Стиль
Впечатления До «Молчания»: 10 лучших фильмов Мартина Скорсезе
Впечатления

До «Молчания»: 10 лучших фильмов Мартина Скорсезе

Кадр из фильма «Молчание»
Кадр из фильма «Молчание»
Завтра в прокат выходит «Молчание» Мартина Скорсезе, ставшее своеобразной вехой в его карьере — роман Сюсаку Эндо режиссер мечтал экранизировать почти 30 лет. С 1960-х он снял около 60 фильмов, и если вы хотите увидеть лучшие, этот список — то, что нужно.

«Таксист» (1976)

Наверное, самый совершенный фильм Скорсезе — одновременно идеальный срез жизни Нью-Йорка 1970-х, ее злая критика и диагноз приходящей в себя после Вьетнамской войны Америки — «Таксист» кажется перемещенным на городские улицы вестерном Джона Форда про одиночку, пытающегося навести порядок в сходящем с ума мире. К счастью, это совсем не устаревшее за четыре десятилетия кино было признано во время выхода в прокат — «Таксист» получил в 1976-м «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и номинировался на четыре «Оскара» — как лучший фильм года, за игру Роберта Де Ниро и Джоди Фостер, которой было всего 14 лет, и за музыкальное сопровождение классика Бернарда Херманна, не дожившего до церемонии вручения «Оскаров» всего пару месяцев.

 

 

«Славные парни» (1990)

Реально случившаяся и описанная в бестселлере Николаса Пиледжи «Умник» история Генри Хилла (Рэй Лиотта), который был одновременно любимчиком мафиози Джимми Конвея (Роберт Де Ниро) и стукачом ФБР, навсегда останется в истории кино благодаря снятой одним дублем сцене прохода в клуб Copacabana через кухню, позже вдохновившей Пола Томаса Андерсона на съемках «Ночей в стиле буги», и диалогами:

— Ты виноват!
— Ты начал!
— Я начал? Ты виноват!

и:

— Почему бы тебе не завести себе хорошую девушку?
— Мама, я каждый вечер завожу себе хорошую девушку.

Интересно, что «Оскар», несколько десятилетий несправедливо обходивший Скорсезе, не достался ему и за этот шедевр, который читатели британского журнала Total Film, например, назвали лучшим фильмом в истории кино. В 1991-м на церемонии вручения «Оскаров» Скорсезе проиграл в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» «Танцам с волками» и их постановщику Кевину Костнеру, и эта несправедливость не дает покоя фанатам Скорсезе до сих пор.

 

 

«Бешеный бык» (1980)

История боксера Джейка Ламотты, личная жизнь и сложный характер которого нанесли ему не меньше ударов, чем противники на ринге, стала вершиной сотрудничества Скорсезе с Робертом Де Ниро, продлившегося больше двух десятилетий. Сам Ламотта признавался позже, что только после просмотра фильма осознал, насколько неприятным человеком он был, и спросил жену, которую в «Бешеном быке» сыграла Кэти Мориарти: «Неужели я был таким жутким?», а она ответила: «Ты был еще хуже». Не зря Скорсезе закончил фильм библейской цитатой: «Все, что я знаю — это то, что я был слеп, а теперь прозрел». Де Ниро получил за эту роль «Оскар», в отличие от Скорсезе — на «Оскарах» наград за лучшую режиссуру и фильм был удостоен Роберт Редфорд и его «Обычные люди». Частично справедливость восстановил Американский институт кино, позже поместивший «Бешеного быка» на четвертое место в списке лучших фильмов в истории американского кино.

 

 

«Волк с Уолл-стрит» (2013)

В XXI веке Скорсезе нашел себе нового героя в лице Леонардо Ди Каприо. Пятый, последний их на сегодняшний момент фильм после 11-летнего сотрудничества, рассказывающий историю нью-йоркского брокера Джордана Белфорта, потряс зрителей энергией и прямо-таки юношеской хулиганской бесшабашностью, которых никто уже не ждал от 70-летнего живого классика. «Волк с Уолл-стрит» стал и самым коммерчески успешным фильмом Скорсезе за всю его карьеру, собрав в мировом прокате около $400 млн, несмотря на произнесенное 569 раз на экране слово fuck и запрет из-за этого в пяти странах.

