В Москву привезли масштабную ретроспективу Гордона Паркса
«Я все думал, когда же Life отправит вас к нам» — так приветствовал Гордона Паркса борец за права афроамериканских мусульман Малкольм Икс. На столике у Ингрид Бергман, когда Паркс приехал к ней на Стромболи, лежал журнал с его репортажем, который актрисе привезли из Америки. Мохаммед Али радостно приветствовал фотографа: «Го-о-ордон Паркс!» Паркс начал заниматься фотографией в 1940-е годы: побудили его к этому снимки линкора, попавшего под бомбежку. На него произвело впечатление, как одной фотографией можно рассказать целую историю, донести ее до зрителя. Достоверность и актуальность сюжетов стали основополагающими критериями, которыми Гордон Паркс руководствовался в своей работе. Чем бы он ни занимался — модной съемкой, социальными репортажами для Life, больше всего его интересовали людские истории.
Один из самых ярких снимков на выставке — «Американская готика», портрет пожилой негритянки со швабрами, стоящей под американским флагом. За этой фотографией — целая жизнь. Ранний брак, смерть мужа, двое внуков… Гордон Паркс снимал сюжеты о криминальной обстановке в Гарлеме, о марше на Вашингтон, снимал участников организации «Черные пантеры». Он живо интересовался процессами, происходящими в обществе. Его фотографии о расовой сегрегации лаконичны, но вместе с тем показывают эту страницу истории США исчерпывающе. Низкие парты в пустом классе школы для цветных, ребенок, которого отец поднял к питьевому фонтанчику — не общему, а отдельному для негритянского населения, мать с дочкой, покупающие мороженое. В эти фотографии врывается цвет — напоминая зрителю, что все это происходило не так уж давно.
На выставке показывают не только Паркса-репортера. Он был также и великолепным мастером портрета (фотографировал Альберто Джакометти, Сидни Пуатье, Гленна Гульда, Вупи Голдберг), работал для глянцевых журналов (в этих снимках удачно сочетались элегантность нарядов и умение поймать момент, а также определенная доля иронии). Паркс во многом был первым. Первым фотографом-афроамериканцем на службе управления по защите прав фермеров Америки и первым — в штате Life, даже первым афроамериканским режиссером в Голливуде. В 1971-м он снял детектив «Шафт» (фильм даже получил «Оскар» за лучший саундтрек) — первый фильм в жанре блэксплотейшн, ориентированный на афроамериканскую аудиторию. Спустя много лет, работая над фильмом «Джанго Освобожденный», Квентин Тарантино назвал в память об этой ленте свою героиню Брунгильдой фон Шафт.
Анна Попова