Парфюмерный гардероб — зачем он нужен?
Модельер Жан Пату, главный конкурент Коко Шанель, называл свои духи «невидимым кутюром». Вот что он имел в виду: несколько душистых капель могут изменить ваше мироощущение — как бокал шампанского или вечернее платье, которое хорошо сидит. Во времена Великой депрессии, когда клиенты дома больше не могли себе позволить дорогие наряды, марка выжила благодаря тому же «невидимому кутюру» — парфюмерному бизнесу, основанному дальновидным Пату в середине 1920-х.
Ароматы Jean Patou действительно были высокой модой от парфюмерии — столепестковые, избыточные, как золотое шитье во время войны. Но то же чувство дополнительного, невидимого слоя одежды или скорее фильтра может дать любой аромат, который резонирует с вашим настроением. Так, авторы парфюмерных текстов часто сравнивают амбровые ароматы с кашемиром, а строгие ирисы — с накрахмаленной белой рубашкой. Последнее сравнение особенно замусоленное, поскольку, как принято считать, основа любого парфюмерного гардероба — духи для рабочих будней.
Офисный аромат, любят писать в журналах, должен быть «деликатным», чтобы никто из коллег не задохнулся, если только вы не сидите в собственном угловом кабинете и из живого по соседству один лишь фикус. Но «деликатный» не самое исчерпывающее в нашем случае слово. Готовых решений, которые нравятся всем, не существует: даже «олдскульные одеколоны, где только цитрусовые и розмарин» — вариант, предложенный парфюмером Анной Зворыкиной, — могут раздражать.
Однажды неглупый человек с прекрасным вкусом отозвалcя при мне о Lime Basil & Mandarin, Jo Malone — цитрусовом аромате, близком к совершенству, — следующим образом: «Пахнет средством для мытья полов». Поэтому единственный честный совет — использовать, как их называет Анна, «вежливые дозы» духов и не носить на работу слишком диффузные варианты. Диффузностью или шлейфовостью в парфюмерии называют способность аромата пахнуть на расстоянии: чем больше дистанция, на которой он ощущается чужим носом, тем выше диффузность.
Существуют ли духи для зимы и лета? Для блондинок, брюнеток и рыжих? Для Овнов и для Рыб? Хочется сказать: нет. Хочется в основном в пику представителям новой профессии, модной, как галеристика в начале 2000-х, — аромакоучам и парфюмерным стилистам. Последние с удовольствием подберут вам аромат под асцендент в карте рождения, под рацион («Вы веган? Вот вам духи с ароматом пророщенной пшеницы»), под твидовый костюм, доставшийся от бабушки, — любой каприз за ваши деньги.
Если человек предлагает найти подходящие духи исходя из вашего типа личности по какой-нибудь Эннеаграмме, пожалуйста, встаньте и уйдите. Потратьте эти условные десять тысяч на целый мешок «семплов» и выберите — собственным носом — то, что нравится именно вам. Правда, есть нюанс: сезон — точнее, погодные условия (а не «энергетические потоки весны») — действительно воздействует на испаряемость и, как следствие, раскрытие и восприятие аромата. Зимой и летом одна и та же парфюмерная композиция ведет себя неодинаково. Как — можно определить только опытным путем «примерок» в разное время года.
И напоследок: заботьтесь о своем парфюмерном гардеробе, как заботитесь о любимой одежде. Духи не такая уж драгоценная субстанция, какой ее любят представлять консультанты в магазинах. Они могут снести многое: срок годности на упаковке по большей части фикция, что доказывает прекрасная сохранность многих винтажных ароматов. Но есть основные правила — хранить флакон в темном месте (например, в шкафу с непрозрачными створками) и не подвергать его резкому перепаду температур. Не надо держать духи в шкафчике у полотенцесушителя, но и в холодильник их ставить не стоит, особенно если планируете пользоваться соответствующими духами каждый день.
5 ароматов на все случаи жизни
Le Frenchy, Guerlain
Птица-тройка, на которой летит звонкий Le Frenchy, — это вербена, ветивер и петитгрейн, свежие листья и молодые веточки померанца, которые пахнут незрелыми цитрусами и весенней прохладой. Идеальный аромат для середины бесконечной рабочей недели: напоминает о красоте органической жизни за пределами стылого офиса.
16 530 руб. за 100 мл, ЦУМ
Trench, Yves Saint Laurent
На летних распродажах всегда задерживается великое множество прекрасных тренчкотов: при всей своей показной универсальности они достаточно требовательны к человеку — тренч нужно уметь носить уверенно и непринужденно. То же самое относится к лучшим парфюмерным ирисам: это ароматы сложного кроя, которые много мнят о себе и, как плохо севшие плащи, существуют отдельно от владельца. Но только не Trench — фруктовый ирис с прохладным, гладким, «отутюженным» мускусом, одновременно будничный и пригодный для выходов в свет.
9750 руб. за 75 мл, онлайн-магазин YSL
Superstitious, Editions de Parfums Frederic Malle
Великолепный альдегидно-цветочный аромат, для которого нужен особый повод: ложа бенуара в Большом театре или коктейль по случаю долгожданного переезда в Париж. Объем, занимаемый розами и жасмином Superstitious в пространстве, исключительно велик — его аналогом в одежде можно назвать кринолин времен Марии-Антуанетты: когда такой плывет вниз по лестнице, для других юбок места не остается.
5050 руб. за 10 мл, ЦУМ
Escentric 04, Escentric Molecules
Родительское собрание, встреча с кредитным инспектором, знакомство с родителями — веселые и милые грейпфруты, собранные на металлическую нитку, отлично подходят для мероприятий, которые требуют улыбки в сочетании с железным стержнем. Настоящее парфюмерное добро с кулаками.
7400 руб. за 30 мл, бутики Molecule
XX ± Latex, Uer Mi
Все ароматы итальянского бренда Uer Mi посвящены материалам, из которых делают одежду (название марки — стилизованное английское wear me, «надень меня»). «Латекс» собрал Антуан Ли, автор самых неоднозначных ароматов последних лет — от Sécrétions Magnifiques, Etat Libre d’Orange до Sulphur [16S], One of Those; получился «призрак в доспехах» — пиксельная сирень в обертке из латекса. Подойдет для модных кинопремьер и аукционов современного искусства.
9000 руб. за 75 мл, beautydrugs.ru