Стиль
Красота Дарья Лисиченко: «ЗОЖ предполагает контроль над тем, что ты покупаешь»
Стиль
Красота Дарья Лисиченко: «ЗОЖ предполагает контроль над тем, что ты покупаешь»
Красота

Дарья Лисиченко: «ЗОЖ предполагает контроль над тем, что ты покупаешь»

Дарья Лисиченко: «ЗОЖ предполагает контроль над тем, что ты покупаешь»
Директор красоты «РБК Стиль» Олеся Минц поговорила с создательницей сети магазинов правильного питания «Город-Сад» Дарьей Лисиченко о современном ЗОЖ-рынке, переменах последних лет и о том, сколько сегодня стоит питаться правильно.

Бегуны в парках и на набережных, впечатляющий выбор растительного молока в кофейнях, стремление думать, что ты ешь и когда, — другими словами, мода на здоровый образ жизни продолжает развиваться. Одним из зачинателей продажи здорового питания если не во всей России, то точно в Москве стала основательница сети магазинов здорового питания «Город-Сад» Дарья Лисиченко. Открыв первый мини-маркет на Патриарших четыре года назад, она предоставила доступ к продуктам, доступным раньше только на зарубежном рынке. А еще дала возможность развиваться местным производителям.

Дарья Лисиченко
Дарья Лисиченко

Как изменился потребитель со времен открытия первого магазина?

Сложно сравнивать, как изменился потребитель вообще. Тогда, в 2014 году, когда мы открыли первый «Город-Сад», на Патриарших, там была квинтэссенция нашей целевой аудитории. Это были люди, давно ждавшие такой магазин. Мы дали им продукты, которые они возили из Америки и Англии в чемоданах. Но затем, открывая магазины в других районах, я заметила, что все больше людей, которых раньше я не считала бы нашей аудиторией в силу возраста (очень молодые или, наоборот, постарше), интересуются правильным питанием, стараются глубоко изучить этот вопрос. К примеру, в конце зимы мы с дочкой ходили на каток, и в какой-то момент я отошла купить ей чай. Пока стояла в очереди, подошел молодой человек с девушкой, лет 35–37, казалось бы, обычная московская пара, которую и не заподозришь в пристрастии к ЗОЖ. И они комментируют меню: «И этот напиток с сахаром, и этот, а тот с медом? Здесь всё, что-ли, с сахаром? Какой ужас». Сегодня информированность на тему правильного питания и здорового образа жизни значительно выросла, и больше людей стали осознанно делать выбор в эту сторону.

А как обстоят дела с отношением к фермерским продуктам российского производства?

Этой категории стали больше доверять. Спасибо «ЛавкеЛавке» и другим прекрасным проектам, которые в свое время взялись за активное продвижение производства местных фермеров. Доверять стали и не крупным стартапам — производителям напитков, джемов, батончиков, шоколада и даже попкорна… На сегодняшний день на нашем рынке есть все, что раньше мы возили или хотели привезти из-за границы, практически все делают местные производители. Один из последних примеров — российская торговая марка Bites сейчас выпустила миндальное молоко. Поначалу, конечно, было не так много качественно исполненных продуктов — в достойной упаковке, хорошего вкуса. Сейчас это сильно изменилось, и я горжусь, что «Город-Сад» во многом выступил некой платформой для подобных проектов. Мы их поддерживаем, объясняем новичкам, как надо работать, что важно покупателю, на что следует обратить внимание.

Фото: facebook.com/gorodsadeco

Вы лично встречаетесь с новыми марками?

С большим удовольствием делаю это, более того, всегда нахожусь в активном поиске каких-то новых продуктов. Тестирую то, что присылают, или, если мне кто-то нравится, даю задание отыскать производителя.

Что больше всего покупают из предложенного ассортимента? Прослеживается какая-то тенденция?

На сегодняшний день в тренде отказ от продуктов животного происхождения. Пожалуй, самая растущая категория — замена молочных продуктов, все веганское: молоко, сыр, йогурты. Многие ищут альтернативу традиционным вредным сладостям. И это огромный спектр продуктов, к примеру от БиоАромы, которые вместо сахара содержат натуральное масло и дают полное ощущение, что ешь что-то сладкое. Пользуются спросом и продукты на стевии. У нас есть собственная кулинария, которая идет в ногу с тенденциями. Считаю, в сегменте готового недорогого ЗОЖ-питания мы сделали лучшее и чистое по рецептуре предложение на рынке. Очень большой интерес к функциональным напиткам и ферментированным продуктам: всевозможная комбуча, «Биотоник Жизнь».

