Стиль
Впечатления С широко открытыми глазами: Америка Ильфа и Петрова
Стиль
Впечатления С широко открытыми глазами: Америка Ильфа и Петрова
Впечатления

С широко открытыми глазами: Америка Ильфа и Петрова

Фото: mmoma.ru
В ММОМА открылась выставка «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» — подробный отчет о путешествии по Америке Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Поездку писателей создатели выставки показали через фотографии и переписку Ильфа со своей женой.

В конце 1935 — начале 1936 года советские писатели Илья Ильф и Евгений Петров провели четыре месяца в Америке, за которые на взятом в кредит «Форде» пересекли страну от океана до океана. По возвращении в СССР их путевые заметки легли в основу книги «Одноэтажная Америка», а фотографии и письма из личного архива Ильфа — в основу одноименной выставки в ММОМА.

Для выставки ее кураторы Рома Либеров и Екатерина Кузьмина отобрали 125 фотографий из американского архива Ильфа, который вниманию широкой публики представлен впервые. В нем, в частности, есть трогательная телеграмма с известием, как у дочери Ильфа прорезался второй зуб, или фотография со строящимся в Сан-Франциско мостом Золотые ворота. Контекст экспозиции также расширили памятными вещами писателей, например, письменной машинкой, купленной и привезенной Ильфом и Петровым из Штатов. Любопытно, что «Форд» мышиного цвета, на котором колесили по Америке писатели и их попутчики — супруги Адамс, также был привезен в Москву, но затем его следы затерялись.

 

Форд Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа.
«О, эта дорога! В течение двух месяцев она бежала нам навстречу — бетонная, асфальтовая или зернистая,
сделанная из щебня и пропитанная тяжелым маслом»
(Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)  
(mmoma.ru)

 

Пустыня в Аризоне. Фотография Ильи Ильфа. 1935 г.
«...утром уехал из Грэнд Кеньона и целый день ехал по горной пустыне.
Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда».
(Из письма Ильи Ильфа к жене Марии Ильф. 28 ноября 1935 г.)   
(mmoma.ru)

 

Нью-Йорк, Пятая авеню,
Эмпайр-Стейт билдинг.
Фотография Ильи Ильфа 1935 г.

Открытка, отправленная Ильей Ильфом жене из Нью-Йорка 9 октября 1935 г. В Нью-Йорке писатели жили в огромном отеле Шелтон — именно он изображен на открытке

Открытка, отправленная Ильей Ильфом из Нью-Йорка жене Марии 24 октября 1935 г. На открытке изображен небоскреб Вулворт

mmoma.ru

Залы выставки получили названия тех или иных городов Америки. Свое путешествие писатели начали и закончили в Нью-Йорке, где у Ильфа и Петрова, по словам научного куратора экспозиции Марии Котовой, была самая насыщенная жизнь. «В Нью-Йорке Ильф и Петров встречались с Хемингуэем, с Давидом Бурлюком, ходили на выставку Ван Гога, посетили премьеру «Порги и Бесс», — отметила Котова. Здесь же писатели были поражены яркой неоновой рекламой, бросающейся в глаза почти на каждой улице.

 

Открытка, отправленная Ильей Ильфом жене из Нью-Йорка 9 октября 1935 года.
В Нью-Йорке писатели жили в огромном отеле Шелтон — именно он изображен на открытке.
«На двадцать седьмом этаже мы вышли из лифта и по узкому коридору направились к своему номеру.
Огромные второклассные нью-йоркские отели в центре города строятся чрезвычайно экономно, — коридоры узкие,
комнаты хотя и дорогие, но маленькие, потолки стандартной высоты, то есть невысокие. Заказчик ставит перед строителем
задачу — втиснуть в небоскреб как можно больше комнат. Однако эти маленькие комнаты очень чисты и комфортабельны»
(Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)   
(mmoma.ru)

 

Открытка, отправленная Ильей Ильфом из Нью-Йорка жене Марии 24 октября 1935 г.
На открытке изображен небоскреб Вулворт.
 Небоскребы поразили воображение Ильи Ильфа
и стали одним из главных его впечатлений от города. «Кругом гордо подымались из полуденного сумрака нью-йоркских улиц
небоскребы, сияющие бесчисленными стеклами. Они стояли, как стражи города, вооруженные сверкающей сталью»
(Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)   
(mmoma.ru)

 

Еще один из залов выставки посвящен Голливуду. Вначале город не произвел на Ильфа и Петрова большого впечатления. Его писатели назвали дачным: декабрьский зной, мужчины сидят за столиками прямо на улице, а женщины ходят в брюках. Но именно в Голливуде всего за 10 дней Ильф и Петров написали либретто к фильму «12 стульев», а благодаря полученному за это гонорару смогли расплатиться за кредитную машину. Кураторы выставки воссоздали в рамках выставки небольшой кинозал, где крутятся фильмы 30-х годов.

Заключительный зал экспозиции носит название — Маленький город. Это собирательный образ той самой одноэтажной Америки с ее неизменным набором впечатлений и услуг. Даже посреди пустыни, писали Ильф и Петров, можно найти городок с аптекой, почтой, заправочной станцией и отелем с горячей и холодной водой.

 

Газолиновая станция. Фотография Ильи Ильфа, 1935 г.
«Среди миллионов автомобилей и мы пролетели от океана до океана, — песчинка, гонимая бензиновой бурей,
уже столько лет бушующей над Америкой! Наша машина мчалась сквозь строй газолиновых станций, на каждой из которых было шесть,
восемь и даже десять красных или желтых колонок. У одной из них мы остановились, чтобы наполнить бак»
(Илья Ильф, Евгений Петров. Одноэтажная Америка)   
(mmoma.ru)

 

«Одноэтажная Америка» была издана в 1937 году. И по мнению ряда американских журналистов, стала лучшей книгой об их стране того времени.

Выставка «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» продлится в ММОМА до 22 мая.