Покупать / не покупать: что такое No Buy 2025 и стоит ли следовать тренду

Если в нулевых глянец призывал не отказывать себе ни в чем и скупать все, что плохо лежит (а точнее, красиво выставлено в витрине магазина), то в последние десять лет мир охватила волна осознанного потребления. Издание Business Insider отмечает, что многие становятся все более подкованными в денежных вопросах и делают все возможное, чтобы добиться финансового благосостояния как можно раньше. Молодые люди, кажется, решили окончательно положить конец культуре потребления или, может, просто устали от «дофаминовых» покупок и создали новый тренд — No Buy 2025. Он завирусился в TikTok благодаря 26-летней Мии Вестрап, которая решила отказаться от необдуманных трат на год и тем самым наладить отношения с финансами. В своем TikTok Вестрап заявила, что на протяжении 12 месяцев она будет тратить деньги только на самое необходимое — аренду квартиры, еду, общественный транспорт. И никаких приятных мелочей, чтобы порадовать себя. Тренд No Buy 2025 предлагает сократить покупки ненужных вещей (будь то питоновые ботильоны, подписка на сервис или новая книга) и сосредоточиться на том, что действительно важно: учеба, аренда и, наконец, близкие люди.
Согласно исследованию Rambler&Co, для 36% россиян основной причиной импульсивного шопинга стало удобство онлайн-шопинга и привлекательность распродаж, 32% предпочитают поднимать настроение с помощью новой одежды и аксессуаров.

Основоположницей тренда No Buy в России, сама того не зная, стала фаундер коммуникационного агентства PR-power и инфлюенсер Марина Бицадзе. Ее главной мотивацией стало желание избавиться от шопинг-обсессии. И сделала она это еще задолго до появления тренда в TikTok — в начале 2021-го: «Этот год я начала с чистого листа и объявила в социальных сетях, что на протяжении 12 месяцев не буду покупать новые вещи. В списке запретов оказались одежда, украшения, обувь и сумки. Колготки, носки и нижнее белье в этот список не попали. Я придумала себе такой челлендж не только потому что в шкафах не было свободного места, а потому что все свободное время уходило на поиск "той самой вещи" в онлайн-магазинах. В результате мне действительно удалось избавиться от этой зависимости, чем я очень горжусь».
Почему люди отказываются от покупок
Одно из причиной отказа от необдуманных трат стал стресс, который зачастую следует за неконтролируемой тягой покупать, чтобы сделать себе приятно. Загроможденное пространство — это часто про беспорядок не только в квартире, но и в голове. Многие видят выход из этой ситуации в минимализме и простоте — чем меньше вещей вокруг, тем яснее мысли и спокойнее душа. Чтобы «спасти» россиян от импульсивных покупок, Минэкономразвития даже предложило внедрить самозапрет или лимит на траты в маркетплейсах. В рамках эксперимента пользователи смогут сами подключить эту функцию в своем личном кабинете.
Филипп Лобачев, PR-директор Dzhanelli Jewellery, признается, что приходит в ужас, когда отслеживает свои траты: «Намедни отследил расходы на такси. И, кажется, понял, что можно прожить и без значка "Ultima" около имени в мобильном приложении». Еще одна страсть Филиппа — книги: «Прекрасно отношусь к осознанному шопингу, но иногда срываюсь. Особенно, если дело касается книг. Заходишь в любимый "Пиотровский" и все как в тумане… Поэтому теперь я покупаю книги лишь в том случае, если закончил читать предыдущую. Какой-никакой low-buy».
Нередко попытка сократить траты идет рука об руку с желанием сделать вклад в защиту окружающей среды. Молодых людей до 30 лет (и чуть старше) с детства учили тому, что чрезмерное потребление ресурсов негативно сказывается на планете. «Эко-сознание» становится не просто модным словом, а основополагающим принципом жизни. Отказ от ненужных покупок помогают снизить углеродный след — и от этой мысли многим становится хоть чуточку приятнее. В этом контексте No Buy 2025 оказывается не только личной инициативой, но и частью глобального движения за защиту окружающей среды.
С учетом экономической нестабильности и роста цен на базовые товары молодое поколение вынуждено пересматривать финансовые привычки. Увеличение стоимости жилья, продуктов питания и услуг ставит под угрозу привычный стиль жизни. В условиях неопределенности многие начинают осознавать, что привычные радости могут обернуться проблемами. Александр Колацк признается: «Год назад я активно скупал все, что только видел. Пару месяцев назад еле избавился от залежей ненужной одежды, даже обидно стало, что некоторые вещи ни разу не надевал».

