В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Полароиды»
В одно нажатие
Напуганные дети в цирке, фото с обезьянкой и у фонтана «Дружба народов» — редкий семейный фотоальбом образца 1980—1990-х пройдет проверку на подлинность, если в нем нет глянцевых полароидных снимков. Поляризационные светофильтры, изобретение доктора Эдвина Лэнда, которого Стив Джобс считал своим учителем, сослужили человечеству добрую службу: их использовали в производстве солнечных очков, кинопленки и экранов для первых компьютеров. Но главным детищем Лэнда стал фотоаппарат Polaroid, выпущенный в продажу в 1948 году и впервые позволивший любому потребителю получить снимок здесь и сейчас. Придумать быстрый и простой способ съемки Лэнда побудила трехлетняя дочь: девочка хотела фотографировать, но категорически не желала входить в тонкости процесса.
Лучшая реклама
«Полароид» полюбили не только простые потребители, но и творческие люди. Энди Уорхол делал свои знаменитые шелкографические портреты на основе полароидных снимков, а документалист Уокер Эванс, которому фирма Лэнда выдала неограниченный запас пленки, в последние годы жизни снимал только на Polaroid SX-70. Моментальные камеры признавал и Андрей Тарковский. Его фотографии, сделанные между 1979 и 1984 годом, стали основой книги-альбома Instant Light, изданного в 2006 году. В предисловии к альбому Тонино Гуэрра написал: «Тарковский часто размышлял над <…> полетом времени и желал только одного: остановить его — пусть даже и быстрым взглядом из моментальных полароидных изображений».
Фотографии Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Ансела Адамса, Роберта Мэпплторпа, Хельмута Ньютона и других больших художников, созданные в период расцвета компании Polaroid, сами по себе стали неплохой рекламой ее камер и составили внушительную корпоративную коллекцию. В 2010-м, спустя два года после объявления о банкротстве Polaroid, эти снимки были распроданы на Sotheby’s. Значительная часть коллекции осела в венском Центре фотографии Westlicht — именно эти фотографии теперь привезли на выставку в Москву вместе с другими образцами жанра из собрания музея.
«Проект «Полароиды» описывает этот почти исчезнувший и вновь возрожденный медиум не только как вспомогательное средство, ставшее незаменимым в мастерских художников, кабинетах фоторедакторов, медиков, научных лабораториях, но и как самостоятельный вид фотографии, открывший ее новые свойства и расширивший возможности, — объясняет куратор выставки Екатерина Иноземцева. — Моментальность проявления фотографии отвечала сути этого вида искусства, которому наконец удалось поймать момент, минимальную единицу времени». В экспозицию вошли не только привычные маленькие фотокарточки, но и полароиды больших размеров — 50 х 60 см.
«Полароид» возвращается
Еще пару лет назад казалось, что цифровая революция 2000-х навсегда уничтожила компанию Polaroid. Но расхожая истина о «хорошо забытом старом» справедлива и в этом случае. Вместе с дискотеками 1990-х и лосинами в моду возвращается моментальная фотография — правда, уже в ином качестве.
Обладателям айфонов и прочих «яблочных» устройств, например, доступно приложение Instant, позволяющее делать ностальгические снимки и даже подписывать их шрифтом, напоминающим шариковую ручку. Компания The Impossible Project наладила производство пленок и аксессуаров Polaroid через Интернет и выпустила в продажу гаджет, который при синхронизации с iPhone или iPod touch позволяет печатать фотографии на месте.
И, наконец, сама компания Polaroid вышла из комы, сначала пригласив на почетный пост креативного директора Леди Гагу, а затем представив сразу несколько новинок, среди которых оказалась 5-мегапиксельная камера C3, умещающаяся на ладони. Моментальное фото тоже вернется: этим летом анонсирован выход фотоаппарата Polaroid Socialmatic со встроенным цветным принтером, Wi-Fi и Bluetooth.
Елена Костомарова