Патти Смит и двойник Элвиса Пресли: лучшие документальные фильмы о музыке и не только
«Берроуз» Картина «Берроуз» — исключение в афише фестиваля Beat Fest. В ленте 1983 года нет ничего о музыке, не считая певицы Патти Смит в паре кадров. Зато много — об Уильяме Берроузе. Документальный фильм об американском литературном классике снял Говард Брукнер, который начал над ним работать еще в 1978 году как над своей выпускной работой. За пять лет съемок Брукнер много времени провел с самим Берроузом, уговорил его почитать в кадре свой «Голый завтрак», заполучил в кадр поэта Аллена Гинзберга и университетского товарища Джима Джармуша в качестве звукооператора. В Москву привезут отреставрированную версию, доработанную в 2014 году племянником Берроуза к столетию со дня его рождения.
|
«B-Movie: шум и ярость в Западном Берлине» Картина Клауса Маека стала хитом Берлинского кинофестиваля этого года. Несмотря на то что в заголовок ленты вынесено название немецкой столицы, события фильма начинаются в Манчестере, но задерживаются здесь ненадолго. 20-летний продавец винила и будущий музыкальный продюсер Марк Ридер отправляется в Германию, точнее, в Берлин, где по соседству с еще не разрушенной стеной наблюдает непредсказуемый и редко спящий город с его клубами, драками, творческим авангардом и живущими здесь Ником Кейвом и Тильдой Сиунтон.
|
«Орион» Авторитетный Rolling Stone включил фильм «Орион» в список must-see-картин прошедшего в прошлом месяце в Нью-Йорке кинофестиваля Tribeca. Историю о двойнике Элвиса Пресли Джимми Эллисе, выступавшем под псевдонимом Орион, сняла шотландский режиссер-документалист Джинни Финлэй. Пару лет назад она купила на барахолке за £1 пластинку Ориона и, удивившись сходству двух музыкантов, решила снять фильм. Джимми Эллис всегда выступал в маске, а тембр его голоса был удивительно похож на тембр Элвиса. Ориона подписали на тот же лейбл, что и короля рок-н-ролла, и многие слушатели верили, что Пресли на самом деле до сих пор жив.
|
«Айрис» «Айрис» — еще одна лента Beat Fest этого года не о музыке. В молодости Айрис Апфель услышала от владельца одного из магазинов слова о том, что она некрасива, но зато у нее есть стиль. Следующие несколько десятилетий Айрис потратила на то, чтобы стать иконой стиля. И стала. Сегодня Апфель уже 93 года, но она продолжает работать. Например, в прошлом году в ставших ее визитной карточкой гигантских очках Айрис рекламировала косметику MAC, а в этом году уже снялась в весенней кампании американского бренда Kate Spade вместе с 22-летней моделью Карли Клосс. Фильм про Айрис снял классик документального кино Альберт Майзелс, скончавшийся в марте этого года в возрасте 89 лет. Майзелс с камерой следовал за Апфель по всему Манхэттену, а также включил в картину кадры из ее семейного архива и интервью поклонников.
|
«На стиле» Зачем Tommy Hilfiger раздавал пацанам из Бронкса вещи из новых коллекций? И как рэперы и мелкие гангстеры заставили мир выучить словосочетание «уличная мода»? Этими вопросами задался режиссер и музыкальный журналист Саша Дженкинс и снял историю о романе хип-хопа и фэшн-индустрии. Диалоги о золотых цепях, белых кроссовках, а также бедности и расизме в черных районах Дженкинс записал с историками моды и музыкантами — от легендарного редактора Vogue Андре Леона Телли до Фаррелла Уильямса в мехах.
|
Кирилл Сорокин
В этом году на фестиваль привезли картины не только о музыке. Почему было решено изменить заведенной традиции? Фильмы, которые попадают в программу, все-таки предназначаются определенной аудитории, и фильм о Берроузе здесь смотрится так же органично, как картина про Западный Берлин накануне падения Берлинской стены (речь идет о фильме «B-Movie: шум и ярость в Западном Берлине» из основной программы Beat Film Festival. — Прим. ред.). Это так или иначе кино, связанное с культурой. Фигурирующие в фильме «B-Movie» такие величины, как Ник Кейв или Бликса Баргельд образца конца 80-х, были людьми, которые ломали окружающую действительность под себя, а сейчас они — часть поп-культуры. И та же Айрис Апфель, которая никакого отношения к музыке не имеет, соседствует с ними вполне органично на одних полосах раздела культуры The New York Times или обложках таких журналов, как Dazed & Confused. Говорили, что вы привезете в этом году фильм про Эми Уайнхаус. Почему не удалось? Мы, безусловно, хотели и хотим показать «Эми» в Москве. Сейчас этот вопрос лежит в плоскости переговоров, которые уже довольно давно ведутся. Мы надеемся показать «Эми», но уже не на фестивале, а как дистрибьюторы. Были в этом году какие-то трудности с привозом фильмов из-за санкций и существующего напряжения между Россией и Западом? Знаете, я сейчас стою во дворе рядом со своим офисом, поднял голову и вижу, что из окна старого кирпичного дома свисает британский флаг. Мне кажется, что это исчерпывающе комментирует ситуацию. Даже в прошлом году, когда незадолго до начала фестиваля Министерство культуры отозвало свое финансирование, это не сильно помешало (в этом году Beat Fest впервые проходит при поддержке Фонда Михаила Прохорова. — Прим. ред.). В прошлом году наш фестиваль открывался фильмом про Ника Кейва, и мы долгое время вели переговоры, чтобы он приехал. Этого не случилось, и я думаю, во многом из-за того, что Кейв не очень понимал, насколько ему имеет смысл это делать. А меньше недели назад он отыграл концерт в Москве. И никто даже не подумал о том, что он может не приехать. В целом все это совокупность каких-то коммерческих факторов: доллар дорожает, евро дорожает, все дорожает, от производства копий до их отправки. Но такого, чтобы кто-то нам сказал: «Мы не хотим показывать наш фильм в России, потому что вы агрессоры и представители коррумпированной элиты» — такого нет. |