Фото: facebook.com/gorodsadeco

Сегодня, кажется, каждый второй — фермер. Как выбираете, с кем сотрудничать?

Мы стараемся работать с теми, кто успел зарекомендовать себя на рынке, потому что у нас уже достаточно приличный объем закупок. Мы не колесим по России, не выискиваем бабушек в деревнях. Уже с первым магазином на Патриарших поняли, что лучше работать с более крупными фермерами, у которых отлажен вопрос качества, упаковки. Тем более сейчас у нас уже большое собственное производство, не один повар, а фабрика-кухня. Мы как раз в процессе переезда в новое, большое помещение.

Работаете уже по своим стандартам?

Естественно, есть стандарты, которые идут из рецептуры. Например, сыроедческие десерты требуют отдельного цеха, там свой процесс подготовки продуктов. Плюс есть стандарты отбора исходного сырья. Овощи выбираются строго, ведь в меню нашей кулинарии большое количество овощных блюд. В наших рецептах нет майонеза, соусов, блюда не перетушены, не пережарены, поэтому качество продуктов сразу бросается в глаза. Как переедем в новое здание, будем получать сертификацию по ХАССП относительно новых стандартов производства.

Фото: facebook.com/gorodsadeco

А чем вы руководствуетесь, выбирая новое место для пространства «Город-Сад»?

Ищем правильную локацию, где, в идеале, было бы сосредоточено и жилье, и офисы. Пока в основном функционируем в центре, что закономерно для некоего первого раунда существования компании.

Подход к выбору помещений не стандартизован настолько сильно, как, может быть, в других сетях. Каждому магазину присущи индивидуальный дизайн и подход. Это усложняет процесс, но меня больше радует такой концепт, нежели что-то очень-очень стандартное.

В планах — дальше развиваться в разных районах Москвы. Также мы рассматриваем качественные торговые центры. Недавно открыли «Город-Сад» в ТЦ «Афимолл Сити»​. Здесь из-за большого числа офисных работников фокус больше на кулинарию. Рассматриваем и жилые комплексы. Вот сейчас на Мичуринском откроемся.

На сегодняшний день на нашем рынке есть все, что раньше мы возили или хотели привезти из-за границы

Идеально было бы открыть такое место в зоне вылета в аэропорту.

Это было бы замечательно. В аэропортах, как правило, предложения по еде — быстрое питание, какой-то фаст-фуд. Более того, считаю, что в аэропорту были бы очень востребованы наши местные производители, потому что это некая сувенирная история: не повезешь же ты уже матрешку, в конце концов. А у нас очень много красивых, практически сувенирных, характерных для нашей полосы продуктов: и шоколад, и что-то из кедра, и масло.

Фото: facebook.com/gorodsadeco

Питаться правильно сегодня кажется достаточно дорогим удовольствием.

Зависит от того, с чем мы сравниваем. Например, человек, заботящийся о здоровье, скорее купит масло авокадо, нежели бутылку дорогого алкоголя, и на этом выиграет. Здоровый образ жизни предполагает довольно серьезный контроль над тем, что ты вообще покупаешь. В конечном итоге автоматом происходит отказ от лишних продуктов, на которые человек тратил большие деньги. Но, при прочих равных, если мы сравниваем с какими-то сетями или гипермаркетами, конечно, выходит дороже. Например, в нашей кулинарии средний чек — 450 рублей, и это не много. Вполне сравнимо с другими, не ЗОЖ-проектами. Надо понимать, что мы не ресторан и контролируем цены. В большинстве случаев я считаю мифом утверждение, что здоровое питание остается дорогим удовольствием.

«Город-Сад» часто проводит бесплатные лекции по здоровому питанию. Так вы пытаетесь образовывать своего потребителя?

Открываем доступ к информации, ведь у нас широкий выбор продуктов и мы не ограничиваемся только Gluten free, или Vegan, или сертифицированной органикой. Считаю, важно дать возможность покупателю сделать осознанный выбор. А для этого нужно предоставить как можно больше информации. Сегодня каждая вторая телепередача, так или иначе, — про здоровье, СМИ пропагандируют здоровый образ жизни, очень много разных диет, систем питания, тренировок. Человеку нужны ориентиры — понять, что для него работает. Поэтому мы и решили организовать лекторий.

Тенденция ЗОЖ-питания ограничивается пределами МКАД?

Не сказала бы. К нам поступает огромное количество заявок на франшизы: из Сибири, Краснодарского края — везде есть люди, желающие быть здоровыми.