Стиль
Впечатления «Оскар-2017»: кто заслужил и кто получит главную кинопремию мира
Стиль
Впечатления «Оскар-2017»: кто заслужил и кто получит главную кинопремию мира
Впечатления

«Оскар-2017»: кто заслужил и кто получит главную кинопремию мира

Фото: kinopoisk.ru
В этом году 6687 членов Американской киноакадемии отсмотрели 336 снятых в 2016-м году фильмов и назвали номинантов на премию «Оскар», церемония вручения которой состоится 26 февраля. «РБК Стиль» анализирует шансы фаворитов в семи основных номинациях.

Этот год для «Оскара» особенный, если учесть, что почти ни одно вручение наград пока не обходится без громких протестных заявлений в адрес президента Дональда Трампа. Новое противостояние власти и либерального Голливуда не сможет не сказаться на выборе победителей.

 

Лучший фильм

Номинанты: «Прибытие», «Ограды», «По соображениям совести», «Любой ценой», «Скрытые фигуры», «Ла-Ла Ленд», «Лев», «Манчестер у моря», «Лунный свет».

Победит: «Ла-Ла Ленд»

Заслуживает: «Ла-Ла Ленд»

В отличие от предыдущих лет, когда «Оскар» получал не самый очевидный фильм («В центре внимания» в 2016-м) или две картины шли почти наравне до последнего момента («Бердмэн» против «Отрочества» в 2015-м и «12 лет рабства» против «Гравитации» в 2014-м), нынешний фаворит был известен еще в конце лета, когда «Ла-Ла Ленд» был показан на Венецианском кинофестивале.

Это идеальный для «Оскара» фильм. Он ностальгирует по подзабытым жанрам — мюзиклу и джазу. А члены киноакадемии любят картины, посвященные творческим профессиям — вспомните недавние победы «Бердмэна» и «Артиста», действие которых происходило в театральной или киносреде. Кроме того, это признание в любви Лос-Анджелесу, где, собственно, и вручают «Оскары». «Ла-Ла Ленд» номинирован на 14 наград — в истории кино такого количества удостаивались лишь «Все о Еве» и «Титаник». Фильм Дэмиена Шазелла станет 11-м по счету получившим «Оскар» мюзиклом за всю историю кино и всего вторым за последние полвека.

 

 

Лучший актер

Номинанты: Кейси Аффлек («Манчестер у моря»), Эндрю Гарфилд («По соображением совести»), Райан Гослинг («Ла-Ла Ленд»), Вигго Мортенсен («Капитан Фантастик»), Дензел Вашингтон («Ограды»).

Победит: Кейси Аффлек

Заслуживает: Кейси Аффлек

Сыгравший сломленного горем главного героя в драме «Манчестер у моря» Кейси Аффлек получил в своей номинации около 30-ти наград, ведущих к «Оскару», — за исключением приза актерской гильдии, доставшегося Дензелу Вашингтону, который дышит Аффлеку в затылок. Но за Вашингтона болеть не получается: у него уже два «Оскара», третий был бы перебором даже для такого хорошего актера. А Аффлек номинировался всего один раз, в 2008-м году, и судя по его остроумной речи, которую он произнес на вручении наград Ассоциации нью-йоркских критиков, где он по бумажке зачитал все негативные рецензии о своих прошлых работах, у него прекрасное чувство юмора и фаталистическое отношение к профессиональным призам. Это его год.

 

 

Лучшая актриса

Номинанты: Изабель Юппер («Она»), Рут Негга («Лавинг»), Натали Портман («Джеки»), Эмма Стоун («Ла-Ла Ленд»), Мерил Стрип («Флоренс Фостер Дженкинс»).

