Стиль
Герои Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации
Стиль
Герои Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации
Герои

Галерист Алина Крюкова — об арт-лифте, переменах и языках коммуникации

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА
Основатель галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова рассказывает о планах и свершениях, переменах, произошедших с арт-рынком за последние годы, и надеждах на сплоченность, пришедшую на смену конкуренции

Коллекционер и основатель галереи современного искусства a-s-t-r-a Алина Крюкова любит проверять гипотезы на прочность, при этом сразу давая понять: то, что не все из них покажут свою жизнеспособность, она понимает хорошо. Для проекта a-s-t-r-a путь проб и ошибок давно стал целой стратегией развития. И, оглянувшись назад, можно сказать, что эта тернистая дорожка оказалась ведущей в довольно светлое будущее. О том, как не бояться и не стесняться менять себя и свои подходы, Алина Крюкова рассказывает уверенно и подробно, а это значит, что в том самом будущем (а в него, как известно по размышлениям Ильи Кабакова, возьмут не всех) галерею, в 2022 году обретшую собственное пространство, ждет немало новых открытий.

Как вам кажется, за время существования галереи a-s-t-r-a изменился ли отечественный арт-рынок вокруг нее? И в какую сторону произошли перемены?

В этом феврале галерее a-s-t-r-a исполнилось четыре года и можно с уверенностью сказать, что заходила я как предприниматель с проектом на один рынок, а сейчас оказалась игроком уже другого. Пять лет назад, когда я начала развивать проект и анализировала возможные стратегии, тренд интересоваться, знать, покупать искусство среди широкой аудитории только формировался благодаря большой образовательной работе музейных институций, ярмарки Cosmoscow, школ современного искусства и галерей. Тогда еще не было онлайн-платформ доступного искусства, открытых цен на работы и проверенных временем рейтингов молодых художников. Сам рынок был ориентирован на небольшой круг понятных состоятельных коллекционеров и не был прозрачным для новых игроков.

Идея a-s-t-r-a в 2018 году была крайне простой и понятной для моего круга общения и аудитории со схожими интересами: стать комфортной точкой входа на арт-рынок для тех, кто перерос интерес к потреблению дизайнерской одежды и хочет начать если не формировать коллекцию, то наполнять свой дом искусством. Оказаться неким «другом», который первым сориентировался и разобрался, как и что работает, и помогает сделать первый шаг. Так что a-s-t-r-a начиналась как игра на повышение уровня коммуникации для людей, которые несколько раз в неделю ходят на дни рождения или нуждаются в подарках: вместо понятного по стоимости флакона духов, аксессуара или «подарка по кругу» — рисунок профессионального художника, оформленный под стекло, в коробку, с возможностью добавить букет цветов и получить курьером за три часа по Москве по доступной цене (стоимость работ была от 5 до 100 тыс. руб.). Даришь не условный чек из известного магазина, а идею, которую можно обсудить и которую можно потом долго транслировать и воспроизводить уже другим людям, рассказывая о подаренной работе, ее авторе и смысле.

В какой момент вы поняли, что a-s-t-r-a ждут перемены, и что происходило дальше?

В процессе развития проекта стало понятно, что с таким набором работ и имен будет невозможно реализовать и попробовать все возможности арт-рынка, так что я пригласила профессиональную команду кураторов для пересборки стратегии. Это был первый шаг к форме классической галереи с поправкой на мой подход: инициировать и проверять максимальное количество гипотез, даже если они потенциально ошибочны, чтобы найти свой путь.

В итоге за четыре года существования галерея a-s-t-r-a успела стать частью нескольких профессиональных экосистем, реализуя проекты на относительно постоянных площадках или в формате pop-up, приняла участие в ярмарке Scope в рамках Art Basel в Miami (2019), в совершенно фантастической ярмарке spring/break в рамках Armory Show в Нью-Йорке (2020) и стала единственной русской галереей на Enter ArtFair в Копенгагене (2020), помимо ежегодного участия в Cosmoscow и blazar в Москве. К сожалению, международный трек для нас оборвался из-за COVID, а теперь и из-за февральских событий, но я не унываю. В сложном 2022 году галерея приняла участие в пяти российских ярмарках, показала шесть сольных проектов, один из которых в музее ММОМА на Петровке, 25, и четыре групповых выставки.

