Стиль
Герои О чем поют и играют победители «Грэмми» Оливия Родриго и Джон Батист
Стиль
Герои О чем поют и играют победители «Грэмми» Оливия Родриго и Джон Батист
Герои

О чем поют и играют победители «Грэмми» Оливия Родриго и Джон Батист

Фото: Jeff Kravitz / FilmMagic / Getty Images
Пусть говорили в 2021 году преимущественно о Канье Уэсте и Билли Айлиш, на «Грэмми» это никак не отразилось. Главные призы забрали Оливия Родриго и Джон Батист — поп-певица и джазовый музыкант, чьи альбомы оказались важнее «Donda» и «Happier Than Ever»

Оливия Родриго: пылкий голос юности

Зачем слушать: качественно и талантливо оформленное, стройно выраженное и превосходно исполненное эмоциональное и смысловое содержание

Оливии Родриго всего 19 лет — столько же было Билли Айлиш, когда ей поручили эпохальное задание: написать заглавный трек для 25-го фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать». В тот момент она стала самой молодой артисткой, удостоенной этой чести. Родриго же в 19 лет заполучила три «Грэмми» за свою пластинку «Sour», титул артиста года от журнала Time и женщины года — от Billboard.

Калифорнийка, как и Билли, Оливия родилась, чтобы стать звездой. С филиппинскими корнями (по отцу), а также немецкими и ирландскими (по матери) она выиграла генетическую лотерею, при должном рвении позволяющую в США представителям смешанных кровей олицетворять голос меньшинств.

Неслучайно именно Родриго оказалась в центре внимания во время акции Белого дома по продвижению вакцинации среди молодежи, приходила в гости к Джо Байдену, обнималась с Камалой Харрис и Энтони Фаучи. Неслучайно и то, что Родриго — спикер и участник дискуссии в Институте Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ.

Новая кровь американской поп-культуры с детства была занята развитием навыков: брала уроки вокала, игры на фортепиано и актерского мастерства, участвовала в школьных театральных постановках, училась играть на гитаре, росла под No Doubt, Pearl Jam, The White Stripes и Green Day, а также под кантри — и поэтому называет Тейлор Свифт любимой исполнительницей и примером для подражания.

Родриго не была внезапным персонажем на поп-культурном олимпе: с 12 лет она играет в кино, участвуя в популярных в США проектах Disney («Bizaardvark» и «High School Musical»), там же и поет, так что американская аудитория в курсе ее вокальных способностей.

Но тот факт, что можно успешно начать карьеру певицы в 2020 году, в период пандемии, когда весь мир закрылся и изолировался, оказался как раз внезапным. Сама Оливия признавалась, что чувствовала себя странно, создавая ажиотаж в обстановке локдауна. Когда ее хит «Drivers Licence» вышел в начале января 2021 года и через три дня побил рекорды прослушиваний на Spotify, она ни разу не выступала с живыми концертами. А рекордные достижения все продолжались. Трек стал первой в истории песней, которая за семь дней набрала 80 млн прослушиваний, попала в лидеры Billboard Hot 100, всего за месяц сделав Оливию Родриго мировой звездой. Тейлор Свифт выразила ей респект, благословив таким образом на большую музыкальную карьеру. Это как раз тот случай, когда можно сказать: «Проснулась знаменитой».

Следующий сингл Родриго выпустила в апреле 2021 года — «Deja Vu» попал на восьмую строчку Billboard Hot 100, а его автор стала первой артисткой с дебютными треками в первой десятке чарта. Студийный альбом «Sour», заполучивший «Грэмми», появился на свет 21 мая 2021 года. Критики его моментально расхвалили, сравнив с успехом Тейлор Свифт и Лорд (которую Родриго тоже обожает). Критик Clash Робин Мюррей заявил, что Родриго заработала место среди лучших артистов-зумеров, а рецензент Variety назвал ее «голосом поколения». Пластинка «Sour» пробыла пять недель на первом месте чарта Billboard 200 — абсолютный рекорд.

Прошлый год Оливия завершила как самый продаваемый автор и исполнитель синглов. Восемь ее песен находились в чарте Global 200, а дебютный студийный альбом попал на третье и четвертое место по продажам в США и Великобритании.

Получая за него «Грэмми» (статуэтку ей передал ни много ни мало Джаред Лето), Оливия поблагодарила родителей за безоговорочную поддержку: «В девять лет я заявила маме, что хочу стать олимпийской чемпионкой по гимнастике, хотя едва умела делать колесо, и мама подумала, что я шучу. А через неделю я заявила, что хочу выиграть "Грэмми", и мама выразила большую поддержку, хотя наверняка думала, что это просто детская несбыточная мечта. Так что спасибо моей маме за то, что поддерживала эти мечты, даже если они казались совсем уже дикими».

Джон Батист: душа «Души» и джаза

Зачем слушать: высокий уровень исполнения, искренность, звучание и усилия по возрождению джаза

35-летний Джон Батист с внешностью главного героя анимационного фильма «Душа» сделал джаз и соул великими снова. Музыкант и композитор, много лет работавший в вечернем шоу Стивена Кольбера на канале CBS, записывался и с Ленни Кравицем, и со Стиви Уандером. Падкий на тренды британский музыкант Эд Ширан в 2017-м сыграл с его группой культовую «Ain't No Sunshine» прямо в студии Кольбера, и это был один из лучших джемов в истории шоу. 

