Дарья Лисиченко: «ЗОЖ предполагает контроль над тем, что ты покупаешь»
Бегуны в парках и на набережных, впечатляющий выбор растительного молока в кофейнях, стремление думать, что ты ешь и когда, — другими словами, мода на здоровый образ жизни продолжает развиваться. Одним из зачинателей продажи здорового питания если не во всей России, то точно в Москве стала основательница сети магазинов здорового питания «Город-Сад» Дарья Лисиченко. Открыв первый мини-маркет на Патриарших четыре года назад, она предоставила доступ к продуктам, доступным раньше только на зарубежном рынке. А еще дала возможность развиваться местным производителям.
— Как изменился потребитель со времен открытия первого магазина?
— Сложно сравнивать, как изменился потребитель вообще. Тогда, в 2014 году, когда мы открыли первый «Город-Сад», на Патриарших, там была квинтэссенция нашей целевой аудитории. Это были люди, давно ждавшие такой магазин. Мы дали им продукты, которые они возили из Америки и Англии в чемоданах. Но затем, открывая магазины в других районах, я заметила, что все больше людей, которых раньше я не считала бы нашей аудиторией в силу возраста (очень молодые или, наоборот, постарше), интересуются правильным питанием, стараются глубоко изучить этот вопрос. К примеру, в конце зимы мы с дочкой ходили на каток, и в какой-то момент я отошла купить ей чай. Пока стояла в очереди, подошел молодой человек с девушкой, лет 35–37, казалось бы, обычная московская пара, которую и не заподозришь в пристрастии к ЗОЖ. И они комментируют меню: «И этот напиток с сахаром, и этот, а тот с медом? Здесь всё, что-ли, с сахаром? Какой ужас». Сегодня информированность на тему правильного питания и здорового образа жизни значительно выросла, и больше людей стали осознанно делать выбор в эту сторону.
— А как обстоят дела с отношением к фермерским продуктам российского производства?
— Этой категории стали больше доверять. Спасибо «ЛавкеЛавке» и другим прекрасным проектам, которые в свое время взялись за активное продвижение производства местных фермеров. Доверять стали и не крупным стартапам — производителям напитков, джемов, батончиков, шоколада и даже попкорна… На сегодняшний день на нашем рынке есть все, что раньше мы возили или хотели привезти из-за границы, практически все делают местные производители. Один из последних примеров — российская торговая марка Bites сейчас выпустила миндальное молоко. Поначалу, конечно, было не так много качественно исполненных продуктов — в достойной упаковке, хорошего вкуса. Сейчас это сильно изменилось, и я горжусь, что «Город-Сад» во многом выступил некой платформой для подобных проектов. Мы их поддерживаем, объясняем новичкам, как надо работать, что важно покупателю, на что следует обратить внимание.
— Вы лично встречаетесь с новыми марками?
— С большим удовольствием делаю это, более того, всегда нахожусь в активном поиске каких-то новых продуктов. Тестирую то, что присылают, или, если мне кто-то нравится, даю задание отыскать производителя.
— Что больше всего покупают из предложенного ассортимента? Прослеживается какая-то тенденция?
— На сегодняшний день в тренде отказ от продуктов животного происхождения. Пожалуй, самая растущая категория — замена молочных продуктов, все веганское: молоко, сыр, йогурты. Многие ищут альтернативу традиционным вредным сладостям. И это огромный спектр продуктов, к примеру от БиоАромы, которые вместо сахара содержат натуральное масло и дают полное ощущение, что ешь что-то сладкое. Пользуются спросом и продукты на стевии. У нас есть собственная кулинария, которая идет в ногу с тенденциями. Считаю, в сегменте готового недорогого ЗОЖ-питания мы сделали лучшее и чистое по рецептуре предложение на рынке. Очень большой интерес к функциональным напиткам и ферментированным продуктам: всевозможная комбуча, «Биотоник Жизнь».
— Сегодня, кажется, каждый второй — фермер. Как выбираете, с кем сотрудничать?
