С человеческим лицом: как в культуре Запада изображали русских
Советские военные, похищающие американских солдат с намерением подвергнуть их психологической обработке и сделать из них зомби в «Маньчжурском кандидате» (1962), руководитель СМЕРШа генерал Грубозабойщиков и его малосимпатичная подчиненная, агент Роза Клебб в «Из России с любовью» (1963), обладатель садистских наклонностей подполковник Подовский в «Рэмбо: Первая кровь 2» (1985) — на протяжении более чем 30 лет русские становились в западном кино антигероями. «Даже до холодной войны Россия часто была представлена как геополитическая угроза Западу. Однако этот шаблон принял постоянный идеологический оттенок во время холодной войны, когда русских ассоциировали не только с Россией, но и с советским коммунизмом», — объяснял это культурное явление в интервью BBC Джеймс Чепмен, профессор киноведения в университете Лестера. Русские могли быть одержимыми идеей расширить границы родной страны, как генерал Орлов в «Осьминожке» (1983) или даже вызывающими симпатию и способными прийти на помощь идеологическому врагу, как усатый капитан подводной лодки Юрий Розанов в сатирической комедии «Русские идут! Русские идут!» (1966), однако чаще всего от них исходила угроза. Вдобавок к этому киношные соотечественники были малоприятными чисто внешне: достаточно вспомнить одутловатого и невыразительного советского посла Алексея Десадецкого из «Доктора Стрейнджлава» (1963) или двухметрового, с квадратными челюстями и квадратными же кулаками боксера Ивана Драго, сыгранного Дольфом Лундгреном в «Рокки 4» (1985). В противовес им русские женщины оказывались красивыми и сердобольными, хотя временами также могли представлять опасность. Если Татьяна Романова в «Из России с любовью» всеми силами пыталась спасти Джеймса Бонда, то Ксения Онатопп в «Золотом глазе» (1995) дралась с агентом 007 так, что актеры Пирс Броснан и Фамке Янссен были номинированы за эту сцену на приз MTV Movie Awards.
Впрочем, с наступлением перестройки отношение к русским в кино стало меняться: среди них начало появляться все больше положительных персонажей, готовых к сотрудничеству и налаживанию связей между Россией и Западом.
Капитан милиции Иван Данко в исполнении Арнольда Шварценеггера в «Красной жаре» (1988) суров лицом, не слишком элегантен в манерах и карикатурно сыплет словечками, вроде «капитализм» или «хулиганы», однако он предан своему делу и готов идти напролом по улицам Чикаго в стремлении поймать главу грузинской мафии Виктора Роставили, желающего наводнить СССР дешевыми наркотиками. Полковник Лев Андропов в «Армагеддоне» (1998) небрит, диковат, дураковат и ходит в шапке-ушанке, но, тем не менее, вносит свой весомый вклад в спасение человечества от смертоносного астероида. С приходом нулевых идеологическая повестка сменилась новой реальностью, а новыми русскими героями в западных фильмах стали олигархи и представители мафии. И хотя многие голливудские и британские режиссеры, вводя в сюжет русских, по-прежнему злоупотребляют наколками, водкой и малиновыми пиджаками, соотечественники в западном кино становятся гораздо тоньше и интереснее. «РБК Стиль» вспомнил пятерых персонажей, которые стали разрывом «русского шаблона».
Олигарх Юрий Омович («Рок-н-рольщик»)
Юрий Омович (Карел Роден), второстепенный герой отвязного боевика Гая Ричи, — полная противоположность всему, с чем у среднестатистического зрителя ассоциируются русские олигархи. Потолки его просторного светлого дома не покрыты сусальным золотом, на его пальцах отсутствуют татуировки. Вместо малинового пиджака и креста весом в центнер Омович носит простую белую рубашку и наброшенный на плечи джемпер. Он разбирается в живописи и главное — не пьет алкоголь. Как отметили авторы киносайта IMDb, этот персонаж отчетливо напоминает Романа Абрамовича. Во-первых, актер Карел Роден внешне похож на русского олигарха. Во-вторых, Омович дает взятку за разрешение строительства футбольного стадиона, в то время как Роман Абрамович является владельцем футбольного клуба «Челси».
Президент России Виктор Петров (сериал «Карточный домик»)
Политический оппонент президента США Фрэнка Андервуда — Виктор Петров (Ларс Миккельсен) — умен, хитер и очень опасен. О чем Андервуда и предупреждает его супруга Клэр, получившая от русского президента смачный поцелуй в губы прямо во время официального банкета. В отличие от многих кинопредставителей российской и советской власти Петров составляет отличный противовес американскому президенту, а в чем-то даже переигрывает его. Он моложав, сухощав, подтянут, быстро реагирует и не лезет за словом в карман. На вопрос Фрэнка Андервуда, впервые ли русский президент посещает Белый дом, тот отвечает: «Да-да. Зато вы уже третий президент на моей памяти». Растерянным Петров выглядит лишь однажды: накануне принятия важного решения он объясняет Андервуду, что на его посту нельзя проявлять слабость, иначе его перестанут уважать.
Агент Илья Курякин («Агенты А.Н.К.Л»)
Советский агент Илья Курякин из сериала «Агенты А.Н.К.Л» 1960-х годов словно был создан в противовес всем русским экранным злодеям. Он действовал заодно с американским агентом Наполеоном Соло, не предавая при этом интересов родины, и его играл молодой шотландец Дэвид Маккаллум. В созданном на основе этого сериала фильме Гая Ричи роль Курякина исполняет Арми Хаммер, внук знаменитого бизнесмена Арманда Хаммера, который долгое время представлял торговые интересы США в СССР. Илья Курякин в исполнении Хаммера выглядит по-русски серьезным, к тому же, он временами тормозит с принятием решений, зато в отличие от многих русских киногероев с квадратными челюстями он ангельски красив и отлично одет.
Агент ФСБ Моисей («Мебиус»)
В этом шпионском триллере полно клише о русских: банкир-олигарх в исполнении Тима Рота, черные внедорожники Mercedes, различные аранжировки «Варшавянки». Однако агента ФСБ Моисея (он же Григорий Любов) играет не очередной мрачный громила, а статный красавец Жан Дюжарден со своим благородным профилем и благородной же проседью.
Пилот Павел Чехов («Звездный путь»)
Пилот космического корабля «Энтерпрайз» — один из лучших русских героев в западном кинематографе. Павел Чехов приветлив, улыбчив, не мечтает уничтожить половину мира и умеет работать в команде. Возможно, потому что он живет в 2270-2780-х, когда земляне уже научились договариваться друг с другом, а главная угроза исходит от обитателей иных планет. В оригинальном сериале «Звездный путь» обаятельного русского пилота сыграл американский актер Уолтер Кёниг. В современной франшизе эта роль досталась американцу российского происхождения Антону Ельчину, который лучезарно улыбается и от радости восклицает «Ё-моё!»