарушив тем самым негласный кодекс граффитчиков и предав свободные от денег идеалы стрит-арта.
Одной из первых оригинальных работ Бэнкси купила его «преданная поклонница» Кристина Агилера, отдав 25 тыс. фунтов за «Королеву Викторию в образе лесбиянки». Спустя пару недель на Sotheby’s трафаретное изображение Моны Лизы со стекающий из глаз краской было продано за 57 600 фунтов. И понеслось... «Девочка с шаром» за 37 200 фунтов, «Обнимающий бомбу» — за 31 200, и Ленин «такой молодой» на роликовых коньках — за 96 000. Одно из условий покупки — демонтаж покупателем стены дома, на котором нарисована картина, и замена ее на новую. Рекордная цена за произведения художника была установлена в феврале 2008 года, когда его работа «Борьба с вредителями» была продана с аукциона за $1,9 млн. Чуть больше — $2 млн потратила на работы Бэнкси щедрая Анджелина Джоли.
Выставка работ художника граффити Бэнкси в Лондоне, Англия
Не всем произведениям Бэнкси так везет. Граффити на стене Бруклинской клиники сексуального здоровья молодежи, изображающее любовников и оценивающееся в 500 000 фунтов, было закрашено как проявление вандализма.
Сотрудничает с культовым граффитчиком вокалист Radiohead Том Йорк — картины Бэнкси. В Нью-Йорке графитчику за глаза доверили расписать коридор отеля «Карлтон Армз», а Джордж Майкл умоляет Бэнкси раскрасить свой особняк. Какой счет выставит «маляр», пока неизвестно.
Как и положено великим художникам, граффитчик нередко «подшучивает» над состоятельной публикой, которая готова в прямом смысле слова рушить стены за кусочек «бесценного» трафарета. Так, одна из работ Бэнкси изображает аукционные торги с выставленной на продажу его же картиной в золотой раме, на которой есть только надпись: «Не могу поверить, что вы покупаете это дерьмо».
Бизнес-среда
С коммерческой точки зрения граффити наиболее активно стало развиваться в Германии. В крупных городах были открыты специальные граффити-салоны, в которых художники и по сей день выставляют образцы своих работ, и каждый заинтересовавшийся посетитель может оставить заказ на оформление автомобиля, интерьера бара, дискотеки или собственного жилища. Благодаря Бэнкси интерес к маргинальному урбанистическому искусству приобрел еще более масштабные формы. Уличное искусство полюбили все: заказы идут со стороны частного бизнеса, госструктур и муниципалитетов. Даже совсем несовременные музеи хотят заполучить на свои стены граффити. Не говоря о крупных корпорациях, которые используют оригинальные граффити в качестве рекламы. Один из лидеров индустрии — американская компания Graffiti Life Дэвида Спида с доходом порядка двух миллионов долларов в год.
Или другой бизнес-пример «от обратного», или «крысиный яд» для Бэнкси и Ко. Канадец Барри Эндл открыл высокодоходную нишу на ниве... борьбы с граффити! Его компания продает жидкое покрытие Glass Cover, предотвращающее появление граффити на стенах из бетона, кирпича, дерева и металла. Вложив в проект $25 тыс., уже за первый год он выручил $320 тыс. и вскоре обещает увеличить объемы продаж до $1,5 млн. Бизнес по борьбе с граффити планирует открыть и наш соотечественник — владелец группы предприятий «Альфа» Игорь Гринберг. Для этого он приобрел две фирмы, которые помимо смывания настенных рисунков будут заниматься нанесением антивандальных покрытий на объекты.