Как почувствовать прилив патриотизма, слушая берлинскую музыку
«Нет, я ничего не видела! Нет, я ничего не слушала! Нет, я ничего не знала!», — торжественно выкрикивает под ритуальный барабанный бой девушка в блестящей хламиде и странном головном уборе, сделанном из фольги. Она простирает перед собой сжатые в кулаки руки в благословляющем жесте и, как только аккомпанирующая ей пара барабанщиков, облаченных в некое подобие космических лат, синхронно исполняет финальный удар — торжественно раскрывает ладони зрителям. На ладонях у девушки нарисовано два Всевидящих ока. Берлинская публика взрывается аплодисментами, несмотря на то, что не поняли из заклинаний ни полслова, ведь они звучали на русском языке.
Пишет фриковской авант-поп (нынешний альбом уже третий по счету), играет диджей-сеты, снимает арт-фильмы, участвует в выставках, проходящих в местных галереях, болеет за феминизм и Pussy Riot, критикует капитализм и музиндустрию. Сочиняющую песни с 11 лет Мэри Очер хорошо знают в богемных кругах Берлина — пару лет назад немецкое телевидение даже сняло документальный фильм про ее путешествие по Гамбургу с Сашей Грей. Хотя певице, конечно, не сравниться в масштабах известности с американской актрисой. Впрочем, Мэри Очер не скрывает, что живет жизнью аутсайдера и, вроде бы, довольна своей участью.
Больше всего в ней краутрока и Kraftwerk — двух важнейших музыкальных символов Германии. Она — плоть от плоти немецкой музыкальной культуры XX века. Неслучайно новая пластинка Очер только что вышла на лейбле Klangbad, принадлежащем лидеру знаменитой немецкой авант-роковой группы Faust — коллег Kraftwerk, эксперименты которых повлияли на развитие индастриала и электронной музыки. Экзотический вокал Мэри Очер, которая на все лады экспериментирует со звукоизвлечением (то, как зверь, завоет, то заплачет, как дитя), заставляет попеременно вспомнить Нико, Лори Андерсон, Лидию Ланч, Иму Сумак и... Жанну Агузарову. Наверное, Агузарова могла бы сочинять такие сумасбродные песни, если бы родилась в 1986-м году и приехала покорять Берлин. Поэтому, несмотря на отсутствие русского гена в музыке, Мэри Очер, разрабатывающую образ хипстерской Марии Дэви Христос, приятно представлять нашим соотечественником, состоявшимся в равнодушном к богатству и славе арт-подполье Берлина. А на ее необычном концерте, где взрослые люди обсыпают друг друга резаной цветной фольгой, испытываешь прилив чувств, похожих на гордость за родину. Ведь королева берлинских фриков — наша, из Теплого Стана! |