Генеральный директор NAOS в России — об уходе за лицом и экобиологии
Пять лет назад Лейли Кулеман возглавила российское представительство NAOS в России. Ее задачей было не просто повысить узнаваемость брендов (в портфеле NAOS — Bioderma, Institut Esthederm и Etat Pur), а популяризировать экобиологичный подход к коже и важность превентивных мер в уходе за ней. Мы встретились с Лейли Кулеман, чтобы узнать подробнее о концепции экобиологии, научных открытиях, основных причинах старения кожи и о том, какую роль в этом процессе играет протеом. А кроме того, нам рассказали, каких результатов удалось добиться российскому представительству NAOS за пять лет, какие запросы сегодня исходят от российского бьюти-рынка и как правило трех хороших новостей помогает команде уверенно двигаться к намеченным целям, несмотря на турбулентность времени.
Основатель и президент NAOS Жан-Ноэль Торель сформулировал концепцию экобиологии 45 лет назад. Какие изменения она претерпела с течением времени?
У Жана-Ноэля была мечта — создать одну-единственную чистую молекулу, которая упреждала бы появление всех кожных заболеваний, нежели лечила их последствия. Мы понимаем, что это утопический подход, но вот уже 45 лет эта утопия и стремление менять мир к лучшему позволяет Торелю разрабатывать и создавать инновационные продукты — на сегодняшний день компания зарегистрировала больше 80 патентов. Именно его высокие ожидания привели к появлению уникального научного подхода — той самой экобиологии. И этот подход с годами не меняется, а только укрепляется.
В чем заключаются главные принципы этого подхода?
Экобиология рассматривает кожу как единую экосистему. Она взаимодействует с окружающей средой и отражает наше внутреннее состояние. Исходя из этого, мы делаем все, чтобы укрепить, сохранить ее естественные механизмы и помочь ей адаптироваться к окружающей среде. Экобиология крайне уважительно относится к коже и предлагает использовать только то, что полезно для ее естественного функционирования, без чрезмерного количества средств ухода и обременения ее лишними ингредиентами.
«Правильная дозировка ингредиентов» — так звучит одно из правил компании. Что оно означает? И для конечного потребителя в том числе.
Если в косметологии используется около 30 тыс. ингредиентов, то мы в своих брендах используем не больше 600. А если приводить в пример наш молодой бренд Etat Pur, предназначенный для здоровой кожи, то речь идет максимум о 150 ингредиентах. Правильная, или оптимальная, дозировка — крайне важное для нас правило, поскольку «много» не всегда означает «хорошо». Мы используем дозировки, которые работают в той максимальной концентрации, которая помогает решить проблему, но при этом своими действиями не вызывает нежелательные побочные реакции. Также для нас важна чистота ингредиентов — так, например, в мицеллярной воде мы используем воду со степенью очистки 98,9%, которая годится для инъекций.
За 45 лет деятельности компании было зарегистрировано более 80 патентов. Какими из них вы особенно гордитесь?
Мы гордимся патентом Skin Barrier Therapy, который помогает восстанавливать, защищать и поддерживать гидролипидный баланс кожи. Его можно найти в гамме Bioderma, предназначенной для сухой атопичной кожи. Эта проблема появляется и особенно остро стоит в младенческом возрасте и, к сожалению, у некоторых сохраняется и во взрослой жизни. Но если говорить только о детях, то примерно каждый пятый родитель сталкивается с атопическим дерматитом у своих малышей в той или иной форме. Этот патент содержит сложноэфирный сахар, который препятствует размножению золотистого стафилококка и восстанавливает защитный барьер кожи. Средства из этой гаммы — наши абсолютные фавориты.
Мы к тому же запустили большой социальный проект под названием #УАтопииЕстьЛицо. В его рамках дерматологи, а также аллергологи, педиатры и психологи в онлайн- и офлайн-формате проводят ликбез — рассказывают о том, что такое атопический дерматит, как он развивается, каких правил личной гигиены нужно придерживаться.
Мы не можем искоренить эту проблему полностью, поскольку это генетическое заболевание, но в наших силах сократить частоту кризисов и их интенсивность. Наша первоочередная задача — как можно скорее помочь привести это сложное кожное заболевание в состояние ремиссии.
Еще один патент — технология SeboRestore, которая восстанавливает качество кожного сала: помогает ему спокойно выходить на поверхность кожи, увлажнять ее, а не закупоривать поры, что впоследствии может привести к воспалительным процессам. Другими словами, все наши патенты и технологии направлены на работу над первопричиной, а не на работу с последствиями.
Но мицеллярную воду компания не запатентовала, хотя создала ее первой. Что произошло?
Все верно, мы были первыми, кто придумал использовать мицеллы для очищения кожи и снятия макияжа, но мы не успели зарегистрировать этот патент. Сегодня на рынке множество мицеллярных вод, но наша остается абсолютным лидером продаж и признанным фаворитом среди покупателей.