 

 

«Отступники» (2006)

Фильм, который восстановил справедливость и принес Скорсезе заслуженный «Оскар» (всего «Отступники» получили четыре награды — как лучший фильм года, за режиссуру, сценарий и монтаж), также считается тем редким ремейком, который ничем не уступает оригиналу — гонконгской «Двойной рокировке», вышедшей четырьмя годами раньше. Сам Скорсезе шутил, что это его первый фильм, у которого есть хоть какой-то сюжет. И какой! История о двух бостонских кротах, внедрившихся соответственно в ирландскую мафию (главаря которой играет идеальный злодейский Джек Николсон, и это его дебют у Скорсезе) и полицию, снята больше десяти лет назад, но смотрится увлекательно и сейчас.

 

 

«Алиса здесь больше не живет» (1974)

Этим роуд-муви о 35-летней домохозяйке Элис (Эллен Бёрстин), после смерти мужа отправившейся вместе с сыном навстречу своей мечте стать певицей, Скорсезе, который прославился жесткими мужскими историями, доказал, что прекрасно понимает женщин. Бёрстин, бывшая тогда звездой первой величины и получившая добро на утверждение режиссера, наняла Скорсезе после того, как он на ее вопрос «Что вы знаете о женщинах?» ответил: «Ничего, но я готов учиться». Результатом стал один из главных феминистских манифестов 1970-х, за роль в котором Бёрстин получила «Оскар». Не сумевшая выбраться на церемонию вручения актриса попросила Скорсезе получить «Оскар» вместо нее и от ее имени поблагодарить себя за удачное сотрудничество.

 

 

«Цвет денег» (1986)

В середине 1980-х киноман Скорсезе не смог отказаться от возможности снять сиквел знаменитого «Бильярдиста», который в начале 1960-х сделал звездой Пола Ньюмана. В «Цвете денег» Скорсезе объединил звезд двух эпох —​ Ньюмана и Тома Круза в роли его подопечного, сделав фильм о человеческих отношениях, которые устанавливаются, несмотря на вечные препятствия и дурные черты обоих героев. Все от этой работы только выиграли — Круз, до того игравший в основном в молодежных комедиях, зацементировал свою репутацию как наследник старой голливудской традиции, а Ньюман наконец получил свой первый «соревновательный» «Оскар» всего через год после «Оскара» за общие заслуги в кино и оттого еще более ценный.

 

 

«Последнее искушение Христа» (1988)

Первый фильм в «духовной» трилогии Скорсезе (позже последовали «Кундун» и нынешнее «Молчание») был снят, как раз когда Скорсезе прочел роман Сюсаку Эндо. Для конца 80-х экранизация одноименной книги Никоса Казандзакиса была очень смелым поступком — исследование искушений и сомнений двойственного Богочеловека Иисуса из Назарета (Уиллем Дефо) привела к бойкоту со стороны религиозных организаций, назвавших роман и фильм богохульными отклонениями от Священного писания — во Франции потасовки в одном кинотеатре даже привели к человеческим жертвам, а самому режиссеру пришлось нанять охрану.

Студия Universal согласилась выделить Скорсезе $7 млн на этот фильм только при условии, что он впоследствии снимет для них более коммерческую картину (что он и сделал, сняв «Мыс страха»). И тот факт, что в некоторых местах, например, в Сингапуре и на Филиппинах, «Последнее искушение Христа» запрещено к показу до сих пор, только говорит о его влиянии и силе.

 

 

«После работы» (1985)

Эта комедия о злоключениях чистенького манхэттенского яппи Пола (Гриффин Данн), который попал в передрягу после того, как решил встретиться с понравившейся ему девушкой, считается нетипичной в карьере Скорсезе. Но именно поэтому она и кажется интересной и оригинальной. Нигде Скорсезе не был так легок и одновременно мрачен — недаром продюсеры сначала думали позвать снимать картину совсем еще юного Тима Бёртона. Скорсезе позже вспоминал, что никак не мог придумать концовку фильма и советовался со Стивеном Спилбергом и Брайаном Де Пальмой.

«После работы», даже вышедший в прокат в пятницу, 13-го числа, — контрастный документ эпохи, портрет Нью-Йорка 1980-х, который был задуман Скорсезе как вывернутое наизнанку посвящение фильмам Хичкока, и, к сожалению, менее известный, чем остальные картины из этого списка.

 

 

«Авиатор» (2004)

Всегда тяготевший к историям о реально живших людях Скорсезе замахнулся на биографию миллиардера Говарда Хьюза (Леонардо Ди Каприо), одной из самых интересных и загадочных фигур в американской истории прошлого века. «Авиатор» — анализ того, как успешный и сильный человек деградирует из-за психических отклонений и превращается в чудаковатого отшельника — номинировался на 11 «Оскаров», получил пять и заслуженно входит во все списки лучших байопиков в истории кино.