Стиль
Здоровье Женское лицо креативной экономики России
Здоровье

Женское лицо креативной экономики России

Мария Борцова, Омск, сеть кофеен Skuratov Coffee
Мария Борцова, Омск, сеть кофеен Skuratov Coffee
Сегодня сотни культурных инициатив меняют российские регионы и развивают экономику. За многими из них стоят бесстрашные женщины, готовые бросить вызов привычной среде и установленным правилам.

Крупнейшие технологические компании по-прежнему сконцентрированы в небольших районах Сан-Франциско, Лондона, Берлина и Тель-Авива — там, где бурлит творческая энергия. По словам нобелевского лауреата в области экономики Роберта Лукаса, причина привлекательности этих городов в «кластеризации талантов», пассионарности местных жителей и активности предпринимателей. Именно эти факторы лежат в основе развития экономики новых знаний. Другими словами, чем больше в городах появляется креативных кластеров, тем больше новых технологических проектов там создается.

В России исследования на тему креативного капитала отдельных городов начались в 2016 году, когда фонд Calvert 22 совместно с международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers взялся проанализировать скрытый и реализованный потенциал регионов в сфере креативной экономики. Так возник индекс креативного капитала, в котором помимо прочего представлена аналитика по 20 ведущим российским городам.

Среди них — Казань, Владивосток, Тюмень, Калининград и Омск. Это заслуга в том числе креативных женщин-лидеров из этих городов. Мы поговорили с пятью из них — энергичными, активными и в чем-то бесстрашными.

Женское лицо креативной экономики России

Анна Карпенко, Калининград, проект «Ворота»

Пространство «Ворота» находится в здании бывших городских Закхаймских ворот XIX века в Калининграде. Здесь под руководством команды кураторов открываются выставки местных современных художников и проходят образовательные программы. «Ворота» существуют в формате арт-резиденций и партисипативного искусства, когда приглашенные художники работают вместе с местным сообществом. 

Несмотря на то что Калининград занимает 7-е место из 20 в рейтинге креативного потенциала Calvert 22, по словам Анны Карпенко, руководителя арт-пространства «Ворота» и Калининградского союза фотохудожников, за последние десять лет в сфере культуры особо ничего не изменилось. Анна это связывает с тем, что Калининград — маленький город с населением до полумиллиона жителей, который находится в географической изолированности, что влечет за собой отсутствие системного образования в культуре.

«Культурная сфера, хоть ее и пытаются загнать в рамки экономики термином "креативные индустрии", не может быть исчерпана только логикой бизнеса, проектов и прибыли. Парадоксальность ситуации состоит в том, что творчество невозможно планировать, ставить рамки продуктивного выхода, измерять коэффициентами, обменом и отдачей. Культура — это область длинных шагов и высокой неопределенности».

Женское лицо креативной экономики России

Анастасия Русакова, Тюмень, пространство «Книги Кофе Разговоры»

Профессора гуманитарных наук со всего мира, лекторий с «Постнаукой», интеллектуальное пространство с авторским книжным магазином и кофейней — и все это на территории Тюменского государственного университета. Движущая сила этих проектов — Анастасия Русакова, заместитель директора Школы перспективных исследований и руководитель пространства «Книги Кофе Разговоры».

«Тюмень — город "нефтяного шика" и купеческого благополучия, но никак не столица креативных индустрий. Совсем не очевидно, что город естественным образом пришел бы к появлению чего-то за пределами классического драмтеатра и музея сибирского ковроткачества. На мой взгляд, революционным стало появление в городе Школы перспективных исследований ТюмГУ — принципиально нового научно-образовательного центра, взявшего на себя третью миссию университета: это открытое городское пространство, быстро ставшее реальной точкой притяжения для горожан и послужившее триггером для появления альтернативных независимых проектов в городе».

Пример Анастасии подтверждает уже избитый, но работающий тезис: важно верить в свой проект и не думать об ограничениях.

«Главной преградой в развитии любых креативных проектов является неумение оценить их экономический эффект. Именно поэтому в случае с проектом "Книги Кофе Разговоры" самым сложным был поиск инвесторов. В итоге мы вообще отказались от этой идеи, и в качестве основного участника выступил Тюменский государственный университет».