Давайте поговорим о вашей новинке — сыворотке Age Proteom. Какие исследования легли в основу нового продукта?
Мы вдохновились фундаментальным открытием Мирослава Радмана — профессора и одного из самых известных генетиков и клеточных биологов в мире. Он обнаружил главную причину старения — распад белков (совокупность белков называют протеомом). Он же изучил бактерию Deinococcus radiodurans — рекордсмена по продолжительности жизни. Она обладает регенерацией, близкой к бесконечной, даже в экстремальных условиях. Такие организмы называются экстремофилами. Секрет продолжительности их жизни зависит не от целостности ДНК, а от устойчивости протеома. Профессор и его команда сделали удивительное открытие: когда Deinococcus radiodurans, к примеру, подвергается очень интенсивному гамма-излучению, ее ДНК повреждается, но физиология остается неизменной, поскольку она мгновенно восстанавливается благодаря белкам — репаративным ферментам. Эти белки продолжают выполнять свои функции, поскольку полностью защищены от окисления, вызванного облучением.
Именно поэтому главная роль в старении кожи отведена протеому, а не геному?
Да, и это главное фундаментальное открытие Радмана, меняющее взгляд на причины старения кожи. Белки — второй по значимости компонент тела после воды, но основной в вопросах возрастных изменений. Гены несут всю биологическую информацию — что может случиться. Но не все они постоянно экспрессируются. Только когда ген транслируется в белок, он полностью экспрессируется — что происходит на самом деле. Протеом — динамическая система, которая постоянно адаптируется к потребностям клетки и ее окружения. Поэтому именно он считается отправной точкой всех жизненных функций кожи, именно его изменение играет главную роль в процессе старения. Белки кожи — а есть множество специализированных белков — составляют основу кожи и обеспечивают плотность ее слоев, подобно коллагену. Они обеспечивают ее здоровье и баланс.
Из-за чего изменяется протеом? И почему кожа стареет?
Со временем и под воздействием внешних факторов белки кожи подвергаются различным изменениям, но самую большую угрозу представляет карбонилирование — это необратимое нарушение функции кожи, связанное с окислением. Карбонилированные белки теряют трехмерную структуру и больше не могут выполнять биологические функции, поэтому они должны быть переработаны или уничтожены. С возрастом они труднее выводятся и накапливаются в виде токсических агрегатов, которые нарушают физиологию клеток. Что это значит для кожи? Эти необратимые изменения в белках приводят к появлению морщин, тусклому и неровному цвету лица, снижению упругости и плотности кожи.
Какая биотехнология легла в основу формулы сыворотки?
Вдохновившись исследованием Мирослава Радмана, в своей разработке мы взяли за основу экстремофила Arthrobacter agilis. Эта бактерия, обнаруженная исследователями из лабораторий NAOS в снеге в 2010 году, обладает удивительной способностью к выживанию — она, к примеру, выдерживает самые экстремальные температуры. Экстракт Arthrobacter agilis также обладает гораздо более сильными антиоксидантными свойствами, чем эталонные молекулы. Способность этой бактерии выживать в экстремальных условиях обусловлена наличием бактериоруберинов (красных биологических пигментов) — мощных антиоксидантов с шаперонным эффектом, способных защищать протеом. В лабораториях NAOS удалось извлечь эти бактериоруберины для создания активного ингредиента, способного восстанавливать функции протеома кожи.
Как именно сыворотка работает с кожей?
Сыворотка защищает и укрепляет белки кожи: протеом кожи восстанавливает свою оптимальную функцию, а вместе с ней восстанавливаются и все естественные механизмы борьбы с признаками старения. Важно отметить, что она имеет отличную переносимость, подходит для всех возрастов и типов кожи. Ее можно использовать утром и вечером в течение всего года, отдельно или в дополнение к крему для ухода за кожей.
Когда ждать эффекта и первых результатов?
Результаты появятся после первого же нанесения — вы увидите, как у кожи появится сияние, а тон станет ровнее. Далее, при ежедневном использовании, через 28 дней заметно уменьшатся признаки старения — морщины станут менее заметными, а кожа — более упругой и плотной. Важно, что сыворотка подходит для постоянного использования, не вызывает привыкания и имеет прекрасный накопительный эффект.
Повторюсь, мы не спешили с запуском этого продукта — разработке 12 лет. Мы проводили исследования в нескольких странах и планируем в ближайшее время подкрепить данные локальными исследованиями. Как человек, работающий в индустрии больше 15 лет, могу с уверенностью сказать, что запуск Age Proteom — это запуск десятилетия, большая новость для рынка. Это не маркетинговый девиз, а важная и интересная инновация.
Мы не спешили с запуском этого продукта — разработке 12 лет.
12 лет — это довольно долгий срок.