Он родился в Луизиане в католической музыкальной семье Батист, из которой вышел Лайонел Батист, джазовый певец из Treme Brass Band, Милтон Батист из Olympia Brass Band и барабанщик Рассел Батист-младший. Когда Джону было восемь лет, он научился играть на перкуссии и барабанах, чтобы выступать с братьями в группе Batiste Brothers Band. В 11 лет, послушав мать, научился играть на фортепиано. Навыки свои развивал как проигрыванием гамм, так и подбором мелодий из видеоигр Final Fantasy VII и «Соник». Дебютный альбом Джон Батист выпустил в 17 лет — он назывался «Times in New Orleans» и был широко известен в узких кругах в Новом Орлеане. Второй альбом он записал уже во время учебы в Джульярдской школе в Нью-Йорке в 2006 году. С инструментальным сборником «Live in New York: At the Rubin Museum of Art» из джазовых композиций Батист выступал в Южной Африке, Лондоне, Лиссабоне, Испании и Париже. Когда ему исполнилось 20 лет, Батист дебютировал в Консертгебау в Амстердаме с собственным шоу, а еще проводил музыкальные семинары и уроки в неблагополучных районах Нидерландов. Оттуда вместе с шестью музыкантами он попал в Карнеги-холл, где провел концерт, завершившийся финальной композицией, сочиненной им для хора, джазового коллектива и оркестра.

Джон Батист планомерно занимался композиторской деятельностью и выпустил ряд музыкальных проектов, в том числе Social Music 2013 года, треки которого больше месяца лидировали в джазовых чартах Billboard и iTunes. В 2017 году вместе с Леоном Бриджесом, восходящей звездой соула, он выпустил сингл «Ohio». В 2019 году кавер Батиста на «Saint James Infirmary Blues» Луи Армстронга получил первую номинацию на «Грэмми».

Прежде всего, Батист — музыкант и композитор, а не суперзвезда, нацеленная на наращивание капитала в виде мировой популярности. Оттого его кипучая деятельность находилась вдали от глобальной дискуссии, к тому же джаз не трендсеттер, в отличие от рэпа, и не универсальный продукт, в отличие от поп-музыки. Пока все обсуждали, как живут Ким Кардашьян и Канье Уэст, сколько «Грэмми» у Билли Айлиш в ее годы, когда ждать новый альбом Адель и в чем ее феномен, Джон Батист занимался возрождением джаза. Он участвовал в трибьютах Чаку Бэрри в 2018-м на церемонии Национальной академии звукозаписи и Кармен де Лавальяде в Кеннеди-центре; в концерте за мир и справедливость в Алабаме; концерте Global Citizen Advocacy и фестивале Wonderful World в честь Луи Армстронга в Нью-Йорке. Кроме того, он сыграл самого себя в музыкальном сериале «Тримей» от авторов «Прослушки» и появился в фильмах Спайка Ли «Лето в Рэд Хук» и «Сладкая кровь Иисуса»; выступал на джазовом фестивале в составе своей группы Stay Human в Ньюпорте в 2015 году, давал регулярные уличные концерты в Нью-Йорке, которые называл «бунтами любви».

Выступления Джона Батисты часто сопровождали серьезные музыканты, например худрук джазового подразделения Линкольн-центра Уинтон Марсалис. Пока герой «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла прожигал жизнь в мечтах возродить «умирающий» джаз, Батист и его Stay Human пришли к шоумену Стивену Кольберу в The Late Show и стали работать на широкую публику канала CBS, привлекая Билли Джоэла, Джона Ледженда (сыгравшего, к слову, предприимчивого нью-джаз-музыканта у Шазелла), Грэйс Вандервол и других артистов. Джаз проснулся и вновь попал в поле зрения Национальной академии звукозаписи.

В протестном июне 2020 года Батист выступал на ступенях Бруклинской публичной библиотеки вместе с Мэттом Уитакером, а насчет протестов после убийства Джорджа Флойда высказывался строго в рамках своей деятельности: «Музыка всегда была чем-то, что несет в себе различные смыслы... Что сейчас иначе, так это то, что она стала гораздо более широко распространена в преодолении системного угнетения, которое продолжалось на протяжении 400 лет. Сейчас для нас важнее всего заново открыть то, для чего наши предки обращались к музыке, что сейчас забыто. Мир видит музыку как развлечение. Но в основе она таковой никогда не была. Развлечение — это ее элемент, но сама музыка намного глубже и намного шире», — говорил он.

В 2020 году Батист написал музыку к анимационной ленте «Душа» в сотрудничестве с Трентом Резнором и Аттикусом Россом. Главный герой Джо Гарднер, озвученный актером Джейми Фоксом, получил внешность Джона, а саундтрек, в сочинении которого он принял участие, удостоился премий «Оскар» и «Золотой глобус».

Пятый сольный студийный альбом «We Are», вышедший 19 марта 2021 года, Батист назвал «кульминацией» и самым ярким примером того, куда он пришел как творческий человек и артист. Забирая статуэтку на церемонии «Грэмми», где Джон значился в 11 номинациях, музыкант напомнил, что творчество не может быть исключительно автороцентрично: «Я верю, что нет лучшего музыканта. Нет лучшего актера или лучшего танцора. Творчество субъективно. У песни или альбома есть радар, который находит конкретного человека, который нуждается в них больше всего».