Более того, персональная выставка нашей резидентки Джоли Алиен «Сухая крапива», которая проходила в ММОМА, сейчас номинирована на Премию Художественного театра в области искусств, направленной на поддержку и популяризацию молодых деятелей искусств до 35 лет, в разделе «Современное искусство», а ее работа на днях пополнила коллекцию ММОМА.

Джоли Алиен, «Любовь», 2021
Джоли Алиен, «Любовь», 2021

В том же сложном и неоднозначном году у вас появилось собственное постоянное пространство на территории «Винзавода».

Это для нас главное событие, которое произошло в мае. Шаг был сложный, но абсолютно продуманный и просчитанный, в котором я на 100% до сих пор уверена. А вообще, ретроспективно оценивая, могу сказать, что мы с командой хорошо поработали за эти годы.

Обращаясь как раз ко взгляду назад. Какие перемены в индустрии вы наблюдали уже не со стороны, а как участники арт-рынка?

В этом смысле должна сказать, что хорошо поработали не только мы, но и другие участники арт-рынка. (Смеется.) Как молодые, так и мастодонты: появилось несколько больших, качественных по отбору онлайн-платформ, предлагающих доступное искусство; вопрос цены теперь для всех очень понятен — рынок выработал и показал механизм ее формирования, открыл все цены на искусство и выложил их для общего доступа; сформировались понятные, проверенные временем рейтинги и списки художников; возникли новые ярмарки, ориентированные на новых участников арт-рынка; досуг перестал для жителей больших городов замыкаться на торговых центрах и переориентировался на культурные мероприятия. Стало модным понимать или хотя бы ориентироваться в искусстве. И, конечно же, в России стало больше денег, которые не уехали и которые с большим интересом начинают тратить на работы художников.

Например, на ярмарке Cosmoscow в этом году очень сильно чувствовалось, что у ее посетителей появилось желание не только смотреть на работы и знакомиться с художниками и галереями, но и покупать. Заметили ли вы это по продажам a-s-t-r-a?

Две последние ярмарки Cosmoscow показали очень интересную тенденцию: большое количество молодых покупателей, которые, не торгуясь, покупают не чтобы повесить над диваном, а с пониманием, и чаще всего уже знают про тех художников, чьи работы уносят домой. Я могу сравнить впечатления от своей первой ярмарки Cosmoscow в 2020 году. В силу того, что моя галерея идет каким-то своим странным и не самым логичным путем, первая в истории a-s-t-r-a главная российская ярмарка у меня случилась после трех международных. И я помню свое удивление, когда большую часть времени на стенде (кроме дня preview, когда приходят коллекционеры и арт-сообщество) я объясняла посетителям, зачем вообще тратить деньги на искусство, в то время как на международных ярмарках я все дни объясняла, почему именно на эти работы стоит обратить внимание и на этого художника стоит потратить свои $ 5-10-15-20 тыс. при огромном выборе.

Но COVID и ограничения в перемещениях сыграли на руку российскому арт-рынку, как бы странно это ни звучало. Ярмарки и 2021, и 2022 года стали одними из лучших для многих галерей в плане продаж, а оба выпуска молодого искусства blazar, в которых участвовала наша галерея, настолько подняли уровень понимания среди новых интересующихся, что стали для нас своеобразным оптимистичным фундаментом в проектировании стратегий на будущее.

Стенд галереи a-s-t-r-a на ярмарке Cosmoscow 2022
Стенд галереи a-s-t-r-a на ярмарке Cosmoscow 2022

9 художников, в которых стоит инвестировать время, внимание и любовь

Ваша галерея активно участвует в том, чтобы на молодых художников обращали внимание как эксперты, так и покупатели. Какова в этом контексте внутренняя мотивация? И как вы ищете и находите баланс между большими именами и новыми лицами?

Я часто говорю, что воспринимаю галерею как венчурный фонд, в котором надо стремиться собрать максимально качественный и уникальный портфель, не боясь при этом рисковать. И часто шучу, что когда приходишь на рынок, где работают галереи по 20 и 30 лет, тебе остается только надеяться на чудо или благоприятное стечение обстоятельств, при котором ты сможешь найти и подписать себе в галерею состоявшихся больших художников, так называемых blue chips, при этом ты еще постоянно должен из года в год так простраивать свою работу и нарабатывать репутацию в сообществе, чтобы художникам такого уровня было интересно с тобой разговаривать и работать.