Победит: Натали Портман

Фото: kinopoisk.ru

Заслуживает: Изабель Юппер

Фото: kinopoisk.ru

Нынешняя борьба за «Оскар» именно в этой категории — одна из самых сильных в этом веке. Вспоминается 2003-й год, когда соревновались актрисы одна лучше другой — Николь Кидман, Дайан Лейн, Джулианна Мур, Сальма Хайек и Рене Зеллвегер, причем за лучшие роли в карьере каждой. В этом году женских ролей, достойных номинации, оказалось так много, что в пятерку не попали Аннетт Бенинг (за «Женщин XX века») и Эми Адамс (за «Прибытие») — актрисы, каждая важная роль которых удостаивается внимания Академии. Основная борьба развернется между Натали Портман, сыгравшей президентскую вдову Жаклин Кеннеди как раз в год, когда к власти в Америке пришел президент-сексист Дональд Трамп, и Изабель Юппер, получившей «Золотой глобус» и другие престижные награды за черную комедию Пола Верхувена «Она». Если бы «Оскары» давали по справедливости, выиграла бы Юппер — уважаемая актриса, многие фильмы с участием которой за последние четыре с половиной десятилетия попали в золотой фонд мирового кинематографа. Особенно если учесть, что у Портман уже есть «Оскар» за роль в «Черном лебеде». Но справедливость на «Оскаре» торжествует редко — и не исключено, что в это интересное противостояние может вклиниться Эмма Стоун. Всеобщая любовь к «Ла-Ла Ленду» так велика, что сыгравшая начинающую актрису Стоун может получить «Оскар» на общей победной волне. Между тем дежурно выдвинутая Мерил Стрип побила собственный рекорд со своей личной 20-й номинацией.

 

 

Лучший актер второго плана

Номинанты: Махершала Али («Лунный свет»), Джефф Бриджес («Любой ценой»), Лукас Хеджес («Манчестер у моря»), Дев Пател («Лев»), Майкл Шеннон («Под покровом ночи»).

Победит: Махершала Али

Заслуживает: Махершала Али

Фото: kinopoisk.ru

У героев, сыгранных актерами в этой номинации, настолько нет ничего общего, что сравнивать их игру совсем бессмысленно. Это касается даже усатых полицейских в исполнении Джеффа Бриджеса и Майкла Шеннона; первый — мудрый провинциальный шериф, не чурающийся расистских шуток, второй — смертельно больной ангел мести. На «Золотом глобусе» все были потрясены, когда в этой номинации победил Аарон Тейлор-Джонсон, которого даже не выдвинули на «Оскар». В этой чехарде скорее можно точно ставить на Махершалу Али, сыгравшего в «Лунном свете» драгдилера Хуана, который воспитывает соседского задвинутого матерью мальчика. Во-первых, это идеальный способ Академии доказать, что прошлогодняя кампания #OscarsSoWhite, обвинявшая «Оскары» в расизме, несправедлива. Во-вторых, в год, когда президент Трамп запретил въезд в Америку гражданам мусульманских стран, нет лучшей возможности выразить возмущение, чем наградить мусульманина.

 

 

Лучшая актриса второго плана

Номинанты: Виола Дэвис («Ограды»), Наоми Харрис («Лунный свет»), Николь Кидман («Лев»), Октавия Спенсер («Скрытые фигуры»), Мишель Уильямс («Манчестер у моря»).

Победит: Виола Дэвис

Заслуживает: Виола Дэвис

Фото: kinopoisk.ru

Здесь как нигде больше проступает румянец стыда на белых щеках членов Академии за игнорирование в предыдущие годы чернокожих актеров (хотя раньше в этой номинации побеждали и Моник, и Дженнифер Хадсон, и обе победы не привели к полноценным интересным кинокарьерам). Выбор именно этих актрис понятен: в 2016-м вышло много фильмов с хорошими ролями для чернокожих — «Скрытые фигуры», «Ограды» и «Лунный свет». Стопроцентную победу можно гарантировать Виоле Дэвис (она уже вошла в историю кино как первая чернокожая актриса с тремя номинациями), ради победы которой продюсеры «Оград» решили продвигать ее в категории второго плана, хотя у нее полноценная главная роль многострадальной жены героя Дензела Вашингтона. Такая рокировка всегда приносит победу — то же произошло с Алисией Викандер, получившей «Оскар» после того, как ее фактически главную женскую роль в драме «Девушка из Дании» передвинули в категорию второго плана. В таких играх есть доля жульничества, но пока они срабатывают.