Женское лицо креативной экономики России

Мария Борцова, Омск, сеть кофеен Skuratov Coffee

Омск находится на последнем месте в рейтинге креативного потенциала Calvert 22. По словам Марии Борцовой, директора по маркетингу сети Skuratov Coffee, основная проблема развития творческих индустрий города — это локальность проектов и отсутствие поддержки со стороны бизнеса.

«В крупном бизнесе и госучреждениях работают те, чей расцвет карьеры пришелся на 90-е и начало 2000-х. Они сильно оторваны от современного поколения и не понимают запроса молодежи. Почему мы строим новый завод, но не открываем масштабные современные проекты в сфере культуры? Думаю, это бы сработало намного эффективнее в борьбе с массовой миграцией молодого образованного населения».

Несколько лет назад в Омске образовалась нетипичная для города инициатива, которую российские СМИ уже окрестили культовым местом. Уютный дворик, получивший название «Камергерский переулок», — это небольшое общественное пространство, которое совместными усилиями развивают местные заведения. Вместе они устраивают различные мероприятия: маркеты с одеждой местных дизайнеров, вечеринки с известными российскими хаус-диджеями, модные свопы и фестивали еды — это все большие сдвиги культурного ландшафта города, происходящие благодаря усилиям Маши.

Женское лицо креативной экономики России

Алиса Багдонайте, Владивосток, Центр современного искусства «Заря»

Центр современного искусства «Заря» открыт во Владивостоке в 2013 году в помещениях бывшей одноименной швейной фабрики по инициативе российского предпринимателя Александра Мечетина.

Миссия проекта — представление в Приморье достижений современной культуры и поддержка местного художественного сообщества. За шесть лет «Заря» успела организовать несколько крупных выставочных проектов с Третьяковской галереей, Московским музеем современного искусства, Государственным музеем кино и другими федеральными институциями. Здесь также работает единственная на Дальнем Востоке программа арт-резиденций, предоставляющая художникам из разных городов и стран возможность реализовать проекты во Владивостоке.

ЦСИ «Заря» — мощный толчок и для развития креативного сектора в регионе. Во Владивостоке, по словам Алисы Багдонайте, директора по развитию Центра современного искусства «Заря», дела обстоят хорошо: «Насыщенности культурной среды во Владивостоке могут позавидовать многие города-миллионники. Я вижу, как множатся интересные проекты в сфере архитектуры, образования, дизайна и, конечно, современного искусства».

Безусловно, динамика развития происходит в том числе благодаря федеральной поддержке местных инициатив. Но тут есть оборотная сторона медали — в этом случае у проектов не стоит первостепенная задача выйти на самоокупаемость, хотя и это послабление не всегда помогает им выжить: «Возникающим частным проектам, даже если они смогли привлечь финансирование, часто не хватает функции "семь раз отрежь", а их инвесторам — терпения и заинтересованности. В совокупности это лишает сцену устойчивости, важную для развития творческих индустрий».

Женское лицо креативной экономики России

Инна Яркова, Казань, Творческая лаборатория «Угол» 

Творческая лаборатория «Угол» в Казани представляет собой небольшую площадку, внутри напоминающую черную коробку, где 80 человек занимаются творчеством. Лаборатория «Угол» — это место, где, как там говорят, происходит «живое искусство», пространство, в котором представлены все формы современного театра, лекторий и драматургическая лаборатория.

Каждый может сделать свой вклад в будущее, запустив в своем регионе новые культурные проекты или проинвестировав в одну из подобных инициатив, считает Инна Яркова, директор фонда поддержки современного искусства «Живой город» и руководитель творческой лаборатории «Угол».

«Соберите крутую команду! Развитие креативного сектора — это не про индивидуальную работу, это командная игра. Будьте готовы к постоянным изменениям! Если на заводе важно ежедневно одинаково качественно делать одну и ту же работу, то в культуре нужно быть гибким — уметь адаптироваться к постоянно меняющейся реальности. Работайте на длинной дистанции! Это иллюзия, что через месяц будет результат».


Автор: Дарья Ивницкая — программный директор курса обучения и поддержки лидеров творческих индустрий в России «Культурная инициатива». Основатель просветительского проекта «Маркетинг культуры». Куратор курса «Маркетинг и менеджмент культурных и креативных проектов», БВШД.