К счастью, сейчас у нас контракты на Россию с Оксаной Мась, Алексеем Морозовым, Себастианом Хайнером, часто делаем проекты с Егором Островым и начинаем работать с Сергеем Сониным и Еленой Самородовой. А если говорить про молодых, то здесь можно надеяться только на свою насмотренность, она же интуиция, и дерзость в смелых решениях по продвижению карьеры начинающего автора. Политика галереи в отношении работы с художниками строится на принципе трехглавого дракона или, образно, левитирует на мощных спинах трех китов.

И каковы же они?

Первое: мы открыты сами, открываем арт-рынку новые имена и два раза в год, летом и зимой, отдаем пространство галереи под институциональный дебют a-s-t-r-a OPEN — показываем работы художников, отобранных по действующему 365 дней в году open сall. В августе этого года будет a-s-t-r-a open vol.3, а в декабре vol.4. Это своеобразный «арт-лифт», который показывает, что рассылка портфолио и вдумчивый труд над построением профессиональной карьеры работают. Мы показали уже больше 30 новых для нас художников, а с четырьмя из них подписали контракты на сотрудничество.

Второе: мы развиваем карьеры резидентов галереи, показывая новые сольные и инициируя музейные проекты для них. В 2022 году состоялась персональная выставка в ММОМА Джоли Алиен, художницы, с который мы работаем с момента основания галереи и ее 16 лет. Недавно в пространстве галереи завершилась выставка нашего нового резидента Кирилла Доешвили, которого мы как раз отобрали через присланное портфолио на open call, в этом году покажем сольные проекты резидентов Артура Кривошеина, Кати Зорькой, Димы Марголина и, надеюсь, Павла Бушуева.

Третье: с момента открытия постоянной площадки мы плотно начали взаимодействовать с художниками старшего поколения 55+, как раз сейчас в галерее открыта выставка Ирины Дубровской «Картография стихий», а в прошедшем году успешно реализовали это направление, показав выставку, приуроченную к 60-летию Игоря Литвинова, проект Кати-Анны Тагути. В этом еще покажем новые проекты Сергея Сонина и Елены Самородовой не только в рамках галереи, но и на нескольких музейных площадках.

Отдельно я запустила проект «Statement. Археология Современности» — высказывание художника в формате «одна работа + текстовый манифест», которые показываются в отдельных выставочных витринах в ЦСИ «Винзавод». С очевидностью, после февраля искусство само себя изменяет, и мне стало любопытно зафиксировать художественные и интеллектуальные процессы, которые, возможно, могут стать источником чего-то нового в русском искусстве. В конце каждого года я планирую издавать каталог с публикацией работ и манифестов с их дополнительным разбором теоретиками искусства и философами, чтобы когда-нибудь эти наработки были в помощь историкам и исследователям.

Возвращаясь к молодым художникам и мотивации работы с ними, могу сказать крайне простую вещь: нет большей радости, чем столкнуться с чем-то по-настоящему прекрасным и поделиться этим с профессиональным сообществом. Как нет большего азарта у настоящего коллекционера, чем открыть будущую звезду, так и нет большего счастья для галериста, чем дать возможности для проявления такой звезды. Ты никогда не знаешь, просеивая через сито open call (куда нам за четыре года работы галереи пришло больше 3 тыс. заявок), кто именно будет тем самым, кто зажжет сердца неравнодушных и принесет новую мысль.

Я воспринимаю галерею как венчурный фонд, в котором надо стремиться собрать максимально качественный и уникальный портфель, не боясь при этом рисковать.

За кем из молодых художников нравится наблюдать лично вам?

Очень плохо выделять кого-то, потому что каждый резидент галереи — любимый и уникальный, и в каждом мы видим тот мир, который помогаем проявить вовне.

Для меня большое счастье наблюдать, как Джоли Алиен (20 лет), наш настоящий единорог, развивается сейчас на выставочных площадках Европы и Америки.

