8 кинозвезд, ставших хорошими режиссерами
Уоррен Битти
Все, кто работал с Уорреном Битти, вспоминают о его иногда раздражающем перфекционизме, который, конечно, в итоге оправдан. К тому моменту, как Битти дебютировал в режиссуре комедией «Небеса подождут» (1978), он почти два десятилетия был одним из главных секс-символов Голливуда и, после международного коммерческого успеха «Бонни и Клайда», лидером молодых кинематографистов, возглавившим новое поколение, сместившее представителей студийной «золотой эпохи».
Его сразу же номинировали за дебют на четыре «Оскара»: за роль, режиссуру, сценарий и фильм в целом, а за следующую картину «Красные» Битти получил свой единственный за всю карьеру «Оскар» за режиссуру, добившись большего признания как постановщик, чем за десятилетия актерской славы. Его последний фильм «Правила побоку», посвященный кино- и авиамагнату Говарду Хьюзу, вышел осенью 2016 года в прокат и, к сожалению, в нем провалился. Но свое почетное место в киноистории Битти оставил и без этой осечки.
Роберт Редфорд
Если Уоррен Битти был главным брюнетом Голливуда 1960-70-х, то Роберт Редфорд стал его главным блондином. И все же свой единственный «Оскар» он получил не за роли в «Афере» или «Всей президентской рати», а за первый снятый в качестве режиссера фильм, семейную драму «Обычные люди» (1980), и это была внушительная победа, учитывая, что его соперниками были Мартин Скорсезе, Дэвид Линч и Роман Полански.
После такого щедрого аванса Редфорд сделал вполне респектабельную режиссерскую карьеру и заодно помог многим актерам — нанял молодого еще Брэда Питта на одну из главных ролей в фильме «Там, где течет река» (1992) и совсем юную Скарлетт Йоханссон в «Заклинателе лошадей» (1998).
Но в истории кино Редфорд останется не столько как актер или режиссер, сколько как основатель фестиваля независимого кино Сандэнс, который открывает молодые таланты каждый январь вот уже три десятилетия.
Клинт Иствуд
Снимающийся в кино с середины 1950-х Иствуд дебютировал в режиссуре еще в начале 70-х и постепенно превратился в одного из самых обласканных кинонаградами постановщика, даже в возрасте за 80 выдающего по первоклассной картине примерно раз в год. Обладатель сразу двух режиссерских «Оскаров» (честь, которой добились в кино немногие) — за «Непрощенного» (1992) и «Малышку на миллион» (2004), Иствуд прошел долгий путь от героя спагетти-вестернов Серджио Леоне в 60-х до статуса живого классика, который умеет снимать фильмы и качественные, и нравящиеся массам — три года назад его «Снайпер» и номинировался на «Оскар», и собрал в мировом прокате $547 млн при бюджете меньше $60 млн.
Осенью вышло его «Чудо на Гудзоне» по реальной истории летчика, спасшего жизни 155 пассажиров. Голливуду стоит задуматься о том, чтобы экранизировать жизнь самого Иствуда — пора.
Кевин Костнер
Ставший в середине 80-х звездой Костнер сделал в 1991-м нечто невероятное, получив за свой режиссерский дебют «Танцующий с волками» два главных «Оскара» — за лучший фильм и режиссуру. С тех пор его актерская карьера складывалась удачнее, чем режиссерская (хотя именно как актер он на «Оскар» больше не номинировался) — второй фильм «Почтальон» стал громким коммерческим провалом. Но победить Фрэнсиса Форда Копполу, Стивена Фрирза и Мартина Скорсезе — таким мало кто может похвастать, разве что коллега по профессии Редфорд.
Мел Гибсон
Франко Дзеффирелли, у которого Гибсон сыграл «Гамлета» в 1990-м, в мемуарах вспоминал, что исполнителя главной роли больше интересовало, чем занимается на съемочной площадке режиссер, а не собственная работа. «Гибсон уже тогда хотел снимать», — написал Дзеффирелли и оказался прав — уже второй фильм Гибсона «Храброе сердце» (1995) о восстании шотландца Уильяма Уоллеса против английского короля получил пять «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру. С тех пор Гибсон снимает редко, но метко — кассовые сборы его третьей картины «Страсти Христовы», превысившие $600 млн при бюджете всего $30 млн, позволили ему отдохнуть от однотипных ролей мачо с пушкой, которые ему предлагал Голливуд, и снять через два года «Апокалипсис», а потом взять тайм-аут на десять лет. Этой осенью фильм «По соображениям совести» о солдате-пацифисте во время Второй мировой снова вернул его в обойму лучших постановщиков в мире.
Джордж Клуни
Клуни шел к кинославе долго — проснимавшись полтора десятилетия в сериалах и фильмах класса «Б». Возможность сделать собственное кино появилась только в начале века, когда актер уже был звездой первого эшелона, и коллеги уровня Дрю Бэрримор и Джулия Робертс согласились по-приятельски его поддержать, снявшись в «Признаниях опасного человека» (2002) — экранизации истории телепродюсера, которого завербовало ЦРУ. Клуни продолжил снимать, обнаружив страсть к сюжетам с политическим месседжем — «Доброй ночи и удачи» и «Мартовские иды» были хорошо приняты прессой и зрителями, а за первый фильм Клуни и вовсе номинировался на «Оскар». Кажется, со временем, когда актер уже совсем постареет для героических ролей, у него есть все шансы повторить путь Иствуда.
Дензел Вашингтон
Режиссерские достижения главного чернокожего актера Америки пока не перевешивают актерских — он снял свой первый фильм, уже имея два «Оскара» за плечами. Можно сказать, что режиссер Вашингтон любит актера Вашингтона — во всех своих трех фильмах он снимал себя в главных ролях, в том числе в последней картине, только вышедших в прокат «Оградах», где он играет расставшегося с мечтами молодости отца семейства, отыгрывающегося на родных.
Впрочем, Вашингтон не перетягивает одеяло на себя, дав раскрыться своей партнерше — сыгравшей многострадальную жену его героя Виоле Дэвис, которой все аналитики прочат «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана этого года.
Бен Аффлек
Несмотря на двадцатилетнюю карьеру — а его путь в кино начался как в 1997-м с «Оскара» за лучший сценарий «Умницы Уилла Хантинга» — Аффлек по-прежнему самый молодой в этой внушительной компании. Забавно, что хотя Аффлек в 44 годам снялся аж в 64-х фильмах и в первую очередь широко известен именно как актер, два своих «Оскара» он получил как сценарист и продюсер. Аффлек подался в режиссуру в 2007-м, когда в начала века его актерская карьера забуксовала после громких провалов «Джильи», «Девушки из Джерси» и «Пережить Рождество». Первый же постановочный проект «Прощай, детка, прощай», в котором Аффлек снял в главной роли своего брата Кейси, был высоко оценен не ожидавшими от него такой искусной работы критиками. Позже последовали «Город воров» и «Операция Арго», получившая «Оскар» как лучший фильм 2012 года.
Последний фильм Аффлека-режиссера «Закон ночи» о бандите, сколотившем состояние в 20-е годы, идет в российском прокате, а студия Warner Bros. даже решила доверить ему следующий фильм про Бэтмена (которого он сам же и сыграет). Аффлек предпочел не отвечать сразу утвердительно, сказав, что ему нужно сначала прочесть сценарий. Благоразумный поступок.