«Город грехов 2»: в попытках переиграть обнаженную Еву Грин
Барышни занимают центральное место на экране, а остальные угрюмые, изуродованные гримом персонажи служат для них лишь выигрышным фоном.
«Город грехов», снятый Робертом Родригесом девять лет назад по графическому роману Фрэнка Миллера, развязал нешуточный интерес к фильмам в жанре нуар. Извращенный и беспросветный монохромный кинокомикс, будто бы слепленный по лекалам Рэймонда Чандлера и Хамфри Богарта, наивно салютовал 1940‑м годам, когда в фильмах асфальт был мокрее, сигареты — длиннее, а кольт в кармане плаща — холоднее.
Почти десять лет спустя все сравнения с 1940‑ми кажутся излишними. Продолжение «Города грехов» сварено уже в собственном соку. Долгая пауза между фильмами сработала на то, что первая часть сама воспринимается аудиторией как некий оригинальный стандарт.
Незадолго до выхода на экраны продолжения «Города грехов» скончалась последняя икона нуара, актриса и супруга Хамфри Богарта Лорен Бэколл. Смерть оригинальной дамы, ради которой стоило убивать, выглядит так же символично, как и смерть продюсера боевиков 1980-х Менахема Голана перед выходом третьей части «Неудержимых». Становится ясно, что водораздел между киноэпохами проходит здесь и сейчас.
В центре сюжета «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» находится одноименный комикс Миллера о фатальной Аве Лорд, с дьявольской силой жонглирующей мужчинами. Повествование идет от лица ее бывшего любовника Дуайта (Джош Бролин), который чувствует, что снова увязает, и всеми силами пытается выкарабкаться.
Технически «Город грехов 2» — это приквел. Здесь на экран при помощи еще двух небольших новелл возвращаются персонажи, печальный конец которых нам уже показали. Это и брутальный шкаф Марв (Микки Рурк), и хороший мертвый коп Хартиган (Брюс Уиллис), застрявший между мирами. Все эти пересечения намекают на то, что знакомство с первой частью фильма зрителю не повредит.
Несмотря на сюжетные пересечения, от второго «Города грехов» не стоит ждать структурных нагромождений, свойственных первой части. Сюжет крайне прост, темп повествования неспешный и изобилует повторами. Несколько раз героев вышвырнут из окна, раз за разом они будут резко тормозить тачку и бросаться на колени, воя бессильной белугой на Луну. Неоднократно действие вернется в стрип-бар, где время вообще законсервировано и стриптизерши на сцене пьют водку из горла, двигая бедрами.
Вспышки насилия и моменты экшена решены почти в абстрактной манере, прямыми черно-белыми линиями. И сопровождаются закадровым текстом в духе: «Атомная бомба взорвалась у меня между ног» — таким слогом Фрэнк Миллер сообщает зрителям чувство неимоверной боли от удара в причинное место.
Помимо обязательных эпизодических ролей культурных героев в диапазоне от поп-персоны Леди Гаги до культового киноактера Стейси Китча, щедро разбросанных по фильму, билеты в кино более чем окупает обнаженная натура Евы Грин. Многие зрители мужского пола после похода в кино почувствуют, что как минимум женаты на ней много лет — настолько выгодно подается на экране вся анатомия ее пышного тела.
Родригес поставил перед своими актерами множество неразрешимых задач, серьезно осложнив им жизнь: обильный грим, меняющий до неузнаваемости, отсутствие декораций и партнеров по сцене (известно, что весь фильм неспешно снимался в собственном ангаре Родригеса на фоне зеленого экрана). Но самая сложная задача для актеров — не борьба с зеленым экраном, а попытка переиграть обнаженную Еву Грин.
Фильм, в котором стиль одерживает безоговорочную, разгромную победу над содержанием, однозначно принадлежит этой актрисе. С таким подзаголовком это где-то даже кажется логичным и оправданным — хотя и достигается методами, несколько противоречащими курсу на феминизм, взятому создателями.
Илья Миллер