Стиль
Впечатления Диана Вишнева покажет новую программу на Новой сцене Большого театра
Стиль
Впечатления Диана Вишнева покажет новую программу на Новой сцене Большого театра
Впечатления

Диана Вишнева покажет новую программу на Новой сцене Большого театра

Фото: ИТАР-ТАСС
Вечера балерины пройдут в эти четверг, субботу и воскресенье. Это третий личный проект Вишневой после «Красоты в движении» и «Диалогов».

Прима-балерина Мариинского театра и Американского театра балета представит два одноактных спектакля, сделанных специально для нее знаковыми европейскими хореографами: Жан-Кристофом Майо (Балет Монте-Карло) и Каролин Карлсон (Национальный хореографический центр в Рубэ Нор-Па-де-Кале, Франция). Майо сочинил балет Switch («Переключение»), а Карлсон — Woman in а Room («Женщина в комнате»). Мировая премьера прошла осенью прошлого года в Калифорнии.

В «Переключении» использована музыка Дэнни Эльфмана, автора саундтреков для «Симпсонов», «Баек из склепа» и «Отчаянных домохозяек». Майо придумал бессюжетный спектакль, героиня которого, по словам Вишневой, некая театральная звезда с жестким характером. Впрочем, заказчицу балета это не смутило. Мало того, она, не опасаясь соревнования в мастерстве, выступает рядом с Бернис Копьетерс, примой Балета Монте-Карло, блистательной специалисткой по современному танцу. Мизансцены то и дело напоминают кинокадры из психологического триллера: три персонажа действуют в утонченно обставленной комнате с низко висящими светильниками, то двигаясь по стильным интерьерам, то восседая на дизайнерской кушетке. Герои образуют особое эмоциональное пространство, в котором, как говорит Вишнева, живет «история о женщине, ее альтер-эго и отношениях с мужчинами». Диана в блестящем платье от Лагерфельда танцует на пуантах, но классической гармонии в балете не предусмотрено: ноги балерины не только щеголяют вытянутыми, как положено в классике, стопами, они могут и «неэстетично» шаркать по полу всей ступней. В конце концов и пуанты, и Лагерфельд, и эмоции будут сброшены, и героиня, как будто сняв театральную маску, устало улыбнется публике.

В опусе Каролин Карлсон Вишнева самовыражается без партнеров, в одиночестве. Атмосфера и сценография «Женщины в комнате» навеяны прозой Вирджинии Вульф, фильмами Андрея Тарковского и поэзией Арсения Тарковского. Одиночество для них, как и для хореографа, — запутанный лабиринт, обширное и заманчивое пространство исследования. Карлсон уверяет, что на балет, анатомирующий женскую душу, ее вдохновил фильм «Ностальгия», но прямых аналогий искать не стоит. Как и в картинах Тарковского, тут стоит сосредоточиться на полутонах настроений, нюансах воспоминаний, перекличке времен. Танцы на музыку итальянского композитора-минималиста Джованни Соллимы и француза Рене Обри исполняются вокруг большого стола — символа мира и дома. Вишнева то танцует босиком, то гонит драйв на каблуках, меняя костюмы, прихотливо ломая гибкий торс и трагически закрывая лицо ладонями. А тазик с десятками лимонов создаст метафорический привкус чего-то яркого, но с подвохом: в красоте таится неизбежная кислинка. Ярко-желтыми плодами героиня, пережившая и ужас, и победу, в финале одаривает публику.

Майя Крылова