7 режиссеров, которых незаслуженно игнорирует «Оскар»
Джим Джармуш
Деликатный бытописатель жизни маленьких людей в одиночку олицетворял собой независимое кино задолго до того, как в 1990-х кинофестиваль Сандэнс забрендировал термин «индепендент».
С начала 1980-х Джармуш снял фильмы «Ночь на Земле», «Мертвец», «Пес-призрак: Путь самурая», «Сломанные цветы», «Выживут только любовники» и другие картины, которые сделали его героем для киноманов по всему миру. Звезды, среди которых есть обладатели «Оскара» и номинанты — Джонни Депп, Джина Роулендс, Форест Уитакер, Тильда Суинтон, Роберто Бениньи и многие другие — сыграли у Джармуша свои едва ли не лучшие роли. Его вышедший только что в прокат «Патерсон» — история скромного счастливого поэта из Нью-Джерси, сочиняющего стихи за рулем рейсового автобуса, — был с успехом показан на последнем Каннском кинофестивале и получил восторженные рецензии. Но Академия продолжает его настолько демонстративно не замечать, что это уже неприлично.
Дэвид Кроненберг
Было время, когда жуткие кошмары Кроненберга могли показаться членам киноакадемии слишком радикальными. Но автор «Видеодрома», «Мухи», «Голого завтрака» и «Автокатастрофы», сделавших его живым классиком экспериментального и при этом вполне коммерческого кино, в последние годы снимает качественные драмы — «Паук», «Оправданная жестокость», «Порок на экспорт», «Опасный метод» и «Звездная карта» — как будто предназначенные для «Оскара».
Мало того, за роли в картинах Кроненберга этого периода Вигго Мортенсен и Уильям Херт получали актерские номинации. Иногда кажется, что члены киноакадемии лично не любят Кроненберга — например, в 2014-м Джулианна Мур получила «Оскар» за работу в проходном фильме «Все еще Элис», а за роль оскароносной кинозвезды Гаваны в вышедшей в том же году кроненберговской «Звездной карте» ее даже не номинировали.
Терри Гиллиам
В это сложно поверить, но автора «Короля-рыбака», «Двенадцати обезьян», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и многих других фильмов, которые зрители пересматривают и через 20-25 лет, номинировали на «Оскар» только однажды. И то не за режиссуру, а за сценарий «Бразилии», написанный им в соавторстве.
Тот же «Король-рыбак» в 1992-м выдвигался на пять «Оскаров» и получил один (за лучшую женскую роль второго плана Мерседес Руэль), но Академия сделала вид, что один из лучших фильмов года снял себя сам. История жизни Терри Гиллиама — это в том числе и история хронического невезения с «Оскаром», который он давно заслужил.
Брайан Де Пальма
Если отсутствие у Гиллиама номинаций на «Оскар» за режиссуру выглядит невезением, то в случае с Де Пальмой напоминает вредительство. Он единственный из компании Спилберга, Копполы и Скорсезе, которого Академия предпочитает не замечать.
Хотя охотно номинирует актеров из его фильмов, а свой единственный «Оскар» Шон Коннери получил именно за «Неприкасаемых» Де Пальмы. А ведь живой классик в 70-х и 80-х фактически придумал современный киноязык, на котором до сих пор говорят его гораздо менее талантливые ученики, получавшие «Оскар». Человек, придумавший и снявший классику мирового кино «Кэрри», «Прокол», «Лицо со шрамом», «Путь Карлито» и «Неприкасаемых», ни разу не номинировался за режиссуру. И пусть это останется на совести академиков, которые когда-нибудь извинятся, вручив Де Пальме почетный «Оскар» за заслуги в развитии кино, который он давно заслужил.
Кристофер Нолан
Научная фантастика и блокбастеры вообще обычно не выдвигаются на «Оскар». К счастью, в этом правиле есть два исключения — Джеймс Кэмерон и Кристофер Нолан, и если у первого уже есть «Оскар» за «Титаник», а «Аватар» номинировался на девять статуэток, то Нолану пока хронически не везет.
Конечно, нельзя назвать неудачей тот факт, что его все-таки трижды выдвигали — но только как сценариста и продюсера. Академия задолжала ему как минимум еще четыре режиссерские номинации — за «Помни», «Темного рыцаря», «Начало» и «Интерстеллар» — и скоро у нее будет шанс исправиться. Новый фильм Нолана «Дюнкерк», история о сражении во времена Второй мировой, выходит в прокат в этом году и выглядит гораздо более подходящей для вкусов киноакадемиков, чем предыдущие картины режиссера.
Спайк Ли
История отношений (вернее, их полное отсутствие) первопроходца в черном кино Спайка Ли с «Оскаром» особенно актуальна в этом году, когда автор «Лунного света» о тяжелом детстве чернокожего гея Барри Дженкинс номинирован как лучший режиссер года.
Ли несколько десятилетий делал то, что Дженкинсу досталось на блюдечке — снимал яростные фильмы о жизни черного меньшинства в Америке, но так и не дождался признания со стороны киноакадемиков. Можно сказать, что все современное кино о чернокожих вышло из фильмографии Спайка Ли. В 1990-м, когда он получил номинацию как сценарист прорывного «Делай так, как надо», казалось, что за ней последуют и другие. Но за два с половиной десятилетия Ли снова номинировали лишь однажды, и то за документальный фильм, а не в основной режиссерской категории. Теперь, когда «Оскар» исправляется после прошлогоднего скандала с #OscarsSoWhite, есть надежда, что автор «Лихорадки в джунглях», «Малкольма Икс», «25-го часа» и «Не пойман — не вор» дождется своей награды.
Тим Бертон
Кандидатур для списка семи самых несправедливо обойденных номинациями на «Оскар» режиссеров предостаточно — от героя независимого кино Хармони Корина до хулигана Абеля Феррары и автора «Подозрительных лиц» и «Способного ученика» Брайана Сингера. Имеет все же смысл остановиться на вроде бы неочевидной фигуре.
Тима Бертона в основном сейчас знают как автора ремейков («Планета обезьян», «Чарли и шоколадная фабрика») и высокобюджетных сказок («Алиса в Стране чудес», «Дом странных детей Мисс Перегрин»), а если его и номинируют на «Оскар», то за анимационные работы. Но вспомните, что в середине 1990-х актер Мартин Ландау получил «Оскар» за роль в «Эде Вуде» Бертона, и режиссер время от времени напоминает нам, что умеет снимать интересные истории для взрослых зрителей с потрясающими актерами («Крупная рыба», «Большие глаза»), причем делает это в свойственном только ему фирменном стиле. Это сочетание верности автора своим образам с очевидным интересом к неожиданным сюжетам еще не раз нас удивит и заставит посмотреть на фильмы Бертона по-новому. И не только нас.