Стиль
Впечатления Фестиваль «Территория» поговорит со зрителем на языке улиц
Стиль
Впечатления Фестиваль «Территория» поговорит со зрителем на языке улиц
Впечатления

Фестиваль «Территория» поговорит со зрителем на языке улиц

Фото: Пресс-материалы
В столице зайдут на территорию современного театрального искусства. Ответов на извечные вопросы ждать не стоит, зато удастся увидеть в героях пьесы Ибсена конца XIX века жителей захудалого южнороссийского городка наших дней.

Фестиваль «Территория», начиная с 2006 года, привозит в Москву спектакли, которые говорят со зрителем языком улицы, несмотря на то что многие из них поставлены по классическим пьесам. Хит нынешней программы — спектакль берлинского театра «Шаубюне» «Враг народа» по пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена, написанной в 1882 году и адаптированной Флорианом Борхмейером в соответствии с реалиями сегодняшнего дня. По правде сказать, пьеса хорошо воспринимается и без адаптации — ее сюжет словно взят со страницы одной из популярных газет. Некий доктор, нашедший счастливую возможность прославить свое имя и сделать репутацию крошечному городку, который имеет шанс стать большим курортом, узнает, что минеральная вода загрязнена отходами и нужно либо объявить об этом, либо скрыть и продолжать отравлять сограждан. В современных постановках пьесу Ибсена переписывают: так было не только в «Шаубюне», но и в московском Театре имени Маяковского, где «Враг народа» в версии Саши Денисовой стал одной из самых громких премьер прошедшего сезона. Но в данном случае переписывать классическую пьесу нет никакой нужды — она и без того выглядит настолько современной, как будто списана с истории любого южнороссийского городка. Финал абсолютно предсказуем. А как, по вашему мнению, жители провинциального города должны отнестись к человеку, который готов лишить их государственных дотаций и частных вливаний ради того, чтобы не навредить здоровью сограждан? Странно будет, если они его не удушат. Поведение жителей города понятно, вопросы вызывает лишь доктор Стокманн — человек-вызов. Кто он — герой или идиот, не желающий видеть того, что очевидно? В спектакле Томаса Остермайера его поведение вызывает в памяти публичные выступления основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа и все, что с ним и вокруг него произошло.

Спектакль «Враг народа»

 

Второй спектакль на социальную тему — «Прикасаемые», история о людях, которые видят и слышат благодаря прикосновениям, то есть о слепоглухих. Авторы: драматург Мария Крапивина, режиссер Руслан Маликов и художник Екатерина Джагарова уже собирались вместе для работы над проектом о преодолении наркозависимости, который до сих пор идет на сцене Театра наций под названием «Бросить легко».

Спектакль «Бросить легко»

 

Третий спектакль фестиваля, который не стоит пропускать тем, кто стремится к сильным впечатлениям, — «(М)ученик» Кирилла Серебренникова, поставленный по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Он вышел на сцене «Гоголь-центра» весной и был включен в программу «Территории». В роли трудного подростка, который терроризирует окружающих, забрасывая их цитатами из Библии, — один из самых ярких актеров «Седьмой студии» Никита Кукушкин.


Фестиваль «Территория», 1–14 октября
www.territoryfest.ru


Татьяна Филиппова