Убеждать, творить, понимать: как развить карьерные навыки 2020 года
Самый востребованный технический навык — работа с блокчейном. Именно его чаще всего указывают в требованиях к соискателям на лучшие вакансии. Также в топ вошли облачные вычисления, искусственный интеллект, UX-дизайн, производство видео, вычислительные методы, бизнес-аналитика, партнерский маркетинг и старые добрые продажи.
Если среди hard skills в основном лидирует способность работать с данными и техникой, то список самых важных гибких навыков получился очень человечный — очевидно, в 2020 важнее всего уметь взаимодействовать, слушать и слышать. По данным LinkedIn, гибкие навыки сегодня ценят чуть ли не выше технических: запросы рынка постоянно меняются, появляются новые отрасли и специальности с набором специфических умений — обучить им специалиста кажется проще, чем развивать в нем эмпатию, способность творить и умение договариваться. Вот что входит в топ-5 главных гибких навыков 2020 года.
Креативность
Слово и скрывающееся за ним понятие, набившее оскомину в нулевые, обретает новый смысл. Быть креативным теперь нужно не только профессионалам, напрямую связанным с творчеством, но вообще всем — инженерам, HR-специалистам и директору по АХЧ тоже. Компании ищут людей, которые не ограничивают свои знания и умения рамками одной профессии, умеют и любят изобретать, ищут новые подходы, нестандартно мыслят.
Как развить: желание и способность творить приходят вместе с любознательностью, поэтому в первую очередь стоит прокачать в себе любопытство. Проверенные способы стать более творческим: почаще общаться с людьми, которые вдохновляют, погрузиться в мир искусства и побольше гулять — ходьба временно увеличивает творческий потенциал, а также улучшает когнитивные способности и помогает решать даже самые сложные задачи.
Убедительность
В эпоху инфлюэнсеров умение быть убедительным резко вышло на первый план. Убедительность — это умение увлечь других людей своими идеями, не прибегая к манипуляциям. Чтобы это получилось, условный инфлюэнсер должен вызывать доверие, владеть языком и использовать обоснованные доводы, а его слова должны звучать веско.
Убедительный человек ведет людей в нужном ему направлении не обманным путем (ведь если обман вскроется, последователи развернутся и уйдут), а внятно разъяснив, какую реальную выгоду они получат от условной сделки. Неудивительно, что компании хотят видеть лидеров мнений в своих рядах.
Как развить: в основе убедительности лежит взаимность. Когда человек получает нечто важное для себя, он стремится предложить что-то взамен — как минимум, свой интерес, как максимум — лояльность. Чтобы стать более убедительным, стоит культивировать в себе уважение к окружающим, стараться быть более вовлеченным в общее дело, искренне интересоваться своей работой и проектами коллег. Также стоит поработать над осанкой и речью, а еще побольше читать — это расширит словарный запас и эрудицию.
Сотрудничество
Третий в списке гибких навыков — умение работать в команде — идеально совпадает с курсом на креативность. Наш мир стал слишком большим и быстрым, чтобы человек мог знать, уметь и делать все в одиночку — иногда даже в рамках конкретной задачи. Экстраординарные проекты требуют сильных команд, желательно функционирующих по принципу «бирюзовых» организаций, где каждый знает свою зону ответственности, но чувствует себя частью большого общего дела. Именно это и называют эффективным и взаимовыгодным сотрудничеством.
Как развить: почаще выходить из своей профессиональной зоны комфорта — браться за нетипичные проекты, предлагать помощь коллегам, чья специализация отличается от вашей, — и так развивать профессиональную эмпатию. При этом стоит четко ограничивать свою зону ответственности и проговаривать ее с коллегами и начальством: когда все однозначно понимают границы друг друга, совместная работа проходит эффективнее.
Приспособляемость
Даже странно, что в нашем быстро меняющемся мире эта суперспособность не стала главным качеством соискателя работы — возможно, только пока. Приспособляемость — это навык вовремя считывать изменения в окружающей обстановке и меняться самому. Адаптироваться значит иметь склонность к получению новых знаний и воспринимать изменения как благо. Последнее особенно важно, потому что сегодня инновации поджидают на каждом шагу и абсолютно во всех сферах деятельности. Сопротивляться им — верный способ тормозить карьеру.
Как развить: прежде всего, бороться со своими предрассудками. Чем дольше работаешь в определенной сфере, тем сильнее убеждаешься в ликвидности своих знаний о том, как надо. Но эти знания имеют срок годности — если их не обновлять регулярно, можно превратиться в реликт. Конечно, нужно постоянно учиться, и не только по профессии: мониторить общемировые тренды (например, в области искусственного интеллекта, телемедицины, экологии) и выбирать интересные курсы, которые позволят хоть немного разобраться в вопросе. Среди самых популярных ресурсов с бесплатными образовательными программами — Coursera, edX и российский Stepik. Свои онлайн-программы есть у «Вышки», МГУ и других университетов.
Эмоциональный интеллект
Уровень эмоционального интеллекта определяет, как хорошо вы умеете слышать и понимать других, сопереживать чужому опыту. Зачем это нужно в карьере? Развитая эмпатия помогает предугадывать действия других людей, понимать истоки их мотивации, считывать намерения и до некоторой степени управлять их эмоциями. Очевидно, развитый эмоциональный интеллект — бесценный навык, когда потребители становятся все более осознанными и выбирают бренды, которые разделяют их ценности и стремления.
Как развить: взять ответственность за свои реакции, читать качественную художественную литературу (погружение в вымышленный мир помогает развивать эмпатию), гулять и медитировать. Практики mindfulness и техники контролируемого дыхания помогают увеличивать время между получением внешнего стимула и реакцией на него — так человек буквально учится лучше слышать окружающий мир.