 

 

Лучший режиссер

Номинанты: Дени Вильнев («Прибытие»), Мел Гибсон («По соображениям совести»), Дэмиен Шазелл («Ла-Ла Ленд»), Кеннет Лонерган («Манчестер у моря»), Барри Дженкинс («Лунный свет»).

Победит: Дэмьен Шазелл

Дэмьен Шазелл
Дэмьен Шазелл

Заслуживает: Дени Вильнев

Дени Вильнев
Дени Вильнев

В этом году Академия недвусмысленно дала понять, что пора подвинуть старую гвардию, и не номинировала никого из живых классиков за 70 — Мартина Скорсезе, Клинта Иствуда, Оливера Стоуна — у которых в 2016-м вышли новые фильмы. Старшему из номинантов-режиссеров — Мелу Гибсону — 61 год, но учитывая, что он снял всего пять фильмов, все равно эта категория по сравнению с предыдущими годами кажется если не детским садом, то группой выпускников, с которыми скорее связывают надежды на будущее, чем хотят вспомнить старые заслуги.

С режиссерской номинацией в последние годы произошла интересная трансформация. Если с 2000-го по 2012-й всего три режиссера получали «Оскар» за непобедивший фильм, то за последние четыре года (2013-16) —  наоборот, только один режиссер удостоился «Оскара» за победителя. За неимением сильного конкурента в этом году скорее всего получит 32-летний Дэмиен Шазелл, но мудро было бы вручить эту награду Дени Вильневу. Хотя бы в качестве извинения за то, что он не номинировался за роскошного предыдущего «Убийцу» и как аванс за предстоящий сиквел «Бегущего по лезвию» и ремейк «Дюны» — продолжение и новую версию двух культовых фильмов, съемки которых по плечу только ему.

 

 

Лучший фильм на иностранном языке

Номинанты: «Вторая жизнь Уве» (Швеция), «Коммивояжер» (Иран), «Танна» (Австралия), «Тони Эрдманн» (Германия), «Моя земля» (Дания)

Победит:​ «Коммивояжер»

Заслуживает: «Коммивояжер»

Эта номинация всегда была полем для геополитических игр и намеков, а в этом году особенно. Первый же скандал из-за запрета въезда в США граждан шести мусульманских стран уже выделил первого претендента на победу — иранскую драму Асгара Фархади «Коммивояжер» о супружеской паре, репетирующей в Иране пьесу «Смерть коммивояжера». Фархади «Оскару» не чужой — пять лет назад его «Развод Надера и Симин» победил в той же номинации, а сам он выдвигался за лучший сценарий. Фархади уже высказался, что откажется ехать в Калифорнию на церемонию вручения, даже если для него сделают исключение.

Забавно, что шведская «Вторая жизнь Уве» тоже «в теме» и рассказывает историю старого брюзги, который перевоспитывается, пообщавшись с новой соседкой-мусульманкой. На этом фоне совсем теряется немецкий «Тони Эрдманн», получивший за последние месяцы больше двадцати призов на престижных фестивалях и вручениях премий. Единственная его надежда — тот факт, что сняла его женщина — немка Марен Аде. В год антитрамповских женских маршей это не последнее обстоятельство, особенно если учесть, что за всю историю кино только одна женщина получила «Оскар» за режиссуру — Кэтрин Бигелоу — и с тех пор прошло целых семь лет. Всего, если исключить актрис, женщины в этом году составляют 20% номинантов, так что у «Оскара» еще много не взятых вершин.