Стиль
Впечатления 2 мая в столице начнется Пасхальный фестиваль
Впечатления

2 мая в столице начнется Пасхальный фестиваль

Фото: Итар-Тасс
Начавшись в апреле и проехав 30 000 км по России, Пасхальный фестиваль возвращается в Москву. Концерты будут проходить в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и на открытом воздухе.

Часть проектов благотворительная: выступления проходят в больницах, домах ветеранов, домах ребенка и музыкальных школах. Фестиваль этого года связан не только с празднованием Дня Победы, но и с трагической датой — столетием со дня начала Первой мировой войны. Кроме симфонических концертов, как всегда, есть хоровая, камерная и звонильная программы. В последней участвуют более 30 храмов.

Львиную долю музыки возьмет на себя оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым: Пасхальный фестиваль — его любимое детище, существующее с 2002 года. Именно Гергиев ввел в России новый формат звучания классики, когда оркестр первоклассных музыкантов несколько недель активно, с рекордной географией от Петербурга до Владивостока, колесит по стране, играя порой по два концерта в день и вовлекая в свою орбиту и меломанов, и неподготовленных слушателей.

Московская публика тоже внакладе не останется. Уже 2 мая нам сыграют два фортепианных концерта — Шостаковича и Скрябина, солировать будет Даниил Трифонов, лауреат последнего Конкурса имени Чайковского (золотая медаль). На следующий день — две симфонических поэмы Рихарда Штрауса. «Жизнь героя» считается музыкальной автобиографией автора-новатора, где герой бьется, как писали критики, «среди хихиканья тупой толпы — стада крикливых хромых гусей». И написанная после чтения книги Ницше «Так говорил Заратустра» одноименная поэма, фрагменты ее все знают как саундтрек к фильму «Космическая Одиссея» и заставку к телепередаче «Что? Где? Когда?». 9 мая дневной бесплатный концерт совместят с народным гуляньем: оркестр выступит на Поклонной горе, и пианист Денис Мацуев сыграет на свежем воздухе.

Закроется Пасхальный фестиваль вечером 9-го, когда на сцене консерватории дадут концертное исполнение оперы Верди «Трубадур» с солистами Мариинского театра. Билетами нужно запастись заранее: чтобы исполнить партию Леоноры, в Москву приедет Анна Нетребко. Примадонна дебютировала в этой роли в конце прошлого года в Берлине, где спела страдающую испанскую герцогиню вместе с Пласидо Доминго.

Существует шуточное предание, что в Милане есть таверна, в которой с позапрошлого века замурована бутылка вина; ее отдадут тому, кто сможет связно рассказать содержание «Трубадура». И в самом деле, Анна Нетребко не зря называет абсурдной историю цыганки XV века, которая мстит некоему графу, а тот любит герцогиню Леонору, а она любит приемного сына цыганки, трубадура Манрико, который, сам того не зная, является похищенным в младенчестве братом графа. Сам граф тоже этого не знает и из ревности посылает Манрико на смерть как соперника в любви, отчего Леонора умирает, а цыганка демонически хохочет. Абсурдный сюжет, однако, не влияет на качество вокала: Нетребко так передает страдания Леоноры, что им начинаешь всерьез верить. Одним «движением» своего лирико-драматического сопрано она превращает кукольную мелодраму в высокую трагедию.


Майя Крылова