— Мы стараемся работать с теми, кто успел зарекомендовать себя на рынке, потому что у нас уже достаточно приличный объем закупок. Мы не колесим по России, не выискиваем бабушек в деревнях. Уже с первым магазином на Патриарших поняли, что лучше работать с более крупными фермерами, у которых отлажен вопрос качества, упаковки. Тем более сейчас у нас уже большое собственное производство, не один повар, а фабрика-кухня. Мы как раз в процессе переезда в новое, большое помещение.
— Работаете уже по своим стандартам?
— Естественно, есть стандарты, которые идут из рецептуры. Например, сыроедческие десерты требуют отдельного цеха, там свой процесс подготовки продуктов. Плюс есть стандарты отбора исходного сырья. Овощи выбираются строго, ведь в меню нашей кулинарии большое количество овощных блюд. В наших рецептах нет майонеза, соусов, блюда не перетушены, не пережарены, поэтому качество продуктов сразу бросается в глаза. Как переедем в новое здание, будем получать сертификацию по ХАССП относительно новых стандартов производства.
— А чем вы руководствуетесь, выбирая новое место для пространства «Город-Сад»?
— Ищем правильную локацию, где, в идеале, было бы сосредоточено и жилье, и офисы. Пока в основном функционируем в центре, что закономерно для некоего первого раунда существования компании.
Подход к выбору помещений не стандартизован настолько сильно, как, может быть, в других сетях. Каждому магазину присущи индивидуальный дизайн и подход. Это усложняет процесс, но меня больше радует такой концепт, нежели что-то очень-очень стандартное.
В планах — дальше развиваться в разных районах Москвы. Также мы рассматриваем качественные торговые центры. Недавно открыли «Город-Сад» в ТЦ «Афимолл Сити». Здесь из-за большого числа офисных работников фокус больше на кулинарию. Рассматриваем и жилые комплексы. Вот сейчас на Мичуринском откроемся.
На сегодняшний день на нашем рынке есть все, что раньше мы возили или хотели привезти из-за границы
— Идеально было бы открыть такое место в зоне вылета в аэропорту.
— Это было бы замечательно. В аэропортах, как правило, предложения по еде — быстрое питание, какой-то фаст-фуд. Более того, считаю, что в аэропорту были бы очень востребованы наши местные производители, потому что это некая сувенирная история: не повезешь же ты уже матрешку, в конце концов. А у нас очень много красивых, практически сувенирных, характерных для нашей полосы продуктов: и шоколад, и что-то из кедра, и масло.
— Питаться правильно сегодня кажется достаточно дорогим удовольствием.
— Зависит от того, с чем мы сравниваем. Например, человек, заботящийся о здоровье, скорее купит масло авокадо, нежели бутылку дорогого алкоголя, и на этом выиграет. Здоровый образ жизни предполагает довольно серьезный контроль над тем, что ты вообще покупаешь. В конечном итоге автоматом происходит отказ от лишних продуктов, на которые человек тратил большие деньги. Но, при прочих равных, если мы сравниваем с какими-то сетями или гипермаркетами, конечно, выходит дороже. Например, в нашей кулинарии средний чек — 450 рублей, и это не много. Вполне сравнимо с другими, не ЗОЖ-проектами. Надо понимать, что мы не ресторан и контролируем цены. В большинстве случаев я считаю мифом утверждение, что здоровое питание остается дорогим удовольствием.
—«Город-Сад» часто проводит бесплатные лекции по здоровому питанию. Так вы пытаетесь образовывать своего потребителя?
— Открываем доступ к информации, ведь у нас широкий выбор продуктов и мы не ограничиваемся только Gluten free, или Vegan, или сертифицированной органикой. Считаю, важно дать возможность покупателю сделать осознанный выбор. А для этого нужно предоставить как можно больше информации. Сегодня каждая вторая телепередача, так или иначе, — про здоровье, СМИ пропагандируют здоровый образ жизни, очень много разных диет, систем питания, тренировок. Человеку нужны ориентиры — понять, что для него работает. Поэтому мы и решили организовать лекторий.
— Тенденция ЗОЖ-питания ограничивается пределами МКАД?
— Не сказала бы. К нам поступает огромное количество заявок на франшизы: из Сибири, Краснодарского края — везде есть люди, желающие быть здоровыми.