Женское лицо креативной экономики России
Крупнейшие технологические компании по-прежнему сконцентрированы в небольших районах Сан-Франциско, Лондона, Берлина и Тель-Авива — там, где бурлит творческая энергия. По словам нобелевского лауреата в области экономики Роберта Лукаса, причина привлекательности этих городов в «кластеризации талантов», пассионарности местных жителей и активности предпринимателей. Именно эти факторы лежат в основе развития экономики новых знаний. Другими словами, чем больше в городах появляется креативных кластеров, тем больше новых технологических проектов там создается.
В России исследования на тему креативного капитала отдельных городов начались в 2016 году, когда фонд Calvert 22 совместно с международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers взялся проанализировать скрытый и реализованный потенциал регионов в сфере креативной экономики. Так возник индекс креативного капитала, в котором помимо прочего представлена аналитика по 20 ведущим российским городам.
Среди них — Казань, Владивосток, Тюмень, Калининград и Омск. Это заслуга в том числе креативных женщин-лидеров из этих городов. Мы поговорили с пятью из них — энергичными, активными и в чем-то бесстрашными.
Анна Карпенко, Калининград, проект «Ворота»
Пространство «Ворота» находится в здании бывших городских Закхаймских ворот XIX века в Калининграде. Здесь под руководством команды кураторов открываются выставки местных современных художников и проходят образовательные программы. «Ворота» существуют в формате арт-резиденций и партисипативного искусства, когда приглашенные художники работают вместе с местным сообществом.
Несмотря на то что Калининград занимает 7-е место из 20 в рейтинге креативного потенциала Calvert 22, по словам Анны Карпенко, руководителя арт-пространства «Ворота» и Калининградского союза фотохудожников, за последние десять лет в сфере культуры особо ничего не изменилось. Анна это связывает с тем, что Калининград — маленький город с населением до полумиллиона жителей, который находится в географической изолированности, что влечет за собой отсутствие системного образования в культуре.
«Культурная сфера, хоть ее и пытаются загнать в рамки экономики термином "креативные индустрии", не может быть исчерпана только логикой бизнеса, проектов и прибыли. Парадоксальность ситуации состоит в том, что творчество невозможно планировать, ставить рамки продуктивного выхода, измерять коэффициентами, обменом и отдачей. Культура — это область длинных шагов и высокой неопределенности».
Анастасия Русакова, Тюмень, пространство «Книги Кофе Разговоры»
Профессора гуманитарных наук со всего мира, лекторий с «Постнаукой», интеллектуальное пространство с авторским книжным магазином и кофейней — и все это на территории Тюменского государственного университета. Движущая сила этих проектов — Анастасия Русакова, заместитель директора Школы перспективных исследований и руководитель пространства «Книги Кофе Разговоры».
«Тюмень — город "нефтяного шика" и купеческого благополучия, но никак не столица креативных индустрий. Совсем не очевидно, что город естественным образом пришел бы к появлению чего-то за пределами классического драмтеатра и музея сибирского ковроткачества. На мой взгляд, революционным стало появление в городе Школы перспективных исследований ТюмГУ — принципиально нового научно-образовательного центра, взявшего на себя третью миссию университета: это открытое городское пространство, быстро ставшее реальной точкой притяжения для горожан и послужившее триггером для появления альтернативных независимых проектов в городе».
Пример Анастасии подтверждает уже избитый, но работающий тезис: важно верить в свой проект и не думать об ограничениях.
«Главной преградой в развитии любых креативных проектов является неумение оценить их экономический эффект. Именно поэтому в случае с проектом "Книги Кофе Разговоры" самым сложным был поиск инвесторов. В итоге мы вообще отказались от этой идеи, и в качестве основного участника выступил Тюменский государственный университет».
Мария Борцова, Омск, сеть кофеен Skuratov Coffee
Омск находится на последнем месте в рейтинге креативного потенциала Calvert 22. По словам Марии Борцовой, директора по маркетингу сети Skuratov Coffee, основная проблема развития творческих индустрий города — это локальность проектов и отсутствие поддержки со стороны бизнеса.
«В крупном бизнесе и госучреждениях работают те, чей расцвет карьеры пришелся на 90-е и начало 2000-х. Они сильно оторваны от современного поколения и не понимают запроса молодежи. Почему мы строим новый завод, но не открываем масштабные современные проекты в сфере культуры? Думаю, это бы сработало намного эффективнее в борьбе с массовой миграцией молодого образованного населения».
Несколько лет назад в Омске образовалась нетипичная для города инициатива, которую российские СМИ уже окрестили культовым местом. Уютный дворик, получивший название «Камергерский переулок», — это небольшое общественное пространство, которое совместными усилиями развивают местные заведения. Вместе они устраивают различные мероприятия: маркеты с одеждой местных дизайнеров, вечеринки с известными российскими хаус-диджеями, модные свопы и фестивали еды — это все большие сдвиги культурного ландшафта города, происходящие благодаря усилиям Маши.
Алиса Багдонайте, Владивосток, Центр современного искусства «Заря»
Центр современного искусства «Заря» открыт во Владивостоке в 2013 году в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики по инициативе российского предпринимателя Александра Мечетина.
Миссия проекта — представление в Приморье достижений современной культуры и поддержка местного художественного сообщества. За шесть лет «Заря» успела организовать несколько крупных выставочных проектов с Третьяковской галереей, Московским музеем современного искусства, Государственным музеем кино и другими федеральными институциями. Здесь также работает единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке.
ЦСИ «Заря» — мощный толчок и для развития креативного сектора в регионе. Во Владивостоке, по словам Алисы Багдонайте, директора по развитию Центра современного искусства «Заря», дела обстоят хорошо: «Насыщенности культурной среды во Владивостоке могут позавидовать многие города-миллионники. Я вижу, как множатся интересные проекты в сфере архитектуры, образования, дизайна и, конечно, современного искусства».
Безусловно, динамика развития происходит в том числе благодаря федеральной поддержке местных инициатив. Но тут есть оборотная сторона медали — в этом случае у проектов не стоит первостепенная задача выйти на самоокупаемость, хотя и это послабление не всегда помогает им выжить: «Возникающим частным проектам, даже если они смогли привлечь финансирование, часто не хватает функции "семь раз отрежь", а их инвесторам — терпения и заинтересованности. В совокупности это лишает сцену устойчивости, важную для развития творческих индустрий».
Инна Яркова, Казань, Творческая лаборатория «Угол»
Творческая лаборатория «Угол» в Казани представляет собой небольшую площадку, внутри напоминающую черную коробку, где 80 человек занимаются творчеством. Лаборатория «Угол» — это место, где, как там говорят, происходит «живое искусство», пространство, в котором представлены все формы современного театра, лекторий и драматургическая лаборатория.
Каждый может сделать свой вклад в будущее, запустив в своем регионе новые культурные проекты или проинвестировав в одну из подобных инициатив, считает Инна Яркова, директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» и руководитель творческой лаборатории «Угол».
«Соберите крутую команду! Развитие креативного сектора — это не про индивидуальную работу, это командная игра. Будьте готовы к постоянным изменениям! Если на заводе важно ежедневно одинаково качественно делать одну и ту же работу, то в культуре нужно быть гибким — уметь адаптироваться к постоянно меняющейся реальности. Работайте на длинной дистанции! Это иллюзия, что через месяц будет результат».
Автор: Дарья Ивницкая — программный директор курса обучения и поддержки лидеров творческих индустрий в России «Культурная инициатива». Основатель просветительского проекта «Маркетинг культуры». Куратор курса «Маркетинг и менеджмент культурных и креативных проектов», БВШД.