Как создатель Angry Birds планирует воспитать поколение гениев
В 2015 году предприниматель, основатель стартап-конференции Slush и один из создателей игры Angry Birds Петер Вестербака запустил образовательную инициативу Fun Academy Future Astronauts. Дети в возрасте от двух до шести лет учатся в формате «веселого обучения» — подхода, основанного на финском педагогическом опыте и разнообразных развивающих практиках со всего мира. Академия сотрудничает со Space Nation (финско-американской компанией, планирующей запустить реалити-шоу, победитель которого отправится в космос) и с самого раннего возраста прививает детям ключевые жизненные навыки: находить нестандартные решения, работать в команде, мыслить критически, относиться к своим действиям осознанно и осмысленно использовать новые технологии.
Казалось бы, что программа курса больше похожа на один из тренингов личностного роста, крайне популярных среди бизнесменов, политиков и других взрослых. Однако создатели Fun Academy уверены, что даже в таком юном возрасте дети способны на более серьезные решения и поступки, чем те, которые мы от них ожидаем.
Воспитать будущих президентов
Проект начался с сотрудничества команды предпринимателя и американского космического агентства NASA, когда Петер Вестербака еще работал над приложением Angry Birds. По сути, программа академии напоминает реальную подготовку будущих астронавтов, но в адаптированной под детские интересы версии.
«Люди всегда восхищались исследованиями космического пространства, — делится финский предприниматель с «РБК Стиль». — Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие дети вновь хотят стать космонавтами. Но если они приходят к нам, то это не значит, что сразу после обучения каждый ученик отправится на Луну. Перед нами стоит совершенно иная задача — помочь детям обрести жизненно важные навыки. Ведь быть космонавтом в первую очередь значит креативно подходить к решению проблем и творчески управлять своей судьбой. Любой может им стать. И если убедить детей в том, что в мире нет ничего невозможного, то будущего космонавта или даже президента можно вырастить из каждого».
Другими словами, академия готовит детей к самому неизвестному и важному — к их будущему. В рамках программы ребята развивают свое мышление с помощью упражнений на осознанность, тренируют тело и расширяют знания в самых разных областях. Говорят с ними чаще всего о науке, технике, искусстве и математике. А еще дети проводят небольшие исследования и ставят эксперименты, которые напоминают те, что ставятся на международных космических станциях, тестируют скафандры, пробуют еду в тюбиках и даже общаются с настоящими космонавтами.
Но и это еще не все: каждую неделю детям дают заранее смоделированную проблему, которую они должны решить командой, применяя свои навыки общения и умение договариваться друг с другом. Тренинги, как правило, нацелены на практическое обучение.
«Педагогическая структура программы строится в соответствии с подходом "веселое обучение", который мы разработали в Fun Academy. В ее основе лежат финские исследования в области образования — они ведутся на протяжении последних 50 лет и считаются одними из самых прогрессивных в мире», — объясняет создатель академии.
Каждый год имеет значение
Создатель финского образовательного стартапа утверждает, что развитие в раннем возрасте становится основой всей жизни и оказывает наибольшее влияние на будущую жизнь и карьеру. Поэтому, чтобы воспитать гения, необходимо постараться с самого начала помочь ему понять, что у него не должно быть сомнений, рамок или пределов.
Навыки, которые дети должны получить в современном мире, значительно отличаются от тех, что были актуальны 10–20 лет назад. Цифровая эра требует нового подхода. Так что если ребенок, например, относится к чтению книг с наименьшим энтузиазмом, чем хотели бы его родители, не стоит давить слишком сильно.
«Важно поддерживать здоровый баланс в процессе воспитания ребенка. Если вы хотите, чтобы он начал читать, нужно способствовать этому только в позитивном ключе. В работе с малышами необходимо помнить, что лишь забота, понимание и конструктивное общение смогут принести стойкий видимый результат», — уверен Петер Вестербака.
Образовательная программа Fun Academy Future Astronauts для малышей длится 12 недель. Она доступна для всех — создатели предлагают скачать план обучения совершенно бесплатно и уже активно готовят учителей для ее реализации в разных странах. Предприниматель и его команда утверждают, что современный мир столкнулся с глобальным образовательным кризисом: различия в уровне обучения огромны, особенно за пределами Европы и Америки. Поэтому недавно академия установила партнерские отношения с правительством Туниса и провела тренинги во вьетнамском городе Дананг, чтобы помочь наименее благополучным странам разработать и улучшить систему дошкольного образования. Сейчас академия работает в нескольких американских штатах, а также в Китае, Сингапуре, Бразилии, Испании.
В России образовательную инициативу еще не запустили. Хотя Петер Вестербака уверен, что вскоре это произойдет: команда находится в поиске контактов, которые смогут помочь организации проекта на территории страны. А в январе этого года Вестербака был номинирован на международную премию Rybakov Prize, учрежденную миллиардером Игорем Рыбаковым и его женой Екатериной, которая вручается предпринимателям и филантропам в области дошкольного и школьного образования.
Вопрос обучения Петер Вестербака считает ключевым: «Ребенок запросто может научиться ставить цели, наблюдая за образцом для подражания, и это станет решающим навыком в поиске его жизненного пути. Маленькие дети похожи на губки, они впитывают то, что происходит вокруг, и наши личные примеры определенно имеют огромное значение, особенно когда мы общаемся друг с другом и с ними».
Впрочем, бывший топ-менеджер Rovio Entertainment добавляет, что и нам есть чему поучиться у подрастающего поколения. «Важно относиться к ребенку с любопытством, уважением и интересом, — говорит он. — В Финляндии мы твердо верим, что дети — это такие же умные, глубокие люди со своим характером и предназначением. Мы привыкли относиться к ребенку как к любому взрослому человеку, которого встречаем на своем пути. Кроме того, я верю, что мы можем многому научиться у детей, поскольку их поколение в разы умнее нас».