Как корпорации вкладывают миллионы в поддержку женщин и зачем это нужно
Многочисленные фонды и богатейшие корпорации мира ежегодно выделяют миллионы долларов на программы поддержки женщин. Одна из самых известных инициатив — программа поддержки женщин-предпринимательниц Cartier Women’s Initiative Awards. Главный приз — $100 000 и возможность лично поработать с наставником — ежегодно получают семь женщин (по одному лауреату из разных регионов), еще 14 финалистов награждаются грантом в размере $30 000. За 12 лет в программе приняли участие 15 700 женщин, 198 из которых вышли в финал, а 64 предпринимательницы получили главный приз. Благодаря грантам Cartier Women’s Initiative Awards было создано около 6000 рабочих мест для женщин по всему миру.
Другая известная грантовая программа Women Techmakers функционирует под патронажем Google. На базе фонда работают несколько инициатив, в том числе программа грантов памяти доктора Аниты Борг. Победители получают стипендию в размере $10 000.
Женщин-ученых с 1998 года поддерживает совместная программа компании L’Oréal и ЮНЕСКО For Women in Science. По данным ЮНЕСКО за 2015 год, в мире насчитывалось всего 28% женщин-ученых, и цель программы — увеличить этот процент. Ежегодно грант в $100 000 получает каждая из пяти финалисток, представляющих различные регионы (Африка и арабские государства, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка, Северная Америка).
Российские компании тоже активно встраиваются в женскую повестку. В прошлом году лауреатом специальной премии в области поддержки женщин Woman who matters стала, например, компания «Новартис» с программой по развитию женщин-лидеров. Программа работает с 2013 года и способствует раннему выявлению лидерских качеств у сотрудниц. Сегодня два из четырех генеральных менеджеров группы компаний «Новартис», пять руководителей бизнес-подразделений «Новартис Фарма» — женщины, которые заняли эти позиции за счет внутрикорпоративных программ поддержки женского лидерства. Среди других лауреатов — Home Credit Bank, открывший в Обнинске детский садик «Оранжерея» для семей сотрудников компании, а также компания Danone и специализированное пространство для сотрудниц-мам Danone Mom’s Community.
Вот только некоторые программы по всему миру. Почему корпорации ежегодно инвестируют миллионы долларов в поддержку женщин?
Причина №1: женщина в руководстве — к прибыли
Международный фонд Catalyst, который занимается вопросами равенства на рабочих местах и борется против дискриминации, выяснил, что существует корреляция между гендерным составом правления компании и ее успехами. Цифры, полученные фондом, поражают: рентабельность собственного капитала компаний с женщинами в правлении выше в среднем на 53%, рентабельность продаж — на 42%, рентабельность инвестиций — на 66%. Президент Catalyst, комментируя результат, отметила, что считает очевидной и неоспоримой связь равенства на высших уровнях управления с финансовым успехом бизнеса.
Исследователи из Credit Suisse, проанализировав 28 000 управляющих в 3000 компаниях из 40 стран, также пришли к выводу, что существует зависимость между гендерным составом менеджеров и финансовыми показателями бизнеса. По мнению аналитиков, женщины влияют на успешность компании не только на самых высоких позициях, но даже на уровне простых менеджеров. А одна женщина в топ-менеджменте компании увеличивает стоимость акций в спокойное время на 5%.
Еще один тезис исследователей состоит в том, что женщины на руководящих постах эффективнее справляются с кризисами и меньше рискуют. Равный гендерный состав совета директоров вносит баланс, задействует в управлении и «мужские», и «женские» качества, что в конечном счете и приводит к лучшим результатам. В качестве «женских» качеств упоминается более развитая эмпатия и несклонность к риску.
Еще один экономический довод в поддержку гендерного баланса — зарплаты CEO. Генеральные директора компаний, инвестирующих в равенство на рабочих местах, получают на 15% выше своих коллег из «патриархального» бизнеса.
Исследования с похожими тезисами мгновенно разлетелись по СМИ: о том, что женщина на борту теперь хорошая примета, писали LA Times, Washington Post и New York Times. Главный мотив всех подобных исследований звучит привлекательно: женщины в руководстве приносят прибыль. Но как сделать руководящий состав равным, если женщин, которые вообще начинают взбираться по карьерной лестнице, гораздо меньше, чем мужчин? По данным Credit Suisse, из 3000 мировых компаний всего у 3,9% есть женщины-СЕО, 17,5% из них занимают главные финансовые и стратегические посты.
Задача программ, поддерживающих женщин, как раз в том, чтобы развить их деловые навыки, дать им возможность реализовать свой лидерский потенциал, найти в себе силы, чтобы «замахнуться» на самый верх. Соответственно, поддерживая образовательные и финансовые программы для женщин, компании создают источник, из которого впоследствии будут получать ценные для себя кадры.
Причина №2: ради имиджа
Международные компании ищут не только новые возможности роста, но и способы лучше выглядеть в глазах собственных потребителей. И если 50 лет назад на пике популярности были программы корпоративной социальной ответственности (КСО), то сейчас продвинутое сообщество и СМИ поддерживают идею гендерного равенства и выдвижения женских инициатив. Программы и гранты упоминаются в новостях, на основе успешных кейсов пишутся статьи. Поддерживая этот тренд через создание благотворительных программ, компании улучшают свою репутацию. И здесь уже выбор только в том, как сильно вложиться.
Причина №3: стеклянный потолок
Отдельный лагерь экспертов, аналитиков и активистов считает, что нет никакой необходимости в исследованиях, доказывающих суперполезность женщин на рабочих местах. Так, Элис Игли, профессор психологии Северо-Западного университета (США), много лет занимающаяся изучением вопросов положения женщин в бизнесе, уверена: попытки доказать важность специализированных программ оказывают женщинам медвежью услугу.
Во-первых, в силу спорности самих выводов. Многие аналитики, уверена Игли, притягивают факты за уши, что создает ощущение фальсификации и может сказываться на репутации проектов для женщин. Во-вторых, сам факт наличия таких исследований как бы утверждает, что женщины заслуживают помощи и поддержки, только если докажут собственную полезность и «выгодность». Равные возможности при повышенной отдаче — звучит не очень справедливо. Это не позволяет воспринимать женщину как человека и специалиста, имеющего право на равные возможности с мужчинами. Женщин ставят в положение, в котором они должны прыгнуть выше головы и обеспечить миллионные прибыли компании одним своим присутствием.
В современном мире женщины должны получать помощь от крупных компаний и государств просто потому, что они находятся в неравном положении с мужчинами. Перед нами стоит больше социальных и материальных трудностей, а также различных барьеров на пути к успешной карьере и жизни. Согласно исследованию Университета Северной Каролины, большинство женщин менее уверены в своем успехе, более склонны считать свои достижения случайностью, в то время как мужчины чаще связывают свои карьерные успехи с собственной ценностью и полезными качествами.
Вкладывая средства в программы поддержки женщин, глобальные компании инвестируют в мир будущего, в котором предпринимательские стремления и деловые качества не будут ограничены социальными рамками и стереотипами.