Важно помнить (и особенно в контексте молодых брендов, которые сегодня появляются на рынке в больших количествах), что любая инновация — это прежде всего время. Мы потратили на разработку 12 лет, но при этом нашей новинке — в том виде, в каком мы ее запускаем, — уже четыре года. Дело в том, что, помимо всего прочего, важно провести тестирование — выявить, как продукт работает в долгосрочной перспективе, проследить, насколько стабильна его формула. Поэтому речь идет не о месяце исследований, а о годах.
Борьба за молодость и здоровье кожи — очевидный тренд последних лет. Какие еще тенденции в косметологии выходят на первый план?
Приятно отметить, что сейчас актуален тренд на превентивный подход, направленный на сохранение здоровья кожи и предупреждение заболеваний. Он очень близок нам, поскольку входит в философию компании NAOS. Мы замечаем, что сегодня все больше потребителей перестали гнаться за красивыми баночками, — гораздо важнее составы средств, дозировки ингредиентов и механизмы работы препаратов.
Если говорить про уход международных брендов с российского рынка, эта ситуация как-то отразилась на вас?
В нашем секторе есть некоторая стабильность. Многие бренды делали громкие заявления, но в конечном итоге большинство из них остались. В NAOS с первого дня заняли четкую позицию: мы разделяем людей и геополитику. Мы про людей, и для вас важно не только то, какие продукты мы производим — а мы производим продукты с высокой доказанной эффективностью, — но еще и как мы это делаем. Мы несем ответственность за наших клиентов и пациентов, за те социальные проекты, которые мы ведем на территории России и которые связаны с поддержанием деятельности благотворительных организаций, таких как «Галчонок», например. Наша миссия — объединять потребительское движение с медицинским и научным сообществом, чтобы помочь каждому найти своего врача, подобрать правильное лечение и улучшить качество жизни.
Какие запросы исходят сегодня от российского бьюти-рынка?
Российская женщина всегда хотела быть молодой и красивой. И быстро добиваться желаемого результата. Помню, как я еще ребенком читала интервью с Кларой Лучко. Так вот, она сказала, что если у нее будет три рубля, то два она потратит на косметику, а рубль — на все остальное. С тех пор ничего не поменялось. Девушки, женщины хотят быть красивыми и уделяют много внимания внешности. При этом важно отметить, что стала появляться культура ухода за кожей и пришло понимание, что следить за ней нужно с молодого возраста. Отдельная гордость — наши косметологи, у большинства из которых есть высшее медицинское или дерматологическое образование. У клиник есть медицинская лицензия, а это значит, что они несут ответственность за услуги, которые оказывают, и отвечают за результат.
Существует ли беспроигрышная схема ухода за лицом в 30, 40 лет и старше?
На самом деле здоровой коже не так много нужно. Принцип простой: бережное очищение, увлажнение и защита от солнца. Эти три несложных этапа способны предупредить большое количество проблем в будущем и продлить молодость кожи.
На ваш взгляд, меняется ли отношение женщин к своему возрасту?
Помню, как однажды знакомый француз сказал, что русские женщины очень красивые, но есть кое-что, что всегда выдает их возраст. Оказалось, что он имеет в виду походку. К счастью, сегодня женщины все больше понимают, что молодость — это не только внешность, это еще и здоровье, физическое и ментальное. Важно иметь интересное дело, чем-то вдохновляться, заниматься спортом. Или просто быть влюбленной. Все это делает женщину привлекательной.
Очень созвучно с философией NAOS.
Да, это как раз то, с чего мы начали наш разговор. Важны все три компонента: физиология, социальный и психологический аспекты. Любопытно, как однажды профессор Радман ответил на вопрос о своем личном секрете долголетия. Он сказал, что ключ ко всему — гармония и что если бы он начинал свою исследовательскую деятельность сегодня, то изучал был гармонию как основу жизни.
Вы руководите российским подразделением NAOS пять лет. Довольны ли вы тем, как бренд развивается, и какие цели ставите на ближайшее время?
Я очень довольна и рада той поддержке и доверию, которые нам оказывает компания. Нашей задачей было взрастить бренды в разы. И нам это удалось: за пять лет мы в пять раз увеличили обороты и попали в тройку лидеров. Более того, мы сохраняем самый быстрый рост в этой тройке. Но еще я бы хотела отметить нашу команду, поскольку для меня было важным с первых дней создать команду мечты. У нас есть своя культура взаимоотношений — мы слушаем и слышим друг друга, всегда поддерживаем и подставляем плечо в трудные минуты. К примеру, у нас есть правило трех хороших новостей: раз в неделю на общих собраниях у каждого есть возможность рассказать о том, чем он гордится, что его вдохновляет. Мы все очень разные, но мы единомышленники, и это позволяет нам не отходить от миссии — работать над тем, что приносит пользу. Но начинаем мы с себя — с команды и нашего ближайшего окружения.