Что объединяет Константина Меладзе и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
Если бы молодого Гэтсби спросили, хочет ли он стать миллионером, он бы в ответ рассмеялся задавшему вопрос в лицо. Мот и дуэлянт с бодрым нравом и чистым сердцем не признавал ценность денег, пока не влюбился в состоятельную девушку Дейзи Бьюкенен, не пошел из-за нее на фронт и не стал миллиардером, лишь бы ее завоевать, – чтобы потом бесславно сгинуть. Этот незамысловатый сюжет под названием «Великий Гэтсби» американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд придумал семьдесят лет назад. Однако он до сих пор не дает покоя режиссерам. И даже хореографам.
Исполнитель главной роли, звезда мирового балета и премьер Мариинского театра Денис Матвиенко утверждает, что идея балета возникла не после, а до появления картины. И более того, проект задумывался специально «под Матвиенко». Сперва думали о Дориане Грее, но изнеженность героя противоречила харизме Дениса. В итоге остановились на Гэтсби.
Выбор во многом предопределило и то, что это будет первый в мире балет по данному сюжету. Привлек постановщиков и подходящий для танцев колорит. Герои трагической мелодрамы, прожигая жизнь, перемещаются из богатых особняков в подпольные притоны, и это почва для броской картинки.
Роман Фицджеральда наполнен движением. Гэтсби, например, ни минуты не может сидеть спокойно, отбивая ритм ногой, как танцовщик. Гости на вечеринках – «сотня пар золотых и серебряных бальных туфелек» – пляшут ночи напролет, выколачивая пыль из паркета.
Создатели претендуют как минимум на то, что «Великий Гэтсби» станет новым словом в искусстве балета – как никак речь о танцевальном шоу с элементами мюзикла. Музыку – с явным расчетом на широкую аудиторию – предложили написать Константину Меладзе, автору шлягеров Валерия Меладзе, Аллы Пугачевой и Верки Сердючки. Это первый опыт композитора-эстрадника в создании длинной партитуры, из которой рождается Америка 1920-х, утопающая в джазе, женской эмансипации и сухом законе.
В кульминационный момент встречи с потерянной возлюбленной Гэтсби танцует фокстрот авторства американского хореографа Дуайта Родена. Пригласив его, продюсер «Гэтсби» Алена Матвиенко приобщила проект к высшей международной лиге: помимо создания хореографии для своей труппы Complexions, Дуайт работает с Cirque du Soleil и Дианой Вишневой, ставит шоу для Принца, U2 и Ленни Кравитца, сочиняет танцевальные сцены для Голливуда. Балет Родена – про одиночество за фасадом внешнего блеска. Одиночество, от которого не спасают никакие миллионы.
Майя Крылова
«Великий Гэтсби»
11 ноября
Государственный Кремлевский дворец
Воздвиженка ул., 1