Но есть нюанс: не все молодые люди задумываются об экологии и готовы лишать себя радости от покупки, пусть даже и ненужной. Журналист и модель Екатерина Краюхина признается, что на желание купить или не купить ту или иную вещь экологический фактор не влияет никак: «Наверное, No Buy появился благодаря тренду на бережное отношение к планете. Но лично я редко покупаю одежду не из-за экологических проблем, а просто потому, что мне не нравится масс-маркет. Кроме того, если очередная жутко дорогая, пусть впоследствии и не надетая пара туфель приносит вам счастье — это важнее любых финансовых состояний. Это, я бы даже сказала, бесценно». Поэтому прежде, чем следовать No Buy 2025 (да и любому другому тренду) следует задать себе вопрос: зачем я это делаю? Чего я сейчас хочу: порадовать себя покупкой или сэкономить?
Как планировать бюджет
Не все молодые люди придерживаются каких-либо правил ведения бюджета, как Миа Вестрап. К примеру, Краюхина предпочитает и вовсе не следить за своими тратами: «Расходы не отслеживаю, это вгоняет меня в тоску. Единственное, чего придерживаюсь — не трогаю сумму, которую каждый месяц плачу за квартиру».
Тем же, кто хочет разобраться с финансами, важно четко определить, что действительно необходимо.
- Составьте список основных расходов — это поможет понять, сколько средств нужно для комфортной жизни.
- Составьте бюджетный план на месяц и разделите средства на категории: обязательные расходы, сбережения и свободные средства.
- Установите «замороженные» зоны: выберите определенные категории товаров (одежда, косметика), на которые вы не будете тратить деньги.
Александр Колацк устанавливает лимит на покупку заранее, но признается, что превышает его, если видит что-то особенное.

Марина Бицадзе предлагает свой вариант решения проблемы с необдуманными тратами: «Если вам сложно в одночасье отказаться от традиционных покупок, то делайте это постепенно. Покупайте не пять капучино в день, а, например, три. А потом переходите на домашний кофе. Также я рекомендую откладывать не потраченные на глупости деньги на отдельный сберегательный счет, который поможет вам осуществить давнюю мечту. Например, съездить в Японию. Вот вы вышли из дома: захотели купить кофе, но не купили и отложили 250 руб. на свою мечту. Потом пошли в торговый центр, не купили себе очередные джинсы и отложили еще 5590 руб. В моем случае отложенные деньги идут на оплату ипотеки. Я бы сказала, что теперь меня возбуждает не покупка Chanel или Hermès, а покупка плитки, кухни и дивана».
Еще одно правило, которое может помочь в управлении финансами, — метод 50/30/20. Доход делится на три основные категории: 50% — обязательные траты, 30% — покупки, которые приносят радость, 20% — то, что пойдет в копилку. Это могут быть инвестиции, накопления на пенсию, резервные средства на случай непредвиденных обстоятельств и сбережения на крупные покупки. Филипп Лобачев, который регулярно отслеживает аналитику банка, шутит: «Чтобы не тратиться, выход один — не пользоваться кредитной картой».

Приложения для планирования бюджета
- YNAB (You Need A Budget) — помогает планировать бюджет и управлять финансами. (App Store / Google Play)
- GoodBudget — приложение для управления финансами с использованием системы конвертов. (App Store / Google Play)
- Personal Capital — помогает отслеживать инвестиции и составлять финансовые планы. (App Store / Uptodown)
- Spendee — приложение для совместного планирования бюджета с друзьями и семьей. (App Store / Google Play)
- MyLife — приложение для определения финансовых привычек и целей. (App Store)
Секонд-хенды, ресайкл-проекты и свопы
Приобретение качественных вещей, которые прослужат долго, позволит сократить количество покупок в будущем и сэкономить деньги. К примеру, альтернативой модным магазинам могут стать секонд-хенды или ресайкл-проекты. Последние особенно любит Краюхина: «Я фанат проекта Маши Поповой Merceria — такой гардероб всегда будет вне времени. Пиджак, хорошо сидящие джинсы и поло — на всю жизнь хватит». (Стилист, фотограф, соосновательница проекта Merceria Маша Попова — героиня проекта «РБК Визионеры»)
Но иногда цены в ресайкл-проектах могут быть выше, чем в масс-маркете, — это зависит от исходного состояния вещи, методов ее обработки и множества других факторов. Поэтому если такая вещь не по карману, можно обратиться к старым добрым секонд-хендам, где всегда можно найти что-то интересное, отправиться на гараж-сейл или просто устроить обмен вещами с друзьями. Краюхина признается, что обожает секонды, особенно петербургские. «Мои вещи-фавориты— пиджаки и плащ Hugo Boss из секонд-хенда. Плюсы такого шопинга очевиден: таких айтемов ни у кого нет, вы сэкономили целое состояние и, если постарались, нашли архивную вещь с историей». А еще поиск той самой вещи на свопе или в секонд-хенде может стать увлекательным времяпрепровождением — что-то, приобретенное таким способом, точно запомниться надолго.
Марина Бицадзе относится к тем, кто не ходит по секондам и винтажкам: «Я скорее отношусь к той категории людей, которая продает или дарит свои вещи. Раньше мы очень увлекались походами по секондам с моим мужем и закупались в Европе. Сейчас такой потребности больше нет».

«Прекрасное далеко» без импульсивных покупок
Тренд на отказ от покупок сочетает социальные и личные факторы, которые формируют новое понимание потребления. В итоге меняются не только финансовые привычки: происходят глубокие изменения в мышлении общества, а также появляется новое понимание того, что действительно важно. Молодые люди сейчас соединяют в себе осознанность и усталость от постоянного потребления. Пусть многие и не стремятся стать защитниками планеты, но они мечтают обрести личную независимость и, самое главное, — чувствовать себя счастливыми. С покупками или без.