Наверное, скажу, что я очень жду в этом году персональную выставку Павла Бушуева — художника из Санкт-Петербурга, с которым мы работаем с конца 2019 года и за это время трижды показали на Cosmoscow, проявив его для арт-рынка, и теперь его работы находятся в различных частных и институциональных коллекциях России и Европы, в том числе в Музее Фаберже и у главы Дома Guerlain. Когда я увидела его работы, со мной случился синдром Стендаля — учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и понимание, что столкнулся с чем-то удивительным.

Жду осенью персональную выставку Артура Кривошеина, с которым мы сотрудничаем второй год, но очень плодотворно. Сейчас он практикуется в Париже и готовит новый цикл работ. Он так тонко чувствуют невидимую привычному взору прозрачную красоту, так кристально чисто ее отдает зрителю, что невозможно не запомнить и не полюбить его работы. Когда приносишь домой его холсты, приходят радость и любовь. Удивительный автор.

И готовимся в сентябре к выставке Дмитрия Марголина, академического художника-богослова из Санкт-Петербурга, под руководством легендарного Дмитрия Ивановича Чечота. В творчество Димы можно упасть с головой и раствориться в тех мирах, которые он не только создает образами, но оплетает словами и смыслами — это один из самых глубоких опытов погружения в суть и смысл искусства, который за последний год я получила, приезжая в мастерскую к Диме, готовясь к ярмарке Cosmoscow или отправившись в поездку под Псков, где он расписывал храм.

Каких отношений ждет галерист от взаимосвязи «галерея — художник»? Важны ли они? Дают ли чувство уверенности, дружеского плеча, или такие параллели проводить не стоит?

Я как галерист жду радости открытий и совместного удовольствия от процесса.

Я как коллекционер жду шедевров, которые первая увижу и смогу приобрести. Я верю в каждого, с кем работаю. А как предприниматель я ничего уже на российском рынке не жду, кроме качественного общения с коллегами и разговоров с единомышленниками и людьми, разделяющими ценности культуры, о прекрасном возможном будущем — в этом и радость, и невозможность, и надежда.

Если лаконично, то как-то так. (Смеется.)

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Насколько для отечественной арт-сцены характерна взаимная поддержка? Стремятся ли галеристы к разговору друг с другом? Или каждый предпочитает оставаться сам по себе?

Могу сказать, что важно чувствовать себя частью исторического для российского арт-рынка процесса: наша галерея входит в Ассоциацию галерей, а я вхожу в правление Ассоциации, которая в прошлом октябре отметила свое двухлетие. Это третья попытка объединения профессионального галерейного сообщества за все время его существования в России (30 с небольшим лет), и она оказалась наконец успешной. Время изменилось, и старый модус отношений, основанный на жесткой конкуренции и соперничестве, показал свою несостоятельность во времена кризиса и турбулентности.

Кооперация, сотрудничество, партнерство — вот новый язык коммуникации сообщества, которое в рамках многочисленных рабочих групп Ассоциации за два года не только проблематизировало основные «больные» зоны арт-рынка, но и выработало ряд решений, ставших для игроков нормой. Среди примеров — Кодекс этики, корпус документооборота между всеми игроками, статусы основных участников с определением прав и обязанностей и далее, и далее. Все это направлено на повышение прозрачности арт-рынка и привлечение большего количества новых покупателей. Такая стратегия показала свою успешность и уже даже реализовалась в новой инициативе Ассоциации — ярмарке современного искусства. Первый ее выпуск под названием «Маленькая зимняя ярмарка» прошел в декабре 2022 года с прекрасными результатами по продажам для всех галерей. В мае состоится «Большая летняя ярмарка», на которой будем всех ждать.

Уверена, что новые интересующиеся искусством люди, много путешествовавшие и бывавшие в разных музеях и на выставочных площадках, уже пришедшие на ярмарки Москвы и во время пандемии, и в 2022 году, и сегодня, продолжают задавать отличный тренд на понятность, прозрачность и комфортность арт-рынка, что созвучно большинству галерей. Вместе, разделяя общие ценности и цели, можно не только выживать и удерживать докризисные позиции, но и строить оптимистичные планы. И даже если это ошибочная гипотеза, то ее все равно стоит проверить.

Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT